НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ И ИГРИЩА ДРЕВНЕЙ РУСИ.pptx
- Количество слайдов: 8
НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ И ИГРИЩА ДРЕВНЕЙ РУСИ
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.
Лапта В древних русских летописях есть упоминание о народной игре — лапте. Среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Тысячи лет живет эта игра в народе. В древности, лапта была любимейшей молодецкой забавой. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются поразному: у англичан — крикет, у американцев — бейсбол, у кубинцев — пелота, у финнов — песа палло, у немцев — шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40 -55 м в длину и 25 -40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60 -110 см, весом не более 1500 г и теннисный мяч. Лапта — игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите — подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.
ГОРОДКИ Старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Линии разметки можно прочертить мелом или яркой краской, штрафную линию — можно песком. Все фигуры, кроме 15 -й, строятся на середине лицевой линии. 1) Любую фигуру начинают выбивать с дальней линии (кона). Если выбит хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с ближней линии (полукона). 2) Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» . Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в «город» , считается выбитым. 3) Бросок считается потерянным, если: — бита коснулась штрафной линий или земли перед ней; — игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона). Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар, не разрешается. В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде может быть до 5 -ти игроков. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партий может разигрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договоренности можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя ее, например: 1) Встреча может состоять из одной или трех партий. 2) Партия может играться из 5 или 10 фигур, выбранныхучастниками. 3) Если в командах есть малыши, то им разрешается «играть только с ближней линии (полукона). 4) Ставить новые фигуры.
ВЗЯТИЕ ГОРОДА На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости» . Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней» (в середине века кони были настоящие), начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо удержаться на «коне» . Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Задача женщин — не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от мысли это сделать. Как правило, игра затягивается на долго, ведь идущих на приступ ожидает награда: тот «всадник» , который сумеет завладеть знаменем, имеет полное право перецеловать всех защитниц. КОНЯШКИ Игроки разделяются на два «войска» . Каждое «войско» делится на «всадников» и «коней» . Всадницами обычно выступают девушки. Задача игроков — вывести из равновесия другую пару. Выигрывает тот, кто дольше всех устоит на ногах. Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрищами, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах» , загоняющих людей до смерти.
НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ И ИГРИЩА ДРЕВНЕЙ РУСИ.pptx