Скачать презентацию Наиболее частые изъяны в первом эссе В Скачать презентацию Наиболее частые изъяны в первом эссе В

НоваяЕврДрама.Circ.pptx

  • Количество слайдов: 33

Наиболее частые изъяны в первом эссе: • В начале эссе (первом абзаце) нет указаний Наиболее частые изъяны в первом эссе: • В начале эссе (первом абзаце) нет указаний на основную, ведущую мысль эссе – то, что Вы предполагаете доказать. • Ведущая мысль эссе кажется самоочевидной, в ней ничего неожиданного. • В эссе (особенно в начале) много ненужных обобщений. • В эссе мало конкретных наблюдений над текстом (образностью, лексикой, композиционными приемами) • Изложение заменяет аргументацию (анализ не самоценен, он должен вести к интересным выводам!). • После окончания работы над эссе автор не возвращается к его началу, чтобы конкретизировать свои исходные догадки, предвосхитить выводы, убрать лишнее. • Цитаты и отсылки к тексту не сопровождаются указанием номера страниц. • Эссе не вычитано.

Новая европейская драма Новая европейская драма

Литература и жизнь 1. Дидактическая модель. (Напр. : подражая хорошим поступкам, изображенным в литературе, Литература и жизнь 1. Дидактическая модель. (Напр. : подражая хорошим поступкам, изображенным в литературе, мы становимся лучше. ) 2. Литература (и вообще искусство) автономны и связаны с жизнью лишь генетически, своим материалом. 3. Искусство свидетельствует о недостаточности, ущербности реального мира и уже поэтому (косвенно) требует изменения существующей социальной структуры (Теодор Адорно).

Новое время • Постепенное становление капиталистической экономики и нового, третьего класса, противопоставляющего себя наследственной Новое время • Постепенное становление капиталистической экономики и нового, третьего класса, противопоставляющего себя наследственной аристократии (Шекспир, Мольер, Шиллер – не аристократы!). • Процесс переосмысления интеллектуального (в том числе – литературного) наследия античности, особенно в отношении понимания политической власти как достояния общества (республиканизм) и личности как первичной ценности ( «гуманизм» ). • Литература служит одновременно и выражению и критике Нового времени.

 «Гамлет» (1603) и раннее Новое время (конец XIV в. — 1789) Объективные начала, «Гамлет» (1603) и раннее Новое время (конец XIV в. — 1789) Объективные начала, ограничивающие волю и расщепляющие субъект: • Политика: государство подчиняет себе личность. Государственный интерес первичен, но это осмысляется как проблема. • Социум: общество (устоявшиеся конвенции) притесняет личность. (Аристократическое общество обречено. ) • Природа: греховность и смертность заложены в человеке, но могут быть преодолены каждой отдельной личностью при помощи божественного начала.

Мольер, «Скупой» (1668) • Протест Клеанта против отца как нравственный протест против мира вещей Мольер, «Скупой» (1668) • Протест Клеанта против отца как нравственный протест против мира вещей и денег. Миф об отцеубийстве становится мифом о новом социальном порядке. • Накопительство Гарпагона противопоставлено непринужденности Ансельма, (временно) обедневшего аристократа. Буржуа критикует сам себя, оглядываясь на уходящий в прошлое аристократический класс. • Мнимость и вредность социальных границ (Элиза и Валер), императив эмансипации.

Новое время после ВФР (1789—? ) • Преодоление прошлого (старого режима) через революционное насилие Новое время после ВФР (1789—? ) • Преодоление прошлого (старого режима) через революционное насилие (Шиллер, «Вильгельм Телль» ). • Третье сословие (мещанство, буржуазия) как основа новых национальных государств. • Капитализм (не наследственное, а благоприобретенное богатство). • Меритократический прицип (человек оценивается по заслугам, а не по рождению: ср. Басманов в «Борисе Годунове» ). • Социальная мобильность (буржуазия как открытый класс).

Новое время после ВФР (1789—? ) • Идеал равноправия (ср. исономия в древнегреческом полисе) Новое время после ВФР (1789—? ) • Идеал равноправия (ср. исономия в древнегреческом полисе) требует освобождения (эмансипации) от всех форм власти и доминирования и касается – общества (республиканизм противопоставляет общество государству); – нации (право нации на самоопределение); – всех общественных групп (рабов, крепостных, рабочих, женщин, молодежи, меньшинств). NB: неравноправие осмысляется не как часть установленного (естественного) порядка вещей, а как форма доминирования одной общественной группы над другой.

Новое время после ВФР (1789—? ) • Политика – государственный (национальный) интерес – подчиняется Новое время после ВФР (1789—? ) • Политика – государственный (национальный) интерес – подчиняется универсальным нравственным законам (Рейнхарт Козеллек). • Ирония секуляризации: абсолютизм христианской этики переносится на мирское общество и его законы, где раньше было место ситуативной этике (Кант). • Понятие процесса противопоставляется идее единичного события (Ханна Арендт). Жизнь как длительность (Беккет, «В ожидании Годо» ), как пустая привычка (ср. Ранк в «Кукольном доме» ). Роман как форма бессобытийного становления, противопоставленный драме (Франко Моретти).

