Скачать презентацию Направления культуры в первой половине 19 века Направления Скачать презентацию Направления культуры в первой половине 19 века Направления

КУЛЬТУРА XIX.ppt

  • Количество слайдов: 185

Направления культуры в первой половине 19 века Направления культуры Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Направления культуры в первой половине 19 века Направления культуры Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм

Сентиментализм n. Сентиментальная идеализация действительности; n. Чувствительность; n. Внимание к личности человека, его внутреннему Сентиментализм n. Сентиментальная идеализация действительности; n. Чувствительность; n. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Классицизм n. Идея служения государю и Отечества; n. Обращение к образам античной литературы и искусства; n. Интерес к русской летописной истории Романтизм nпротивопоставление романтического, идеального образа реальной жизни n. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории; n. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности Реализм Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоёв; Истинная, а не показная народность; Широкая постановка социальных и нравственных проблем;

Литература В. А Жуковский Г. Державин Н. М. Карамзин А. С. Пушкин Литература В. А Жуковский Г. Державин Н. М. Карамзин А. С. Пушкин

Ампир – вершина классицизма в архитектуре Андрей Дмитриевич Захаров Адмиралтейство Ампир – вершина классицизма в архитектуре Андрей Дмитриевич Захаров Адмиралтейство

Андрей Никифорович Воронихин Ампир – вершина классицизма в архитектуре Казанский собор Андрей Никифорович Воронихин Ампир – вершина классицизма в архитектуре Казанский собор

Ампир – вершина классицизма в архитектуре Карл Иванович Росси Михайловский дворец Ампир – вершина классицизма в архитектуре Карл Иванович Росси Михайловский дворец

Ампир – вершина классицизма в архитектуре Осип Бове. Красная площадь, реконструированная пос Ампир – вершина классицизма в архитектуре Осип Бове. Красная площадь, реконструированная пос

Конец 18 – начало 19 века- Эпоха классицизма в русском зодчестве. Классицизм – европейское Конец 18 – начало 19 века- Эпоха классицизма в русском зодчестве. Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство). Характерные черты классицизма: 1)Постройки отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. 2)Главные законы композиции – симметрия, подчёркивание центра, общая гармония. 3)Парадный вход располагался центре и оформлялся в виде портика(выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). 4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых ансамблей. Адмиралтейство. Архитектор Андриян Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых ансамблей. Адмиралтейство. Архитектор Андриян Дмитриевич Захаров (17611811). Архитектор подчеркнул центральную башню. Адмиралтейство венчает вверх золочёная игла с корабликом.

Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон, дорабатывал А. Захаров. Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон, дорабатывал А. Захаров.

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Сын крепостного крестьянина. Казанский собор – за образец Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Сын крепостного крестьянина. Казанский собор – за образец был взят собор святого Петра в Риме. В собор перенесён прах М. Кутузова. Перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б.

 «Укротители коней» Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Карлович Клодт «Укротители коней» Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Карлович Клодт (1805 -1867).

Огюст Монферран (1786 -1858). Исаакиевский собор (1818 -1858). • Внутри собора одновременно могли находиться Огюст Монферран (1786 -1858). Исаакиевский собор (1818 -1858). • Внутри собора одновременно могли находиться 13000 человек.

Монферран – Алексадровская колонна. • 47 метровая колонна из гранитного монолита на дворцовой площади Монферран – Алексадровская колонна. • 47 метровая колонна из гранитного монолита на дворцовой площади (1829 -1834) – памятник Александру Первому и одновременно – монумент в честь победы в 1812 году. • Фигура ангела,

Карл Иванович Росси (1775 – 1849). По его проекту построены здания Сената, Синода, Александрийского Карл Иванович Росси (1775 – 1849). По его проекту построены здания Сената, Синода, Александрийского театра, Русский музей.

Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных зданиях. О. Бове. По Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных зданиях. О. Бове. По его проекту были возведены Большой театр и Манеж.

