Народы Южной Азии.ppt
- Количество слайдов: 145
Народы Южной Азии 1. Особенности рельефно-климатического районирования субконтинента Индостан. 2. Этногенетические аспекты и этническая история народов Южной Азии. 3. Основные ХКТ Южной Азии. 4. Материальная культура народов Южной Азии. 5. Семейные и общественные отношения. 6. Духовная культура народов Южной Азии.
Литература: n n n n n 1. Учебники: 1982 г и 1994 г. 2. Истоки формирования современного населения Южной Азии. М. , 1990. 3. Марк Габорио. Непал и его жители. М. , 1985 4. Снесарев А. Е. Этнографическая Индия. М. , 1981 5. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. М. , 1990. 6. Фурника В. От рождения до погребального костра. М. , 1985. 7. Кочнев В. И. Шри-Ланка. М. , 1976 8. Ковалев И. М. Судьбы индийских племен. М. , 1982. И др.
Южная Азия: полуостров Индостан, остров Шри. Ланка, Андаманские, Никобарские, Маккадивские и Аминдивские острова. Численность населения более 1 млрд. Человек. Природно-климатические особенности разнообразны. С севера горы - система Гималаев и Каракорума, с СЗ – Белуджистанское нагорье и Гиндукуш; с В – горы –Гаты. Большая часть Индостана плодородная Индо-Гангская равнина, Деканское плоскогорье. Полуостров омывается водами Индийского океана, Аравийского моря, Бенгальского залива и Андаманским морем.
Восход
Закат. Побережье Гоа
Гималаи
Цейлон, пороги
Цейлон, ущелье, закат
Пакистан, Гималаи
Пакистан, предгорье Гималаи
Тибет
Цейлон, закат
Красные горы
Пакистан, горы
n n n Крупные реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Кришна, Гадавари и др. Есть пустыни, лишенные каких-либо значительных водных ресурсов – пустыня Тар. Большая часть Индостана - в тропиках, лишь север и предгорья – в субтропиках. Два сезона: увлажненный, когда выпадает много дождей. В сезон - наводнения, от которых страдает населения. Дожди приносят муссоны. Сезон дождей сменяется засушливым сезоном. На СЗ, где локализуются пустынные области дожди выпадают редко и растительный мир беден. Остальная часть Индостана, это цветущий край с богатым животным и растительным миром. За последние десятилетия он обеднел в связи с хоз.
Деятельностью человека: сократила площади непроходимых джунглей. В географически изолированных местах до сих пор сохранились ценные породы деревьев: тик, сал, черное и красное дерево, сандал и др. В Лесах растут древовидные папоротники. На островах и в прибрежной зоне – мангровые леса. Из животного мира большое разнообразие обезьян: св. обезьяна хануман, тонкотелы, лангуры, носачи, макаки и др. Ярко окрашенные птицы перелетают с ветки на ветку, множество, змей, насекомых, бенгальские тигры, слоны, леопарды и др. Приняты законы по охране флоры и фауны и регулируется вырубка леса.
Индийский слон
Цветы Пакистана
Бенгальский тигр
Священная обезьяна, хануман
Попугаи
Речная долина, Индия
2. Этногенетические аспекты и этническая история народов Южной Азии. Государства: Индия - более 1 млрд. человек; Исламская республика Пакистан - > 100 млн. ; НР Бангладеш > 100 млн. ; Королевство Непал – 17 млн. ; Республика Шри-Ланка – 16 млн. ; Королевство Бутан – 1, 5 млн. ; Мальдивская респ-ка – 0, 2 млн. Регион многонациональный по подсчетам ЮНЕСКО более 800. На 23 языках из 187 существующих говорит более 97% населения. Лингвистическая характеристика: 1. Индоевропейская семья с группами: арийская, иранская, нуристанская; дравидийская. В Индии 2/3 говорят на
В Пакистане гос. Язык – урду наряду с английским; в Непале – непали; в Бангладеше – бенгали и т. д. 2. Австроазиатская семья: санталы, мунда 3. Тибето-бирманские языки: нага, манипури и др. 4. Особую семью образует андаманский язык, на котором говорят островитяне. К числу наиболее консолидированных народов относятся: бенгальцы, гуджаратцы, пенджабцы, кашмирцы и т. д. Каждый народ живет в своем штате. Общегосударственная общность: индийцы, пакистанцы, непальцы и т. д. Социальный и общественный строй и организации уходят в древнеарийские истоки варнового устройства. Варна (цвет, качество)
В древнеарийском обществе было подразделение на 4 варны: Жрецы – высшая каста; кшатрии – общественное управление и охрана; вайшии – земледельцы, ремесленники; шудры – обслуживающие первые три варны, возможно местные жители. В наст. Время понятие «варны» исчезло, но касты до сих пор сохраняются. Ряд каст считаются нечистыми: мусорщики, кожевенники и др. Есть каста неприкасаемых. Особенно тяжелое положение занимают группы стоящие вне касты. Это в основном, племена до недавнего времени, существующие на присваивающих ХКТах.
