Мы строим дом. Презентация c фото из фондов.ppt
- Количество слайдов: 18
Национальный музей Республики Марий Эл имени Т. Евсеева Мы строим дом (домостроительная обрядность и семантика жилища народа мари) Д. А. Байдимиров, А. В. Шурыгин, старший научный сотрудник отдела этнографии
Цели и задачи l изучение обрядовой культуры народа мари; l осмысление традиционной символики домостроительных обрядов народа мари; l воспитание у детской аудитории уважительного отношения к традиционной культуре мари.
Что нам стоит дом построить? ! Соберём и будем жить… Действительно ли просто построить дом? Постараемся ответить на этот вопрос… Тимофеев В. К. «Возвращение марийки с речки (с бельём)» , 1927 г.
Выбор места Благоприятные места. Выбор места постройки жилого дома имеет решающее значение. Благоприятными для строительства дома считались: - места отдыха быка, мелкого рогатого скота, - места обитания черных муравьев. - места, где произрастают рябина, орешник. Горбунцов П. Т. из альбома «Звениговский кантон» , 1927 г.
Запрет ( «ок йőрő» ) Неблагоприятные места: - нельзя ставить дом на месте старой дороги, на перекрестках дорог; - на краю оврага; - на месте старых захоронений; -на болотистых местах.
Выбор деревьев для строительства Для строительства жилой постройки использовали такие породы деревьев, как липа, ель, лиственница и. т. д.
Поучительные слова старожилов Обязательно первое дерево должно упасть в сторону востока, если не падает в нужном направлении рубку начинали в другой день.
Выбирай деревья, пригодные для строительства дома Непригодными для строительства дома считались деревья: - из священный рощи; - плодовые деревья; - сухие, старые деревья; - деревья, стоящие на перекрестке дорог; - проклятые деревья, о которых ходили поверья, что они уносят жизни.
Возведение дома у марийцев сопровождалось различными магическими обрядами и молениями. Его начало приурочивалось к благоприятному, по их убеждению, времени, для чего выбирали ясный солнечный день, время полнолуния, чтобы изба была теплой, как солнце, и полной, как луна. В угол первого венца клали монету и клочок шерсти, этим самым намечали красный угол. В это время самый старый представитель рода читал наговор: «чтоб беды не было, жили в богатстве и в благополучии» . Особо торжественным моментом считалась укладка матицы ( «авагашта» ). При подъеме ее обертывали шубой, клали туда угощение (свежеиспеченный хлеб, масло и самогонку), перевязывали веревкой. Под место матицы клали монету и шерсть.
Хочешь построить дом, собирай помочи (вỹма) Положив ее на место, хозяин топором обрубал веревку, и шуба с угощением падала вниз, где ее ловили. Затем хозяин угощал плотников и родственников, предварительно помолившись за благополучие дома и семьи. Сруб обычно возводился в два дня. В первый день велась подготовка, и ставили первые три венца, а остальные - на следующий день.
Эволюция дома «. . . На черемисском дворе есть постройка, которая представляет. . . срубленный из тонких бревен и покрытый драницами шалаш - кудо. В настоящее время кудо служит летним шалашом. Во внутренность ее ведет обращенная на юг маленькая дверь с деревянным замком. При входе в кудо прежде всего бросается в глаза земляной пол, закопченные дымом стены и толстые почернелые лавки вдоль стен. . . В углу против входа стоит обыкновенно стол, на котором всегда можно найти большую деревянную чашку с положенными в нее караваем хлеба и ножом. Рядом помещается самодельная деревянная солоница. По лавкам стоят ведра с водой и разная домашняя утварь; в углу у входа можно встретить бочонок с пивом или квасом. . . Летом, когда хозяева дома, на земляном полу кудо всегда горит огонь. На нем готовят пищу; он своим дымом отгоняет назойливых комаров. Над кострищем висит на длинном зубчатом деревянном крюке котел» . И. Н. Смирнов «Черемисы» , 1889
Кудо Тимофеев В. К. «Кудо» (летняя изба), 1927 г.
Изба по-черному «С течением времени черемисы начали строить черные или курные избы по величине больше шалашей и с маленькими окнами, из которых два выходили на улицу, одно - во двор и слуховое окошечко с деревянной задвижкой - в проулок, и стали класть печи, но только без труб, отчего дым во время топки шел прямо в избу, а потом в отворенную дверь. Когда большой дым проходил, дверь затворялась, и он шел уже через отверстие, сделанное в потолке, над печкой. На шестке печи черемисы устраивали очаг, где в повешенном котле приготовляли себе пищу» . Н. М. Троицкая «Черемисы Арбанской волости» , 1894
В. К. Тимофеев. «Внутренний вид курной избы, 1927 г. »
Изба по-белому
Символика дома Дом, как космос: - вертикальная структура дома соответствует вертикальной модели мира; - горизонтальная структура дома соответствует горизонтальной модели мира.
Связующие звенья с внешним миром Отличия жилого дома от нежилого: -наличие регламентированного входа и выхода; - наличие дверей и окон.
Мы строим дом. Презентация c фото из фондов.ppt