народная игрушка .ppt
- Количество слайдов: 47
Народная игрушка СПб АППО 20014 год
Значение игрушки. • • • Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Глиняные игрушки очень часто были свистульками. По древним поверьям шум и свист защищали хозяина и общину от злых духов, в то же время свист имитировал голоса птиц. Образ птицы встречается практически во всех старинных народных промыслах, так как птица являлась символом солнца. Вырезанные из дерева, слепленные из глины фигурки, имели обобщенный, собирательный образ. Изображения животных и птиц просуществовали века, хотя впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Первыми игрушками младенца были жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки.
Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. • Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра Русская игрушка, как инструмент народной педагогики, поразительно пластична и многогранна. Смысл ее в следующем: • Введение ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов; • Прямое введение в культуру с ее устойчивыми предпочтениями; • Формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага, мастерицы; • Активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества; • Ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда – подлинник и , как правило, маленький шедевр. • Самое замечательное свойство народной игрушки заключается в способности к бесконечному развитию. Несмотря на «привычность» , в ней таится нечто таинственное, сверхъестественное. • В отличии от городской игрушки, которая делалась для забавы, крестьянская игрушка служила для развития физического тела ребёнка в возрасте от рождения до 7 лет. •
Шаркунок. Коник владимирский. Выполнен на основе традиционной игрушки Владимирской губернии конца 19 -начала 20 века. Коникам можно привязывать уздечку и катать за неё. Хвост выполнен из натурального липового лыка. ; кукла пеленашка в люльке.
Бирюльки • Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30 -40 -х годах нашего столетия. Имевшая и свою "практическую задачу" — приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме. "Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей
По материалу, из которого изготовлена игрушка, ее можно разделить на несколько видов: • • • - глиняная (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская ит. д. ); - деревянная (богородская, Сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, выполненная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч. ); - волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и т. д. ). Центром данного промысла считается старинный город Кинешма. - Пензенские. Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куклы, птицы); - берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч. ); - вятские изделия из еловых шишек и мха; - тряпичные игрушки (выполнялись повсеместно); - «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара; пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту или давали детям); - плавающие восковые игрушки; - северные игрушки из кости и рога. жестяная игрушка из Нижнего Новгорода.
Новинская деревянная игрушка • В Нижегородской области существовало несколько центров по изготовлению топорно • -щепных игрушек. Самый ранний из них - Чкаловский. К ранним игрушкам конца XVIII - нач. XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках. Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Кустари-игрушечники жили в нескольких деревнях в окрестностях села Новинки и делали деревянные игрушки двух видов - топорнощепные и точеные. • • Кони окрашиваются в черный, красный или коричневый цвета; повозки - в лиловый, вишневый, малиновый, коричневый и черный цвета снаружи и ярко-красный внутри. Несложная роспись в виде широких полос или тонких параллельных линий выполняется черной, желтой, белой, зеленой краской. На фоне основного цвета разрабатываются детали: хомут, седло, попона, дуги. В росписи применяется сусальная позолота. Одна из тайн, которой владеют только новинские мастера-игрушечники - умение надеть на ось неспадающее колесо. Вот этот особый способ насадки колеса на ось является отличительной особенностью новинской деревянной игрушки.
Городецкая игрушка • • • Родиной этого искусства стали заволжские деревни по речке Узоле близ города Городец в Нижегородской области. В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, в технике инкрустации мореным дубом, делали и деревянную расписную игрушку. С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивали темперными красками в стиле городецкой росписи. Техника исполнение Городецкого орнамента Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап — теневка (или оттенок), т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап — оживка (или разживка), т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Элементы росписи
Богородская игрушка • Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки. • Игрушки режут из липы, которая должна сохнуть перед этим 2 года. • Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. • Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки-бьют баклуши. Особенностью богородской резьбы являлась трехгранная баклуша. • Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой. • Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие, щепой и стружками. . • По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь.