Антропологическая характеристика: Арийские племена – А. Т. очень грацильные узколицые европеоиды. Практически все индоевропейские народы являются носителями южных европеоидных типов. Тибетское нагорье еще в древности было населено монголоидными вариантами с языками тибето-бирманской семьи. Непальские народы с монголоидной примесью. Народы мунда (санталы, бхилы и др. ) в облике сочетают веддоидные и монголоидные черты. Сопоставление вариаций по отдельным кастам свидетельствует о том, что представители более высших каст более европеоидны и со светлой пигментацией.
Тамилы принадлежащие различным кастам также отличаются, как и другие арийские народы. Высшие касты формировались при значительном участии арийских элементов. Ведды, утратившие сейчас свой язык являются носителями веддоидного типа, низкий рост, резкая долихокефалия, преобладание волнистых форм волос, умеренно темный цвет кожи, очень грацильное лицо, вогнутая спинка носа.
пакистанцы
Индиец, пакистанцы
Раджпут
Индия, девочки-Пакистан
Цыганка, непалки
Воин с татуировкой, раздвоенный нос
Юноша нага
Девочки
Непальцы, женщины
Этническая история. В неолите на большей территории Индостана проживали люди веддоидного облика. В III тыс. протодравиды и протомунда расселились на большей части Ю. Азии, где смешивались с древним веддоидным компонентом. Существует представление, что драидоязычное население были создателями древних цивилизаций Ю. Азии, культуры Мохенджо. Даро и Хараппа в долине Инда. Во II тыс. до н. э. началась миграция ариев с севера. По облику были южными европеоидами и говорили на индоевропейских языках: санскрит, веддический. Смешиваясь с местным населением, что отразилось в современном антропологическом типе, арии создали несколько ранних государств. Их древнейшая история известна по священным
книгам: Ведды (др. часть Ригведа - ведда гимнов), описание ритуалов, жертвенных и магических заклинаний. В скифскую эпоху на территорию Ю. Азии проникли ираноязычные элементы, на основе которых сформировались современные пуштуны, белуджи и др. По своему ХКТ они были скотоводами, которыми остались до сих пор. В сер. I тыс. до н. э. на о. Шри-Ланка, где обитали ведды, стали переселяться предки сингалов, говорившие на индоевр. языках и дравидоязычные тамилы. В настоящее время почти все ведды ассимилированы и сохранились лишь в горах и лесах. В это же время на С Индостана устремляются завоеватели в том числе и А. Македонский. Все это
Накладывало отпечаток на этническую картину региона. С и СВ Индостана формируются монголоидные элементы и завоевание Индии монголами. В XVI-XVIIвв. На Индостан проникают европейцы: сначала португальцы, в след голландцы, а затем французы и англичане. Вплоть до 1947 г. Индия оказалась под британским влиянием. В 1947 г. На основе религиозных различий образовались государства: исламский Пакистан, индусская Индия, а в 1948 г. Цейлон (с 1972 г. Респ-ка Шри. Ланка). Граница между Пакистаном и Индией установлена без учета историч-х, эконо-х и культурных традиций, что до
сих пор сказывается на национальных конфликтах. Неоправданным оказалось создание Пакистана из двух частей: западной и восточной, разделенной тыс. км. В наст. Время восточный Пакистан современный Бангладеш. 3. ХКТ. Ю. Азия входила в территорию первичных очагов производящего хоз-ва (IV тыс. до н. э. – Индо. Гангское междуречье). В связи с разнообразием природно-географических, социальных и культурных традиций – большое разнообразие ХКТ. Подавляющее большинство населения практикует плужное земледелие. Разнообразны возделываемые культуры, способы возделывания и прочие СХ-работы. Уровень механизации низкий. Возделываемые площади вдоль
Плодородных долин крупных и мелких рек, по предгорьям и долинам Непала, Бутана и Мальдивских островов. Основная культура Пакистана и СЗ Индии – пшеница, во всех других районах – рис. Кроме них: просяные, бобовые, фруктовые деревья, овощные культуры. Технические культуры: плантации кокосовой пальмы, хлопчатника, масличных, каучуконосов, кофе, табак, знаменитый индийский (штат Ассам) и цейлонский чай. В предгорьях Гималаев, Непале, Бутане – горное земледелие, выращиваемые культуры зависят от высоты над уровнем моря от тропических и субтропических культур до культур умеренного пояса. Равнинное земледелие – тропическое – основной источник валюты – экспорт.
