Скачать презентацию Народные промыслы Гжель Гжельское искусство- яркое Скачать презентацию Народные промыслы Гжель Гжельское искусство- яркое

Народные промыслы.ppt

  • Количество слайдов: 47

Народные промыслы Народные промыслы

Гжель • Гжельское искусство- яркое самобытное явление русской • культуры. Фарфор Гжели, украшенный нарядной Гжель • Гжельское искусство- яркое самобытное явление русской • культуры. Фарфор Гжели, украшенный нарядной синей росписью, любим не только в нашей стране, но и за рубежом. Он с успехом демонстрируется на выставках, поставляется на экспорт многим иностранным фирмам. Созданию прочных основ современного искусства Гжели способствовало использование богатейшего наследия, накопленного веками многими поколениями талантливых мастеров - керамистов. Мотивами росписи служила родная природа. Излюбленными были сказочные архитектурные пейзажи, невиданные цветы и травы, фантастические птицы и звери. Квасники, кумганы украшались скульптурой: фигурками крестьян в народной одежде, городских модников, влюбленных, сценами охоты. В малой пластике, выполнявшейся отдельно от сосудов, были образы крестьянской и городской жизни. Гжельский фарфор в истории русской керамики стал неиссякаемой сокровищницей народного искусства наравне с городецкой росписью, Хохломой, Жостовом, Палехом.

Городецкая роспись по дереву- русский народный художественный промысел, развивавшийся с 18 века в районе Городецкая роспись по дереву- русский народный художественный промысел, развивавшийся с 18 века в районе города Городец, ныне (Горьковская) Нижегородская область. Вначале это производство прялок с инкрустацией и резьбой, в настоящее время- это производство детской мебели, сувениров. Для Городецкой росписи характерны яркость красок, лаконичность, жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненные свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Ею украшали прялки, мебель, ставни, двери. Мастера : Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин

Хохломская роспись • по дереву- русский народный промысел, возникший во второй • • • Хохломская роспись • по дереву- русский народный промысел, возникший во второй • • • половине 17 века на территории современного Ковернинского района Нижегородской (Горьковской) области. Названию промысла дало село Хохлома, центр сбыта изделий Х. р. . Согласно преданию начало хохломе положили староверы. После раскола церкви, скрываясь в нижегородских лесах от патриаршего гнева , мастерили дивную посуду , расписывали ее так называемой «травкой» , удалой вольной кудриной. Для Х. р. характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях- алюминия) , по слою которого выполнялся узор в свободной кистевой манере письма. Затем покрывалась лаком и закалялась при высокой температуре в печи. Эту роспись отличает изысканность, фантазийность, и особая любовь в трактовке формы трав и растений родного края.

 • В основе хохломской росписи лежит так называемая криулина • • сопряжение окружностей, • В основе хохломской росписи лежит так называемая криулина • • сопряжение окружностей, на которую нанизываются элементы росписи*. *В работах хохломских мастеров все элементы растительного орнамента (листочки травка, цветы) подчиняются ведущим линиям (веткам, длинным гибким стеблям). Характерным элементом росписи считают «травку» , но кроме этого , мастеров росписи привлекают мотивы спелых колосьев, веток, гроздей винограда и экзотических цветов. Цветовое решение. Оно передает основные тональные соотношения или диктует общую цветовую гамму. Золотисто -охристый цвет , который гармонирует с общим колоритом изделия. Теплые тона преобладают. Изделие решается всегда на цветовых контрастах: красный , черный , золотой Силуэтный рисунок выполняется красной и черной краской , создает на золотом фоне неповторимую красочность и нарядность. Красная краска , которая ложится поверх золотого фона , придает ему желаемый теплый оттенок, а черные штрихи или мазки кистью , нанесенные на золотой цвет фона , как бы зрительно его высветляют , отчего он кажется ярче и уже более походит на цвет золота.

