Скачать презентацию Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь Скачать презентацию Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь

народная игрушка.pptx

  • Количество слайдов: 21

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX –XX в. Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX –XX в.

Малая декоративная пластика вообще и народная игрушка в частности, являясь пространственным искусством, говорит на Малая декоративная пластика вообще и народная игрушка в частности, являясь пространственным искусством, говорит на языке объемных форм и поэтому ближе всего стоит к скульптуре. Но вместе с тем народная игрушка имеет немало черт, сближающих ее с декоративно — прикладным искусством.

Художественный вкус, эстетические воззрения шлифовались в коллективном творческом опыте. Здесь по существу нет автора. Художественный вкус, эстетические воззрения шлифовались в коллективном творческом опыте. Здесь по существу нет автора. Автор — народ. Отдельные кустари — это обычно только носители традиционного искусства.

В народной игрушке сюжет не играет решающей роли, он служит лишь как бы поводом В народной игрушке сюжет не играет решающей роли, он служит лишь как бы поводом к диалогу между художником и зрителем.

Народный ваятель прибегает к обобщению. Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и Народный ваятель прибегает к обобщению. Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной.

Образ народной игрушки сложен и многозначен. Благодаря обобщенности и условности пластического языка, цветового решения, Образ народной игрушки сложен и многозначен. Благодаря обобщенности и условности пластического языка, цветового решения, мастер добивается от своего творения предельной выразительности.

Дымковская игрушка Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом Дымковская игрушка Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом изготовления слободой Дымково (ныне район города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Дымковские игрушки самые «богатые» , веселые, радостные. Характерна обобщенность формы, обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже раскошными. Всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на какошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто оранжевые цвета. Орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки состовляют несколько типов узоров.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко синих яблоках кругах, у козла красные с золотом рога. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали. Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью.

Филимоновская игрушка Промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоновская игрушка Промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей монолитные, скупые на детали близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Палитра малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

Все филимоновские игрушки, лепятся из местной пластичной глины «синики» , дающей после обжига белый Все филимоновские игрушки, лепятся из местной пластичной глины «синики» , дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Каргопольская игрушка Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В Каргопольская игрушка Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Особо почитается медведь. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь получеловек Полкан, женщина крестьянка.

 Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу идола. Лепилась по частям. Сначала Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу идола. Лепилась по частям. Сначала торс с головой, отдельно колокол юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, при мазывали их и сгибали калачиком. В последнюю очередь оформляли голову: головной убор — шляпа или кокошник, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей. Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтитель ны розовые, зеленые, сиренево синие, желто оранжевые краски неярких оттенков. Кофту барыни покры вают сплошным цветом, юбку закрашивают так же, спереди рисуют передник, который остается белым после побелки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи

Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. И сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края. Основа фигур белая Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Скопинская игрушка Городе Скопин Рязанской области. Игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Неравномерно Скопинская игрушка Городе Скопин Рязанской области. Игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Неравномерно размолотые крупинки глазури по разному растекались в обжиге, и гончары всячески использовали в декоре изделий эту особенность. Лепка игрушек по скопински смела и уверенна, обработка резкая, грубоватая, игрушечные персонажи не только забавны они крепки, выразительны, темпераментны. Среди образов скопинской керамики – Полкан богатырь с дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок

Жбанниковская игрушка деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др. Городецкого района Нижегородской области. Промысел возник Жбанниковская игрушка деревни Жбанниково, Ромпино, Рыжухино и др. Городецкого района Нижегородской области. Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930 е гг. , тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке. Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур "серебрятся" с помощью алюминиевого порошка. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах основах.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА Абашевская игрушка с. Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Время возникновения промысла – АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА Абашевская игрушка с. Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Время возникновения промысла – середина XIX века. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930 е гг. Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930 х гг. , и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.

Калиниская игрушка Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: тут и традиционные кони, птицы свистульки, бараны, Калиниская игрушка Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: тут и традиционные кони, птицы свистульки, бараны, шары погремушки и созданные по живым впечатлениям фигурки медведей, скоморохов гудошников, из которых составлялись игрушки наборы. Обобщенный и выразительный образ тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя тремя характерными деталями.

Белевская игрушка Город Белёв Тульской области, уже в XIII вв. Известно, что в 1988 Белевская игрушка Город Белёв Тульской области, уже в XIII вв. Известно, что в 1988 году началось возрождение белевской игрушки. Существенно отличает белевскую барыню от прочих, прежде всего удивительно высокая и тонкая шея и стройная талия, гармоничные пропорции в соотношениях основных частей опора низ, плечевой пояс и шляпа с обязательным петушком свистулькой. Летний и зимний вариант с длинным рукавом. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким либо животным на руках, собакой, например. Так называемый «подарочный вариант» , дарившийся в канун «года собаки» . В росписи используются мягкие пастельные тона бирюзовый, охра, полевые, розовые, серые и т. д. Цветовая гамма не ограничена, но не допускает открытых, ярких цветов. Роспись должна быть в меру, не «дробить» фигуру.