Провинциальный классицизм – ближе к московскому. Омск. По проекту Василия Петровича Стасова(1769 – 1848) Провинциальный классицизм – ближе к московскому. Омск. По проекту Василия Петровича Стасова(1769 – 1848) был построен и Никольский казачий собор.

Русско – византийский стиль Константин Андреевич Тон Храм Христа Спасителя Русско – византийский стиль Константин Андреевич Тон Храм Христа Спасителя

Русская культура первой половины 19 века направление классицизм сентиментализм романтизм реализм Литература Г. Державин Русская культура первой половины 19 века направление классицизм сентиментализм романтизм реализм Литература Г. Державин Н. М. Карамзин В. Жуковский А. С. Пушкин А. Г. Венецианов А. А. Иванов В. А. Тропинин О. А. Кипренский К. П. Брюллов П. А. Федотов Живопись Архитектура А. Д. Захаров А. Н. Воронихин О. Бове К. И. Росси Русско – византийский стиль – К. А. Тон

Михаил Иванович Глинка Михаил Иванович Глинка

Александр Андреевич Алябьев Романс на стихи Дельвига «Соловей» Александр Андреевич Алябьев Романс на стихи Дельвига «Соловей»

Ведущие принципы реализма: • объективное отображение существенных сторон жизни простого человека; • воспроизведение типичных Ведущие принципы реализма: • объективное отображение существенных сторон жизни простого человека; • воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций; жизни такой, «как она есть» ; • преобладающий интерес к проблеме «личность - общество» ; • беспощадная трезвость оценок и действий; • приближение к жизненной правде.

Реализм в русской литературе. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы была признана Реализм в русской литературе. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы была признана «низкая действительность» . На смену дворянину пришел «маленький человек» ремесленник, мелкий чиновник, крепостной крестьянин. Главной темой литературы становится изображение современного общества и его пороков. У истоков реализма в русской литературе стоят И. А. Крылов – баснописец и А. С. Грибоедов – автор бессмертной комедии «Горе от ума» .

Становление реализма в литературе связано с выдающимися именами: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка» Становление реализма в литературе связано с выдающимися именами: А. С. Пушкин – «Капитанская дочка» , «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени» Н. В. Гоголь – «Ревизор» , «Шинель» , «Мертвые души»

Реализм в России В 30 – 40 -е годы XIX века в русском изобразительном Реализм в России В 30 – 40 -е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются ростки нового направления – реализма.

Реализм ( «realis» ) в переводе с латинского «вещественный» , «действительный» . Часто его Реализм ( «realis» ) в переводе с латинского «вещественный» , «действительный» . Часто его называют критическим реализмом. «Срывание всех и всяческих масок» - главное условие реализма.

Адмиралтейство – А. Д. Захаров Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон. Казанский Адмиралтейство – А. Д. Захаров Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон. Казанский собор – А. Н. Воронихин. Исаакиевский собор[i] – Монферран. Ген. штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К. Росси. Москва. Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О. И. Бове. Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К. А. Тон. Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.

О. А. Кипренский, В. А. Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский). К. П. Брюллов – О. А. Кипренский, В. А. Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский). К. П. Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж. «Последний день Помпеи» . А. А. Иванов. «Явление Христа народу» . 20 лет создания. А. Г. Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность. «На пашне (Весна)» . П. А. Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи» . «Сватовство майора» , «Свежий кавалер» .

П. А. Федотов – основоположник реализма в живописи. Ради искусства он пожертвовал своим личным П. А. Федотов – основоположник реализма в живописи. Ради искусства он пожертвовал своим личным счастьем. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви» , - писал он. Автопортрет

Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова «На брюхе - шёлк, Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П. Федотова «На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной. «Завтрак аристократа» (Не в пору гость)

 • «Начинается, начинается рассказ О том, как люди на свете живут, Как иные • «Начинается, начинается рассказ О том, как люди на свете живут, Как иные за чужой счет жуют, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся…» • «Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. . . » «Сватовство майора»