Типы росписей • верховая (красным и черным на золотистом фоне) • фоновая(золотистый силуэтный рисунок Типы росписей • верховая (красным и черным на золотистом фоне) • фоновая(золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне ) • кудрина • Ныне в городе Семенов существует производственное художественное объединение «Хохломская роспись» . Ведущие мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, Веселовы и др

Хохлома –верховое письмо Хохлома –верховое письмо

Хохлома –фоновое письмо Хохлома –фоновое письмо

Хохлома –фоновое письмо Хохлома –фоновое письмо

Хохлома –фоновое письмо Хохлома –фоновое письмо

Хохлома –фоновое письмо Хохлома –фоновое письмо

Хохлома –фоновое письмо Хохлома –фоновое письмо

Хохлома – Кудрина Хохлома – Кудрина

Хохлома – Кудрина Хохлома – Кудрина

Урало-сибирская роспись (работы преподавателей 42 училища, мотивы городецкой и хохломской росписей) Урало-сибирская роспись (работы преподавателей 42 училища, мотивы городецкой и хохломской росписей)

Лаковая миниатюра- это сувенирные изделия русских народных промыслов: Федоскино, Палеха, Холуя, Мстеры. Холуйская миниатюра Лаковая миниатюра- это сувенирные изделия русских народных промыслов: Федоскино, Палеха, Холуя, Мстеры. Холуйская миниатюра -вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Художественный промысел возник в 1932 году в поселке Холуй Ивановской области на базе местного иконописного промысла (известен с 16 века). Технология изготовления изделий была заимствована у мастеров Федоскино. Для холуйской миниатюры характерны укрупненность деталей композиции, декоративная живописная манера с колоритом, построенном на контрастном сочетании темных и холодных тонов. Мастера: С. А Мокин, К. В. Костерин и другие.

Палехская миниатюра. Вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше Палехская миниатюра. Вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы). Возникла в 1923 году в поселке Палех Ивановской области на основе местного иконописного промысла. С 1953 года- художественно производственные мастерские ХФ СССР. Технология изготовления полуфабриката была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры. Для палехской миниатюры характерны образы на темы современности, литературных произведений, сказок, былин, песен, выполненные яркими локальными красками по черному фону, свойственны тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, нередко сплошь покрывающих поверхность крышек и стенок изделий. Поэтичная сказочность персонажей , декоративность форм пейзажа и архитектуры и удлиненные пропорции фигур восходят к иконописным традициям. Миниатюры обычно оформляются сложным по рисунку узором , выполненным твореным золотом. Крупнейшие мастера палехской миниатюры. И. И. Голиков, И. М. Баканов, И. В. Маркичев и другие

Федоскинская миниатюра Вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. Это шкатулки, Федоскинская миниатюра Вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. Это шкатулки, табакерки и прочее. Производство основано в 1798 году П. И. Коробовым в селе Данилково Московской губернии, ныне Федоскино Мытищенского района Московской области. Школа отличается тонкостью рисунка, красочной декоративностью. Характерны приемы письма на перламутре, сусальном золоте и серебре, украшение инкрустацией (цветной сеткой из цветных линий или полос), узором под «черепаху» . Излюбленные сюжеты- катание на тройках, чаепитие, русская пляска, копии картин и портретов. Современные мастера создают декоративные композиции с видами Москвы, портреты, натюрморты, пейзажи.

Федоскино - Аленький цветочек Федоскино - Георгий Победоносец Федоскино - Аленький цветочек Федоскино - Георгий Победоносец

Федоскино - Кижи Федоскино - Кижи

Федоскино - Катание на масленницу Федоскино - Катание на масленницу

Федоскино - Царевна-лебедь Федоскино - Царевна-лебедь

Мстерская миниатюра – народный промысел, сложившийся в поселке Мстера Владимирской области на базе местного Мстерская миниатюра – народный промысел, сложившийся в поселке Мстера Владимирской области на базе местного иконописного промысла в 1960 году. Технология изготовления была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры. Для мстерской миниатюры характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажная среда. Миниатюры написаны на бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжет ы. (Художники Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов и другие)