матрешки • • • в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Загорская матрешка – более строга в одежде. Загорскую" матрешку легко узнать среди множества других - это белолицая русская женщина, а под час и старушка в большом платке, ярком сарафане и переднике, причем все 3 детали, по закону этого стиля должны быть непременно разного цвета (основные цвета красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий или черный для "наводки"). Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто в руках держит предметы крестьянского быта.
майдановская матрешка • • • Полхов- майданская матрешка- молода, кокетлива, волосы в завитках, длинные реснички не имеет четко очерченных признаков народной одежды, кроме платка, руки опущены. Изначальнаяформа вытянута ("бутылкообразна"), с характерной уплощенной формой головы. Зачищенную и отшлифованную мелкой наждачной бумагой поверхность деревянной игрушки нужно загрунтовать, чтобы краски не расплывались по расписываемой вещи. Грунт — крахмальный клейстер, разведенный до густоты сметаны. Грунтовать рекомендуется тампоном или губкой. Но в некоторых местах промыслов до сих пор грунтуют старинным способом: немного клейстера размазывают но ладоням, берут вещь и, перекатывая между рук, грунтуют. Грунтовать нужно три раза. После каждой грунтовки изделия должны сохнуть около 15 часов при комнатной температуре. На хорошо просушенное изделие наносится контурный рисунок. На матрешке, например, рисуют личико, платочек, фартучек. На бочатах и шкатулках — цветы, веточки с листьями и ягодками, а нередко целые пейзажи. Раньше контуры наносили тонко очинёнными гусиными перьями, а сейчас рисуют ученическими перьями — № 11, 12, 13. Они дают в зависимости от нажима линию разной толщины, что позволяет добиться красивого штриха. Для росписи применяются водорастворимые анилиновые красители. приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой"; "цветы без наводки" ; прием "под масло", "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник.
Полхов -майдан • • • один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920 -х годов. С 1960 -х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку отсела Полховский Майдан. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей наберегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птичкисвистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки.
Семеновская матрешка • • • В Хохломе матрешки делают в соответствии с местными традициями, оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художницы намечают точным росчерком тонкой кисточки контуры лица - делают глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец, и матрешка оживает. Эту работу выполняют самые опытные мастерицы, затем они одевают матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Именно по крупной цветовой росписи фартука, заполняющей весь центр, хохломская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов, составляющий роспись фартука, главенствует над всем, он больше лица, он почти в рост с игрушкой и так красив, и так цветет ярко, что кажется, будто "ради этой росписи и делали саму матрешку. Роспись фартука самобытна, неповторима, цветы неожиданны. В природе таких нет, это всегда плод фантазии художниц. Цветы чем-то напоминают тюльпаны, георгины, розы, незабудки, сирень. Но только напоминают. В основном они используют три цвета - красный, синий, желтый, варьируя сочетание цветов платка, сарафана, фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука, его по давней традиции пишут чуть справа.
Вятская матрешка • Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30 -е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60 -е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, Вятская матрешка – наиболее северная из всех Российских матрешек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Ее милое приветливое личико завораживает и притягивает.
Знаки и символы в росписи (солярные знаки). • • • В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл: птица олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости, символ весны; Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли. конь считался главным оберегом, символ солнца считалось, что конь приносит солнце на восходе, а птица(уточка) уносит его на закат; Зооморфные фигуры: медведь — символ силы, могущества; баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства; козел — добрая сила; олень являлся оберегом, приносившим изобилие. Кроме того, игрушки лепили в форм антропоморфных фигур, занимающихся хозяйством или воспитанием детей. Например, кормилица, водоноска, птичница это всегда символ плодородия. .
солнце Ночное солнце земля вода
Капля - вода, зерно Клетка -поле Дуга - покров Прямая горизонтальная линия-твердь земная и небесная Спираль - вихрь, ураган, считалось, что лось своими рогами цеплял облака и лил дождь
Символика цвета: черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – или золотой цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести … мужской, сильный цвет , белый – чистоту, плодородие, свет. белый цвет может защищать от сглаза, порчи; белыми считались некоторые (чистые) дни постов и праздников Женский цвет. зеленый – надежда, изобилие, свобода. голубой – величие, красота, ясность. синий связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых очень людей
Филимоновская игрушка Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики» . После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый. Поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок- солярных знаков. В старину использовали кисть из шерсти кошек. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент.