Животноводство: Ю. Азия располагает самым крупным стадом КРС, малопродуктивное. Согласно индуисским канонам корова священное животное и употреблять мясо в пищу запрещено индуистам, сикхам и представителям некоторых других религиозных течений. Мусульмане также ограничивают употребление мяса коровы в пищу, либо вообще не едят. Повсеместно едят кисломолочные продукты. Скот служит тягловой силой при обработке почвы в качестве упряжных. Огромное стадо КРС создает проблемы. В предгорьях Гималаев разводят коз, овец, мясо которых высоко ценится. Индуисты довольствуются преимущественно вегетарианской пищей, на праздник едят мясо птицы. Транспортное животное
Осел. В засушливых районах разводят верблюдов. В тропиках приручены слоны, используются под седло, в том числе и при охоте на хищников. Сейчас лошадей разводят мало. В средневековье лошади для верховой езды содержали раджи. Повсеместно где практикуется плужное земледелие есть оросительная система в виде системы каналов. Однако, Индостан и Шри-Ланка чаще страдают не только от засух, но и от наводнений. Народы Пакистана практикуют кочевое скотоводство. В прибрежных районах ловят рыбу.
Цейлонский слон
Корова на улицах города
Зерна культур и специи
Рыбаки на Цейлоне
Материальная культура n n Большая часть населения проживает в сельской местности. Типы поселений и жилищ разнообразны и связаны с ХКТ, этническими традициями и местными природно-климатическими условиями. В Индии деревня не означает только улицы и группу зданий. В юно-азиатскую деревню входят дома с улицами и площадями, окруженные обработанными полями. Такой тип деревни занимает иногда площадь до 240 га. Вблизи деревни имеется сеть оросительных каналов, а также специальный пруд, где поят деревенский скот, обычно в конце дня. После водопоя животные либо загоняются в стойла, либо остаются на пустошах. Нередко помещаются в самих хижинах, а чаще на улицах села, под открытым небом. Поэтому запоздавшему
путнику приходиться шагать среди лабиринта из быков, коров, буйволов, телят, лошадей и т. д. участки отделены др. от др. небольшими валиками из земли, каждый участок мал. Весной сеют пшеницу, ячмень, лен, картофель, а осенью главную культуру – рис. Дорог и деревьев в деревне мало. Из деревьев в центре села обычно растет вековое дерево баньяна или какое-то другое. В тени дерева находится часовня племенного или местного бога, а в дуплах ствола живут священные змеи. Жители не испытывают к ним страха и часто приносят молоко и никогда не обижают. Бичом посевов и насаждений являются обезьяны, винторогие антилопы. Дома обычно располагаются на возвышении. Общий план дома состоит из жилого помещения окруженного со всех сторон постройками.
В доме в передней части с выходом на улицу помещается гостиная. В глубине дома располагаются частные помещения. Вокруг жилого помещения концентрируются: кладовые, стойла для скота, сарай под телеги и др. Дом без дверей, иногда дверной проем занавешивается циновкой. В женской части дома находится все ценное, что имеется в семье. В убранстве комнаты нет ни столов, ни стульев, картин, обоев. Полы земляные покрыты циновкой. Кухонная утварь состоит из керамических горшков, металлический (медных) сосудов и т. д. Глиняные сосуды пористые и поэтому благодаря испарению содержимое охлаждается до точки замерзания.