Типы и характеры в произведениях Федотова «Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик) Типы и характеры в произведениях Федотова «Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)

 «Разборчивая невеста» «Разборчивая невеста»

Русская культура второй половины XIX века Русская культура второй половины XIX века

Особенности развития культуры этого периода § Пореформенная Россия вступила на путь быстрого капиталистического развития. Особенности развития культуры этого периода § Пореформенная Россия вступила на путь быстрого капиталистического развития. Это развитие требовало большого количества высококвалифицированных технических кадровинженеров, образованных людей во всех сферах жизни гражданского общества. Крестьянство включалось в сферу рыночных товарных отношений, испытывало потребность в элементарном образовании. Развитие гражданского общества демократизировало культуру, сделало ее достоянием широких слоев.

Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни на основе её критического восприятия. Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни на основе её критического восприятия.

М. Е. Салтыков – Щедрин (1826 -1889). • «Губернские очерки» . • «История одного М. Е. Салтыков – Щедрин (1826 -1889). • «Губернские очерки» . • «История одного города» . • «Господа Головлёвы» .

Ф. М. Достоевский (1821 – 1881). • «Преступление и наказание» , • «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский (1821 – 1881). • «Преступление и наказание» , • «Братья Карамазовы» . • «Идиот» .

Л. Н. Толстой (1828 -1910). «Война и мир» . «Анна Каренина» . «Воскресение» . Л. Н. Толстой (1828 -1910). «Война и мир» . «Анна Каренина» . «Воскресение» .

А. П. Чехов (1860 -1904). • «Дама с собачкой» . • «Лошадиная фамилия» . А. П. Чехов (1860 -1904). • «Дама с собачкой» . • «Лошадиная фамилия» .

И. С. Тургенев (1818 – 1883). • «Отцы и дети» . И. С. Тургенев (1818 – 1883). • «Отцы и дети» .

Н. А. Некрасов (1821 -1878). • «Кому на Руси жить хорошо» . Н. А. Некрасов (1821 -1878). • «Кому на Руси жить хорошо» .

В. Г. Перов. «Портрет Ф. М. Достоевского» 1871 год В. Г. Перов. «Портрет Ф. М. Достоевского» 1871 год

Тургенев Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич

Салтыков – Щедрин М. Е. Салтыков – Щедрин М. Е.

Чехов Антон Павлович Чехов Антон Павлович

Толстой Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич

§ Тесно связанная с театром драматургия переживает небывалый взлет. § Вторая половина XIX века § Тесно связанная с театром драматургия переживает небывалый взлет. § Вторая половина XIX века была эпохой А. Н. Островского. Его пьесы «Бешеные деньги» , «Волки и овцы» , «На каждого мудреца довольно простоты» , «Таланты и поклонники» , «Бесприданница» не одно десятилетие не сходили со сцен столичных и провинциальных театров.

Островский Александр Николаевич Островский Александр Николаевич

Сухово – Кобылин А. В. Крупный драматург. Им была написана трилогия «Свадьба Кречинского» , Сухово – Кобылин А. В. Крупный драматург. Им была написана трилогия «Свадьба Кречинского» , «Дети» , «Смерть Тарелкина» .

Театр и музыка Театр и музыка

§ Театр полностью испытал на себе демократические тенденции своего времени. § Главными театральными сценами § Театр полностью испытал на себе демократические тенденции своего времени. § Главными театральными сценами попрежнему оставались Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. Здесь играли знаменитые актеры:

Садовский П. М. Садовский П. М.

Ермолова М. Н. Ермолова М. Н.

§ Продолжатели музыкальных традиций М. И. Глинки создали особую русскую школу музыкального искусства. Отличительными § Продолжатели музыкальных традиций М. И. Глинки создали особую русскую школу музыкального искусства. Отличительными чертами ее стали: § Внимание к народным истокам музыки, преобладание народных мелодий в симфонических обработках; § Внимание к русским историческим и мифологическим сюжетам.