Деонтологическая этика (ta deonta – “должное”) Правдивость в показаниях. . . есть формальный долг Деонтологическая этика (ta deonta – “должное”) Правдивость в показаниях. . . есть формальный долг человека по отношению ко всякому, как бы ни был велик вред, который произойдет отсюда для него или для кого другого; и хотя тому, кто принуждает меня к показанию, не имея на это права, я не делаю несправедливости, если искажаю истину, но все-таким искажением, которое поэтому должно быть названо ложью (пусть не в юридическом смысле), я нарушаю долг вообще в самых существенных его частях: т. е. поскольку это от меня зависит, я содействую тому, чтобы никаким показаниям (свидетельствам) вообще не давалось никакой веры и чтобы, следовательно, все права, основанные на договорах, разрушались и теряли свою силу; а это есть несправедливость по отношению ко всему человечеству вообще. Таким образом, это – священная, безусловно повелевающая и никакими внешними требованиями не ограничиваемая заповедь разума: во всех показаниях быть правдивым (честным). И. Кант, «О мнимом праве лгать из человеколюбия» (1797)

Диалог Хельмера с Норой (с. 402) Диалог Хельмера с Норой (с. 402)

Продолжение диалога (с. 404) Продолжение диалога (с. 404)

Разговор с Крогстадом (с. 401) Разговор с Крогстадом (с. 401)

Неравенство как проблема непреодоленного прошлого Видимое благополучие в настоящем основано на совокупности безнравственных поступков Неравенство как проблема непреодоленного прошлого Видимое благополучие в настоящем основано на совокупности безнравственных поступков в прошлом — • Фру Линне (забытая детская подруга, брак по рассчету, тема «обман мужа» , протекционизм) • Крогстад (неравенство служащих, юридически закрепленное неравенство полов, неравный брак) • Анна-Мария отказалась от своего ребенка ради заработка • Отец Норы – растратчик, которого прикрывал Хельмер Проблема: относится ли к этому ряду подделанная Норой подпись?

Одиночество (безумие) нововременного субъекта Одиночество (безумие) нововременного субъекта

С. 450 С. 450

Формы эмансипация субъекта в «Кукольном доме» • Освобождение от религии, мужской власти, семьи, наследственности Формы эмансипация субъекта в «Кукольном доме» • Освобождение от религии, мужской власти, семьи, наследственности (Нора) • Нравственность сознающей себя, просвещенной личности противопоставляется порабощающей, ослепляющей псевдонравственности общества. • Нравственное преображение через раскаянье (Крогстад, Хельмер? ) • Жертвенность (Фру Линне) • Смерть прошлой лжи/лицемерия (Ранк)

 «Буржуазный» герой в литературе: позитивные модели • Предприниматель, организатор (Робинзон Крузо у Дефо, «Буржуазный» герой в литературе: позитивные модели • Предприниматель, организатор (Робинзон Крузо у Дефо, гоголевский Чичиков, герой «Подростка» Достоевского) • Субъект воспитания, встраивающийся в общество (Вильгельм Мейстер, герой «Обыкновенной истории» Адуев) • «Наполеон» (Борис Годунов, Басманов у Пушкина)

Эмансипированный субъект в эпоху модернизма • Женщина, уходящая из семьи (Нора Хельмер, Анна Каренина) Эмансипированный субъект в эпоху модернизма • Женщина, уходящая из семьи (Нора Хельмер, Анна Каренина) • Еврей как фигура максимальной социальной мобильности (Леопольд Блум в «Улиссе» ) • Социопат (герой «Записок из подполья» , герой «Голода» Гамсуна) • Герой, погруженный в собственное прошлое (герой Пруста, Добычина)

Время как чистая длительность, не заполненный событиями процесс жизне -деятельности С. 76 Время как чистая длительность, не заполненный событиями процесс жизне -деятельности С. 76

Гамлетовские мотивы бездействия, нерешимости, суицида (с. 8) Гамлетовские мотивы бездействия, нерешимости, суицида (с. 8)

 «Старые добрые времена» (с. 83): невозможность коллективного действия «Старые добрые времена» (с. 83): невозможность коллективного действия

Комизм Нового времени: 1. Парадокс природной греховности 2. Субьект права как комический герой Комизм Нового времени: 1. Парадокс природной греховности 2. Субьект права как комический герой

Архическая структура доминирования: господин-раб Архическая структура доминирования: господин-раб

Второе сословие: возникновение гуманистического идеала Второе сословие: возникновение гуманистического идеала

Буржуа как человек вообще (с. 88) Буржуа как человек вообще (с. 88)

Взаимозаменимость нововременных субъектов Взаимозаменимость нововременных субъектов

Свобода интерпретации Свобода интерпретации

 «Гамлет» (с. 69) «Гамлет» (с. 69)

Закончилось ли Новое время? Закончилось ли Новое время?

Закончилось ли Новое время? • Атомизация личности – новые формы коллективизма • Процессуальное мышление Закончилось ли Новое время? • Атомизация личности – новые формы коллективизма • Процессуальное мышление остается в силе • Критика релятивизма (как элемента «постмодернизма» ) • Рост социального неравенства, неопатриархальные тенденции • Возвращение старых форм авторитета в европейском романе конца XX-нач. XXI вв.