Традиционное жилище, Маратха
Современное убранство комнаты
Крыши современных построек, Цейлон
Деревня в горах, Индия
Традиционные городские постройки
Супружеская пара у своего дома, Пакистан
тамилы
Керамическая посуда, Пакистан
Одежда. Установлена традицией, определяет место рождения, религию и соц. положение. Главный критерий все-таки – религия. Мусульмане. У них большое разнообразие в одежде. Голова согласно хадисам – бритая, борода имеет узаконенную длину – 7 -8 дюймов. Бороду нередко красят хной или индиго. Усы коротко пострижены. Все волосы на теле за исключением груди тоже удаляются. Головной убор, чалма или тюрбан, шапочка (тюбетейка или феска). Тюрбан сооружается из такни шириной 50 -75 см и 4 -6 м длинной. Иногда чалму одевают с высокой красной конической шапкой (куллах).
Традиционный и европейский стиль в одежде пакистанцев
Традиционный головной убор мусульман
Относительно одежды также придерживаются указаний Мухамеда, хотя сейчас все больше переходят на европейскую одежду. Главный предмет одежды – курта – рубаха, к с-з она становится длиннее и шире. У патанов она доходит до щиколоток с очень широкими рукавами. Штаны, либо очень просторные длинные или до колен у талии закрепляются кушаком или веревкой. Верхняя одежда – чога, это тип пиджака ниже колен. Полушубки одевают в зимнее время. У женщин одежда такая, как и у мужчин, но изящнее и из более тонкой и дорогой ткани. Имеется разница между одеждой женщины и девушки. Головной убор – рукатта, вид покрывала или вуали разных видов и цветов, дл. до 2 м и шир. до 1 м. Носится на голове и спускается через левое плечо.
Рикша, Пакистан
Традиционная мужская одежда
Рукатта, Пакистан
Признак скромности прикрытая голова. Замужние женщины одевают одежду более ярких цветов, чем девушки. Кассава- платок, который повязывают вокруг головы с узлом сзади. Одежда – жакетка с застежками сзади. Курта – род безрукавной рубахи открытый спереди. Шаровары из шелка или другой тонкой ткани, цветные, у девушек – белые. У невесты специальное платье – оно готовится без ножниц. Пояс для шаровар готовится из несученной хб. Нити. Вне дома мусульманки носят – бурку – накидка длинная, укутывающая голову и корпус, для глаз имеются два отверстия. Мусульманки сурмят глаза окрашивают ладони и ногти хной. Кольцо в носу у женщины признак замужество.
Индусы. Отличительная особенность – дхоти, древний тип одежды. Индус бреет голову, оставляя на макушке чуб, бреет тело и лицо. На голову одевают тюрбан и иногда шапочки. Угол тюрбана располагается над ушами, а не над лбом, как у мусульман. Дхоти простой кусок материи белого цвета, обвязывается вокруг бедер конец пропускается через ноги спереди назад и подтыкается на спине у пояса. Простой народ носит дхоти до колен, у брахмана – ниже колен. Носят также куртку типа кафтана. Чаддар, кусок ткани 2 м носится через плечо и драпируется вокруг тела при купаниях. Брахманский шнур – крученная хб нити. Носится через левое плечо и спускается ниже до правого бедра. Шнур из трех ниток после
Женская одежда индусов
Одежда брахмана и сикха
брака из шести или девяти, дл. до 96 ладоней имеет кастовые узлы и сектантские метки. У шиваитов на лбу белые горизонтальные линии 1 -3 иногда с точкой посередине или под ними, или красная вертикальная линия. Вишуиты – на лбу три линии, сходящиеся книзу в одну точку: крайние белого цвета средняя красная. Женщины волосы заплетают в несколько кос и собираются в одну большую, которая висит сзади. Другая прическа узел собранный на темени, спереди всегда гладко причесаны с пробором. Сшивная одежда куртка на верхней части тела, носится и тип корсажа, закрывая грудь и плечи, и имеет очень короткие рукава. Кроме этого носится и рубаха ниже колен.