Балакирев М. А. Именно по таким канонам развивалось творчество композиторов «Могучей кучки» -кружка, сложившегося Балакирев М. А. Именно по таким канонам развивалось творчество композиторов «Могучей кучки» -кружка, сложившегося вокруг М. А Балакирева.

 «Великий учитель музыкальной правды» (М. П. Мусоргский) Как вы понимаете ведущий творческий принцип «Великий учитель музыкальной правды» (М. П. Мусоргский) Как вы понимаете ведущий творческий принцип Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» ? Маковский Портрет А. С.

 «Могучая кучка» М. А. Балакирев А. П. М. П. Ц. А. Кюи Н. «Могучая кучка» М. А. Балакирев А. П. М. П. Ц. А. Кюи Н. А. Римский-

И. Репин «Портрет Антона Рубинштейна» В России до 60 -х годов не было ни И. Репин «Портрет Антона Рубинштейна» В России до 60 -х годов не было ни одного специального учебного заведения. А. Рубинштейн – с его именем связано открытие в 1862 году в Петербурге первой консерватории, которой он стал директором. Позднее открытие консерватории в Москве, где руководителем был его брат Н. Рубинштейн. Бесплатная музыкальная школа, организатором которой был Балакирев. Появилось творческое содружество «Могучая кучка» .

 «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям…» (М. П. Мусоргский) • «Посмотрите эти глаза! Они глядят как живые, они задумались, в них нарисована вся внутренняя, душевная работа той минуты, - а много ли на свете портретов с таким выражением? » • Изумительно чистые, но печальные глаза как бы вопрошающие о справедливости, о своей судьбе, о жизни… Репин Портрет композитора М. П. Мусоргского

 «Быть полезным другим, если сам не рожден творцом» (В. Стасов – деятель русского «Быть полезным другим, если сам не рожден творцом» (В. Стасов – деятель русского искусства, художественный критик). • По словам Балакирева, «музыкальную литературу знал как свои пять пальцев» . • «. . . Все только тогда счастливы и довольны, когда могут сказать себе: «Я сделал то, что мог» . Всё остальное в жизни ничего. Прочее всё бледно и слабо против этого чувства и радости» - писал он Балакиреву. И. Репин Портрет Стасова

Бородин Александр Порфирьевич § Композиторами «Могучей кучки» были собраны, записаны и обработаны русские песни. Бородин Александр Порфирьевич § Композиторами «Могучей кучки» были собраны, записаны и обработаны русские песни. Известны по всему миру стали оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве»

Мусоргский Модест Петрович «Борис Годунов» по драме А. С. Пушкина, «Хованщина» Мусоргский Модест Петрович «Борис Годунов» по драме А. С. Пушкина, «Хованщина»

Римский – Корсаков Н. А. • «Снегурочка» • Майская ночь» • «Ночь перед Рождеством» Римский – Корсаков Н. А. • «Снегурочка» • Майская ночь» • «Ночь перед Рождеством» • «Сорочинская ярмарка»

§ Особое место занимает творчество П. И. Чайковского, связанное не только с оперным, но § Особое место занимает творчество П. И. Чайковского, связанное не только с оперным, но и с балетным искусством, прославившим русскую школу танца по всему миру. § Его оперы «Пиковая дама» , «Евгений Онегин» , балеты «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица» уже больше века не сходя со сцен русских и зарубежных театров.

Чайковский Петр Ильич Чайковский Петр Ильич

Живопись Живопись

60 -е годы XIX века – расцвет передовой русской культуры. «В начале шестидесятых годов 60 -е годы XIX века – расцвет передовой русской культуры. «В начале шестидесятых годов жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела» , - писал И. Е. Репин. Это было время огромного общественного подъема в России. 1861 год – отмена крепостного права, реформы 1860 -х годов вызвали рост освободительного движения в стране.