Элементы росписи
Каргопольская игрушка • • Город Каргополь Архангельской области - это центр традиционного русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми местными залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов и т. д. Его расписные игрушки отмечены единством стиля; крестьянки, охотники представлены с поразительной остротой характера; животные - кони, коровы и т. д. - наделены индивидуальными признаками. Они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольские игрушки лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжигались и покрывались белой краской. Была и оборная игрушка, в основном это сельскохозяйственные животные. Игрушка раскалялась до красна в печи, а затем варилась в мучной болтушке. Мура обгорала, придавая неповторимый узор. Таким образом отдавалась дань матушке - земле для хорошего урожая. Веселый Полкан-богатырь со знаком солнца на груди народной мастерицы и сказительницы М Бабкиной наделен большой силой. Его образ связан с древнеславянской мифологией. Мастерица сохранила традиционные приемы лепки и росписи. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, крест в круге - солнце, кружочки, ромбики, зигзаги, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый. Раньше использовался отвар из луковой шелухи, сажа, известь.
Элементы росписи
Тверская глиняная игрушка • • Город Торжок Тверской области (бывшей Калининской) – родина тверской игрушки, или, как её ещё называют, калининской, торжокской. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь рыбы, птицы-сирины, медведи и другие игрушкисвистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на краснокоричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок Но сама свистулька, о которой пишут в исторических летописях, повествует о ритуале праздника Весны и бога Ярила, в который входило свистание, клич, для отпугивания темных, враждебных человеку сил, стремившихся задержать приход весны. В народе этот праздник закрепился под названием «свистунья» . Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицылебеди с резко повёрнутыми шейками и головками, что придаёт им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.
Абашевская игрушка • • • Родом из приволжских селений (с. Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области) где в 1930 -е г. была организована гончарная артель. В артели изготавливали абашевскую утварь. Посуду делали для себя и на продажу, поэтому она была известна далеко за пределами села, но еще большая известность выпала на долю абашевских свистулек. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили кусочками сусального золота. А теперь основа изделия покрывается яркими масляными красками (используют красный, синий, зеленый, голубой и черный цвет), а затем дополняется серебряной или золотой «оживкой» , которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер. Бронзовым порошком, разведенным на лаке золотят у свистулек прежде всего рога, уши, круглые прилепы, оборки и ожерелья, на ножках делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот для того, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный розоватый свет обожженной глины. Облик знаменитой абашевской игрушки – животные с длинными массивными шеями, небольшой головой, глубоко процарапанными глазками. А вот в коротеньких ножках сказочных существ проявился не только символизм мастеров (мол, коротенькие – значит основательные, крепко стоящие на земле), но и практичность. Игрушки на базар носили в котомках, и, конечно, стройные да длинные ноги в таких узелках ломались.
• • Дымковская игрушка Слободе Дымково около 500 лет. Основана она ещё при Иване III, Великом князе Московском, окончательно объединившим русские земли вокруг Москвы (Кировская область). Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Лепились игрушки из местной красной глины по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Элементы росписи
ХОТЬКОВСКИЕ МЯЧИКИ. • • • В коллекции музея игрушки в Сергиевом Посаде хранятся пять лоскутных мячиков из Хотькова. Три красивых мячика с украшением поступили в собрание в 1919 году и помечены в инвентарной книге как изделия монахинь Хотьковского монастыря. Два других – попроще, без нарядной отделки – были сделаны в сергиевской артели “Единение”, основанной в Посаде в 1919 году. Сшитые из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом, они выглядели гранёными мозаичными шарами. А внутри гремят камушки, замурованные в бересту. Сверху “гремучие” мячики украшены цветной фольгой, витой канителью, вышитыми крестиками -получались красивейшие игрушки. Готовый товар сдавали скупщикам из Сергиева Посада, продавали на местных покровских ярмарках, на торговой площади в монастырских лавках вместе с предметами церковного обихода: иконками, образками, крестиками, ладанками, цветами. Монахини ходили и по деревням, как офени, разносили мячики в корзинках. Мяч- со старославянского- мягкий шар. Мячики, шитки, попинухи, Софьяновые, бархатные, золотные, Монастырские мячики - гремушки
Народная кукла • Кукла –первая среди игрушек. Но в старину они были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. Куклы бережно передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность. • Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа. • Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх отображать мир взрослых, события жизни. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов.
• • • Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая. Были и куклы-"пеленашки". Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме). особенностью народной игрушки является то, что они лишены подробностей, а значит, лишены обыденности, повседневности и потому праздничны. Любимой куклой крестьянских детей была кукла-полено. Такую куклу наряжали в разноцветные тряпки и раскрашивали ей лицо.
• • • Очень забавны были соломенные куколки стригушки. Снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Если стригушка поставит на поднос и потрясти, то он начинает танцевать, поворачиваться. « 12 лихорадок » Ровно год был отпущен этому оберегу. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый. Кроме того, условность формы делала эти игрушки универсальными, легко обратимыми в детских руках. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, к творчеству, в этом одно из главных достоинств народных игрушек
. Кукла Неразлучники − это свадебная кукла, которая служила подарком на свадьбу для молодоженов, символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Кукла «Десятиручка» Кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли Потом ребенок получал свистульки, куклы, лошадок и т. д. С пяти-шести лет дети создавали самодельные игрушки, которые поражают своим разнообразием
Практическая работа Северная берегиня. Почему северная? Потому что эта куколка распространена в северных районах и еще потому, что этот оберег ставился в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие .
Кукла- сорока-ворона Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о Вороне как о мудрой вещей птице. Ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью, ворон является медиатором между мужским и женским началом, выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Как культурный герой Ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры. Если сделать такой птице глазки-бусинки, она будет присматривать за домом и домашними. Считается, что такие птички служат оберегом, охраняют семью от дурных вестей и, наоборот, «приманивают» вести добрые
Куколка Счастье (доля)- это народная кукла-оберег. Эта маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками. Ее обереговая сила находится, как и у любой женщины, в волосах. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вверх и вперед - к новым достижениям и новым успехам, так же это делает куколку более устойчивой. В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.
Практическая работа: кукла-мотанка-капустка
Северная берегиня. Почему северная? Потому что эта куколка распространена в северных районах и еще потому, что этот оберег ставился в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие. Мужских кукол в народном творчестве очень мало. Мужских – в том смысле, что изображался мужчина, а предназначался он все же девочкам. Такие куклы назывались куклаки. В этом мастер классе я вас познакомлю с самой простой народной куклой, сделанной на основе кувадки. Бытовал такой куклак в Тульско-калужском регионе, поэтому и название у нее тульско-калужский мужик. это игровая кукла предназначена для забавы детям. Практическая работа № 3
Хотьковская шитая игрушка • • • Мастерством шитой игрушки и высокой золотошёлковой вышивкой именит был Хотьковский девичий монастырь. В Хотьково бывали по определенным дням большие ярмарки, и монахини подрабатывали тем, что шили и продавали маленьких тряпочных куколок. Ихназывали куклятами. Куколки, вероятно, были дешёвые, нам их покупали сразу по несколько штук. в 1927 -1928 годах монашки шили в артели мячи-погремушки, шили и зайцев, белок и куклы с тояпичными туловищами и головками. Лица раскрашивали, а одевали кукол портнихи. Набивали игрушки опилками. Игрушки делали не только в Покровском монастыре. Фарфоровые и терракотовые кукольные головки выпускал в Хотькове фарфоровый завод С. Г. Дунаева, основанный в Митино в 1893 году вблизи монастыря. С 1902 года головки отправляли в Ссргиев Посад, где работали кукольники. Кукол одевали в народные костюмы разных губерний России и экспортировали в Америку, другие страны.
народная игрушка .ppt