Несшивная сари – ткань половина которой драпируется вокруг талии свешивается складками к ногам, остальная часть перебрасывается через левое плечо или прикрывает голову. Сикхи. Не бреют и не стригут волос, борода раздваивается посередине и концы забираются кверху. Волосы на голове собираются в узел (кес) на темени или сзади. Обязательно ношение на теле предмета из железа Головной убор – тюрбан. Одежда акали темно-голубых цветов. Иногда тюрбан пронизывает несколько клинков. Парсы. Дома на голове носят тюбетейку, на улице высокую шапку из жесткой блестящей материи. На теле вид священной рубахи – садру с поясом. На него надевают хб сюртук ниже пояса.
Штаны как у мусульман. У парсийки одежда похожа на обычную индийскую, но тоже одевают садру. Обувь – различные виды башмаков. Индуски редко носят обувь. Всякая обувь снимается при входе в храм и в дом. В настоящее время официальной одеждой стал – френч из шелковой или шерстяной ткани со стоячим воротником. В крупных городах – европейская одежда. Брахманы ходят с обнаженным торсом и босиком. В зависимости от состоянии женщины носят много украшений из драгоценных металлов и меди со вставками из драгоценных камней. Разнообразна и косметика. Одежда народа тода плащ типа тоги, конец которой перебрасывается через левое плечо.
Украшения, Индия
Веды носили передники из коры. Женщины обертываю только нижнюю часть тела, оставляя верх не прикрытым. Андаманцы еще недавно ходили в небедренных повязках.
n n Семья и семейные отношения Строятся в соответствии с уровнем социальноэкономического развития, религиозных и культурных традиций, сохраняя до сих пор традиционные формы. Семьи у индусов мусульман и представителей др. религий были большие патриархальные, а у кочевников еще и неразделенные. В наст. вр. Преобладает малая семья. У мусульман допускается полигамия. Брак заключается по договору между родителями. У индусов при заключении браков придерживаются кастовых предрассудков. В прошлом практиковались ранние браки, дети обручались в 2 -4 года, а свадьба и бракосочетание 6 -8 лет. Сейчас такие браки запрещены законодательством.
Вдова после смерти не имела права выйти вновь замуж. Еще в XIX в. шла на погребальный костер своего мужа – обычай сати – сжигание вдовы на погребальном костре мужа. У наиров и некоторых др. народов сохраняются пережиточные матрилокальные и матрилинейные отношения при котором женщина имеет равные права с мужчиной при наследовании имущества и при даче имени ребенку. Старший в семье имеет непререкаемый авторитет, все материальные блага в его распоряжении и он удовлетворяет нужды каждого члена семьи: растит детей женит и отдает их замуж, ведает хозяйством и т. д. После смерти отца власть переходит к старшему сыну. Авторитет поддерживается на
исключительной любви детей к отцу, приниженным положением его жены, которая смотрит на него как на своего господина и даже не впарве обращаться к нему по имени. Вся семейная жизнь регламентируется обрядами (санскары). Посещение мужа своей жены в благоприятные для зачатия дни является священной обязанностью мужа, отклонения от супружеских обязанностей в эти дни рассчитывалось как убийство зародыша и этот грех осуждался. Формы брака: 1. договор между родителями; 2. выкуп невесты; 3. «умыкание» ; 4. жених и невеста сами между собой договариваются, распространен был среди кшатриев; 5. девушку отдавали замуж в качестве дакшины (платы за жертвоприношение)
Девушку выдавали за брахмана при этом за нее давали столько украшений сколько стоил мужчина обладающий мужским характером и ученостью. Экзогамия в рамках своей касты. Эндогамия – ребенок женится на вдове своего господина, или деверь на снохе, брат на вдове брата и т. д. Жен могло быть и 2, а брахманы и 3. Наилучшей невестой считалась маленькая девочка от 4 до 10 лет до наступления первых менархе. При этом выходя замуж девочка жила и воспитывалась в доме свекра.