 «Бунт 14 -ти» 9 ноября 1863 году в российской Академии художеств произошло неординарное «Бунт 14 -ти» 9 ноября 1863 году в российской Академии художеств произошло неординарное событие: 14 самых лучших студентов (претендентов на золотые медали и поездку в Италию) отказались писать выпускную картину на заданную тему и покинули стены Академии. «Бунт 14 -ти» под таким названием он вошёл в историю. Именно эти бунтари организовали «Артель художников» , которая впоследствии получила название «Товарищество передвижных выставок» (1870 г. ).

С творчеством передвижников связано имя одного человека. Он ни разу в жизни не взял С творчеством передвижников связано имя одного человека. Он ни разу в жизни не взял карандаш или кисти, не создал ни одной картины, тем не менее, вошел в историю русской художественной культуры. • Павел Михайлович Третьяков – русский коллекционер, чьё собрание уникальнейшее в мире. Ныне Государственная Третьяковская галерея.

 «Художники-передвижники» Крамской Суриков Маковский Репин Перов Ярошенко Саврасов Шишкин «Художники-передвижники» Крамской Суриков Маковский Репин Перов Ярошенко Саврасов Шишкин

В. Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников. Автопортрет В. Г. Перов – один из самых правдивых и горьких художников. Автопортрет

Тема безотрадного горького детства в произведениях В. Перова. Судьба и участь обездоленных детей. Именно Тема безотрадного горького детства в произведениях В. Перова. Судьба и участь обездоленных детей. Именно через них он передавал безмерность людского горя, нищеты, отчаяния. «Спящие дети»

 «Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во «Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» , и оно произносило свой приговор над её явлениями» - писал Стасов. В. Г. Перов «Проводы покойника»

 • «Перед нами сани с женщиной и детьми, говорил Д. В. Григорович. - • «Перед нами сани с женщиной и детьми, говорил Д. В. Григорович. - Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать» . Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос» . Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки. У Перова - никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе.

В. Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» В. Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду»

В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах» В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»

В. Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Интерес к жизни простого человека Для народа они хотели работать, народ они хотели просвещать, Интерес к жизни простого человека Для народа они хотели работать, народ они хотели просвещать, народ они изображали в своих произведениях. Репин писал: «Судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы» . И. Н. Крамской «Мина Моисеев»

Искусство - народу Г. Мясоедов «Земство обедает» Искусство - народу Г. Мясоедов «Земство обедает»

 «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная Матушка «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная Матушка – Русь» (Некрасов) И. Е. Репин «Крёстный ход в Курской губернии»

В 1870 году И. Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь В 1870 году И. Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, изучить народный характер. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне. И. Репин «Бурлаки на Волге»

История и реальность. Народ и личность в творчестве Сурикова. • Петровские реформы, массовые народные История и реальность. Народ и личность в творчестве Сурикова. • Петровские реформы, массовые народные движения и человеческая драма, судьба отдельной личности, в которой воплотилась трагедия смены времен. • Попробуйте отразить в картине бытовое, историческое и психологическое время, проживаемое героем. В. Суриков «Меньшиков в Березове»

О Сурикове говорили, что в картине он воссоздал «подлинную старину, словно был её современником, О Сурикове говорили, что в картине он воссоздал «подлинную старину, словно был её современником, её очевидцем» . «Я не мыслю себе действия одной исторической личности без народа. Главная моя задача – вытащить народ на улицу» , говорил художник. «Боярыня Морозова»

Подлинные шедевры русской живописи Подлинные шедевры русской живописи

И. Е. Репин. И. Е. Репин.

 «Иван Грозный и сын его Иван» . 1885 г. «Иван Грозный и сын его Иван» . 1885 г.

 «Не ждали» . 1884 – 1888 г. г. «Не ждали» . 1884 – 1888 г. г.

 «Лунная ночь на Днепре» «Лунная ночь на Днепре»

 «Березовая роща» . 1901 г. «Березовая роща» . 1901 г.

В. Г. Перов (1834 -1882). • «Сельский крестный ход на Пасхе» . • «Чаепитие В. Г. Перов (1834 -1882). • «Сельский крестный ход на Пасхе» . • «Чаепитие в Мытищах» . • «Приезд гувернантки в купеческий дом» . • «Тройка» .

 • Портрет А. Н. Островского 1871 год. • Портрет А. Н. Островского 1871 год.

1863 – «Бунт 14» . Артель художников (1870 Товарищество передвижных художественных выставок). Художники передвижники: 1863 – «Бунт 14» . Артель художников (1870 Товарищество передвижных художественных выставок). Художники передвижники: Н. Ге, А. Саврасов, И. Шишкин, В. Перов, В. Васнецов, Н. Ярошенко, К. Савицкий. Теоретик передвижничества – И. Крамской.

И. Н Крамской (1837 – 1887). • «Неизвестная» . • «Неутешное горе» . И. Н Крамской (1837 – 1887). • «Неизвестная» . • «Неутешное горе» .

И. Е Репин (1844 -1930). • • • «Бурлаки на Волге» . «Не ждали» И. Е Репин (1844 -1930). • • • «Бурлаки на Волге» . «Не ждали» . « Отказ от исповеди» . « Царевна Софья» . «Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581 года» . • « Запорожцы пишут письмо турецкому султану» .

Бурлаки на Волге. Бурлаки на Волге.

Не ждали. Не ждали.

Отказ от исповеди. Отказ от исповеди.

Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории» .

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

В. Суриков (1848 -1916). • «Утро стрелецкой казни» . • « Покорение Сибири Ермаком» В. Суриков (1848 -1916). • «Утро стрелецкой казни» . • « Покорение Сибири Ермаком» . • « Боярыня Морозова» .

 «Утро стрелецкой казни» —эта картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. «Утро стрелецкой казни» —эта картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность отличительная черта казацкого войска.

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Картина обладает единым композиционным Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев» . Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения.

В. Васнецов (1848 - 1926). • «Алёнушка» . • «Витязь на распутье» . • В. Васнецов (1848 - 1926). • «Алёнушка» . • «Витязь на распутье» . • «Богатыри» . • «После побоища Игоря Святославовича с половцами» .

Витязь на распутье. Витязь на распутье.

Три богатыря. Три богатыря.

После побоища Игоря Святославовича с половцами. После побоища Игоря Святославовича с половцами.

И. Шишкин (1832 - 1898). • «Рожь» . • « Рубка леса» . • И. Шишкин (1832 - 1898). • «Рожь» . • « Рубка леса» . • «Сосновый бор» .

А. Саврасов (1830 – 1897). • « Грачи прилетели» . А. Саврасов (1830 – 1897). • « Грачи прилетели» .

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светлоголубому с высокими облаками небу На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светлоголубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.

А. Куинджи (1842 – 1910). • «Украинская ночь» . • «Берёзовая роща» . • А. Куинджи (1842 – 1910). • «Украинская ночь» . • «Берёзовая роща» . • «Лунная ночь на Днепре» .

М. Антокольский (1843 – 1902). • «Иван Грозный» . • «Пётр I» . • М. Антокольский (1843 – 1902). • «Иван Грозный» . • «Пётр I» . • «Ярослав Мудрый» . • «Ермак» .

Иван Грозный. Иван Грозный.

М. О. Микешин. (1835 – 1896). • «Тысячелетие России» . М. О. Микешин. (1835 – 1896). • «Тысячелетие России» .

Эклектика – это смешение разных художественных стилей. А. И. Кракау (1817 – 1888). «Балтийский Эклектика – это смешение разных художественных стилей. А. И. Кракау (1817 – 1888). «Балтийский вокзал» .

Образование и просвещение (статистические данные) Образование и просвещение (статистические данные)

§ Реформа образования резко увеличила сеть начальных и средних школ, в которых к концу § Реформа образования резко увеличила сеть начальных и средних школ, в которых к концу века обучалось свыше 4 млн. детей. Развивалось женское образование: 25% учащихся начальных школ составляли девочки. § Быстро росло число университетов и студентов. В конце 50 -х годов в России насчитывалось 14 высших учебных заведений. К концу века их было уже 63. Количество студентов увеличилось в 5 раз и достигло 16 тысяч. § Были созданы первые высшие учебные заведения для женщин-Бестужевские курсы и Высшие медицинские курсы в Петербурге, Высшие женские курсы в Москве.

§ Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. § Их число § Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. § Их число увеличилось с 280 в начале 60 -х годов до 862 в 1894 г. § В стране существовало свыше 80 музеев. § Образовательных обществ, занимавшихся организацией курсов и школ. Прогресс образования был огромен. § Если общая грамотность населения в 1860 г. составляла только 6% от общего числа населения, то уже к 1897 г. эта цифра выросла до 21%.

Наука Наука

Биология Биология

Биология И. И. Мечников. § За разработку теории иммунитета получил Нобелевскую премию, занимался микробиологией Биология И. И. Мечников. § За разработку теории иммунитета получил Нобелевскую премию, занимался микробиологией и сравнительной патологией.

И. М. Сеченов § Автор научных трудов «Рефлексы головного мозга» , «Физиология нервной системы» И. М. Сеченов § Автор научных трудов «Рефлексы головного мозга» , «Физиология нервной системы»

Тимирязев Климент Аркадьевич Создатель теории фотосинтеза Тимирязев Климент Аркадьевич Создатель теории фотосинтеза

Химия Химия

А. М. Бутлеров Создал теорию химического строения в органической химии А. М. Бутлеров Создал теорию химического строения в органической химии

Математика Математика

П. Л. Чебышев Р Работал в области а Теории чисел, многочленов, б теории вероятности. П. Л. Чебышев Р Работал в области а Теории чисел, многочленов, б теории вероятности. о Вывел закон т больших чисел. а л в о

Ковалевская Софья Васильевна Первая женщина математик с высшим образованием была награждена за свои работы Ковалевская Софья Васильевна Первая женщина математик с высшим образованием была награждена за свои работы премиями Шведской и Парижской академии наук.

Физика Физика

Столетов А. Г. Работал в области магнетизма и электричества, открыл явление фотоэффекта. Столетов А. Г. Работал в области магнетизма и электричества, открыл явление фотоэффекта.

Яблочков П. Н. Изобрел электрическую свечу и создал систему электрического освещения, известную во всем Яблочков П. Н. Изобрел электрическую свечу и создал систему электрического освещения, известную во всем мире как «Русский свет»

А. Попов Изобретатель первого в мире радиопередатчика. А. Попов Изобретатель первого в мире радиопередатчика.

Циолковский Константин Эдуардович Обосновал возможность космических полетов и спроектировал ракетный двигатель. Циолковский Константин Эдуардович Обосновал возможность космических полетов и спроектировал ракетный двигатель.

Менделеев Дмитрий Иванович Открыл периодический закон химических элементов Менделеев Дмитрий Иванович Открыл периодический закон химических элементов

География География

Семенов – Тян – Шанский П. П. Руководитель Географического общества, исследовал район Тянь-Шаня Семенов – Тян – Шанский П. П. Руководитель Географического общества, исследовал район Тянь-Шаня

Миклухо – Маклай Николаевич Совершил плавание в Новую Гвинею. Миклухо – Маклай Николаевич Совершил плавание в Новую Гвинею.

Прижевальский Н. М. Обследовал район Центральной Азии плоскогорье Гоби. Прижевальский Н. М. Обследовал район Центральной Азии плоскогорье Гоби.

История История

Соловьев С. М. Представитель государственной школы в исторической науке. Соловьев С. М. Представитель государственной школы в исторической науке.

Ключевский Василий Осипович Представитель государственной школы в исторической науке. Основной труд «Курс русской истории» Ключевский Василий Осипович Представитель государственной школы в исторической науке. Основной труд «Курс русской истории» .

Василевский В. Г. Изучал историю Византии. Василевский В. Г. Изучал историю Византии.