Многообразие племен в Индии. Ерукала –ремесло женщин – гадание; банджара –цыгане- кочевники, женщины с ног до головы украшаются. На погребальный костер идут умершие в браке, других хоронят; домбар (доммара) – племя профессиональных акробатов, женщины практикуют профессиональную проституцию; кхарма – женщинам запрещено притрагиваться к плугу, сооружать крышу дома, они «нечистые» в менструальные дни, в эти дни их изолируют от всей общины в спец. хижинах; чолапанкены – живут в пещерах, состоящих из нескольких семейных отсеков; кольта – тело испещрено татуировкой, которая означает символику жизненного цикла: на бедрах во время беременности женщины,
на грудях либо в конце беременности, либо после рождения ребенка. На ноги наносятся знаки, которые якобы предохраняют от укуса змей и т. д. Носовая серьга очень длинная и висит ниже подбородка. Распространены полигамия и полиандрия. Канаура – если в семье несколько братьев то все братья женятся на одной женщине или все братья считаются мужьями всех жен братьев. При полиандрии – при рождении первого ребенка отцом считается старший брат и т. д. Гарулья-лохары- профессиональные кузнецы; нардхипрофессиональные попрошайки. Бхилы – по антропологии веддоиды этническая специфика размыта, смешались с европеоидами – сариями,
Раджпутами, маратхами и т. д. Общественная организация – кастовая система господствовавшая до недавнего времени. Сейчас наблюдается отход, хотя еще сильна традиция. Эта система оказала влияние даже на мусульман. Очень древнее происхождение и восходит к варновой системе дрених ариев. Кастовая ситсема на протяжении тысячилетий развиваласьи появилось много профессионаных и этнических каст. В наст. Вр. Существует множество каст (джати), составляющие сложную иерархическую лестницу, каждая ступень которой определяется соц. значимостью населения. Принцип кастовой системы – эндогамия и множественные межкастовые запреты. Ряд каст «нечистые» : мусорщики, кожевенники и т. д.
Есть население внекастовое и каста «неприкасаемых» , положение которых трагично. У большинства населения Ю. Азии катиталичтические общественные отношения. У ряда немногочисленных групп ХКТ охотников и собирателей (андаманцы, ведды и др. ) первобытнообщинные отношения. Духовная культура. Исключительно богатая, достигла высокого уровня еще на уровне цивилизации Мохеджо-Даро и Хараппы. Представлена системой религиозных представлений, изобразительного искусства, письменности. Высокой культурой отличались и древние арии, создатели веддической литературы и великолепного эпоса: Махабхарата, рамаяна и др. Веддическая литература с верованиями
Легла в основу индуизма. Древние эпические произведения до сих пор учат наизусть и декламируют в определенные моменты жизни, поют аккомпонируя себе на музыкальных инструментах. Театр – Катакхкали; кукольный театр; множество факиров, фокусников, заклинателей змей. Музыкальная культура также имеет многовековую историю. Архитектура и изобразительное искусство демонстрируют шедевры мировой культуры: комплексы Агры; Тадж Махал; храмы Бенареса; пещерные храмы Аджанты. Великолепная резьба по камню и дереву; изделия ювелирного искусства г. о. из серебра. Славится южноиндийская медицина, основанная на лекарственных
средствах, воздействия на психику (гипноз) и перекликается с тибетской. Широко известно учение йоги. Все многообразие народов обладает яркими традициями духовной культуры: музыка, пение, танцы, изобразительное искусство и мн. Др. Из религий наибольшее распространение получили индуизм, буддизм, ислам. 80% населения - индуисты, но мусульмане составляют само значительное религиозное меньшинство - 11%, 2, 2% - сикхи, буддисты всего 0, 7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно. Индия светское государство, и любая дискриминация по религиозному признаку преследуется законом.
Джайны - сторонники учения Махавиры и последователи наиболее мирной на земле религии, проповедующей непричинение зла живым существам. Вплоть до того, что закрывают рот повязкой, чтобы случайно не проглотить летающее насекомое и тем самым не лишить его жизни. Двигаясь пешком, джайны сметают перед собой вправо и влево дорожную пыль, чтобы никого не раздавить насмерть. По этой причине они не имеют права использовать никакой вид транспорта. Стать джайном несложно - с определенного дня надо просто начать выполнять все правила, по которым живет настоящий поклонник Махавиры.
Шива-Парвати
Виды татуировок на женской ноге
Система йоги
Унитаз времен Хараппы и Мохеджо-Даро
Ступа буддийская
Мавзолей, церковь св. Патрика
Носовая серьга
Народы Южной Азии.ppt