история искусств.pptx
- Количество слайдов: 37
Национальные традиции в живописи рубежа XIX и ХХ вв.
Васнецов Виктор Михайлович (1848 -1926) • Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год. • В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Автопортрет 1873 г.
Этапы творчества • Творческая деятельность В. Васнецова делится на три периода. Первый характеризуется социальнокритическим отношением на фоне уныния мещанской жизни – данный стиль носит название бытовой жанр. Бытовые сцены, известные с глубокой древности, в особый жанр искусства выделились в феодальную эпоху — в странах Дальнего Востока и в период формирования буржуазного общества — в Европе. Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. • Среди работ этого времени стоит отметить "С квартиры на квартиру", написанную в 1876 году, показывающую жизнь обнищавшей четы стариков, вынужденных менять свое жилище.
Бытовой жанр Свою художественную деятельность Васнецов начал в то время, когда в русской живописи завершился процесс становления бытового жанра как одной из форм реализма. Ориентируясь на традиции таких крупных мастеров, как Федотов и Перов, В. М. Васнецов создал в 70 -е годы XIX века ряд самобытных произведений: "С квартиры на квартиру" (1876 г. ), "Чаепитие в трактире" (1874 г. ), "Преферанс" (1879, г), - которые принесли ему признание как одному из талантливых художниковжанристов. «Чаепитие в трактире» 1874 г.
"Преферанс" (1879, г) "С квартиры на квартиру" (1876 г. )
Былинно-исторический Второй период творчества В. Васнецова связан с возрождением в конце 19 столетия общественного интереса к темам русского фольклора и истории. Главными работами здесь являются картины "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Аленушка", "Царь Иван Васильевич Грозный" и самая известная - "Три богатыря". Обращаясь к тематике народного творчества, художник, сочетая исторические реалии и сказочные мотивы, кардинально реформирует представления о русском историческом жанре, используя выразительные средства живописи. В развитии живописи XIX-XXв. можно наблюдать исчезновение локального и неизменного цвета, победу динамичного, изменчивого цвета, раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному цвету, к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи. «Алёнушка» 1881 г. «Царь Иван Васильевич Грозный» 1897 г
«Богатыри» 1898 г.
Революционный период • 1918 г. Третий период творчества отличается присутствием мрачных переживаний, связанных с нарастанием революционных настроений в начале 20 века. В то время Васнецов вступил в общество "Союз русского народа", где работал над оформлением книжных изданий. Картины этого времени - "Царевна-Лягушка" и "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" большинство воспринимало в качестве аллегорий, выражающих раздумья художника по поводу назревающего социального переворота. 1918 г.
Станковая и монументальная живопись Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто "обратился к украшению жизни", взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как "разменивание таланта". Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. «Преддверие Рая» . Роспись западной стены главного алтаря «Евхаристия» . Владимирский собор в Киеве
Модерн Виктор Михайлович Васнецов считается предтечей русского модерна. По мнению Д. В. Сарабьянова, живопись В. М. Васнецова и М. А. Врубеля была ускорителем модерна в России. В. М. Васнецов шел к модерну от реализма, а васнецовский сказочный жанр (с его мечтательным оттенком) определил национально-романтическое направление русского модерна.
Васнецов, искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем". И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки - недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. "Ваше творчество, - писал ему известный деятель "Мира искусства" Сергей Дягилев, - и оценка его уже много лет - самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка". И он же говорил художнику: "Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные. . . " Мы не найдем другого художника, который был бы близок представителям самых противоположных эстетических течений, но каждому близок какой-то особой гранью своего творчества и никому не близок полностью, до конца. Одни отдавали ему дань как "типисту" и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили более всего обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русского искусства видели в его роли "провозвестника нового направления в религиозной живописи", четвертые - в том, что "он первый из художников вновь обратился к украшению жизни". Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века. "Десятки русских выдающихся художников, - писал в 1916 году Михаил Нестеров, - берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова". Осваивая традиции народного и древнерусского искусства, Васнецов пытался выработать новый пластический язык на основе академических традиций.
Филипп Андреевич Малявин (1869 -1940) Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г. , когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Автопортрет 1927 г.
• «Смех» 1898 г. По окончании Академии художеств Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина «Смех» , отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство» , вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали (полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции).
Уже в годы учебы писал импрессионистическиживые жанровые образы (Крестьянская девушка с чулком, 1905, Третьяковская галерея), острые по характеристике портреты (К. А. Сомов, 1895, Русский музей; и др. ).
В 1900 -х Малявин участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г. показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь» . Впоследствии он также был членом «Союза русских художников» . С 1900 жил преимущественно в усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью, наезжая в Петербург и Москву. Картина воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. «Вихрь» 1906 г.
• В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.
Командированный в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, обосновался в Париже. В 1924 г. в парижской галерее Шарпантье с успехом проходит выставка Малявина. Многие его произведения, написанные за границей, по-прежнему создаются на русские темы, нередко приобретающей гротескную трактовку. На основе своих кремлевских рисунков создал цикл злых карикатур. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930 -х Малявин неоднократно организовывал собственные выставки в разных европейских странах. Из Парижа он переселился в Ниццу. Портрет балерины А. М. Балашовой (1924)
К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.
Михаил Васильевич Нестеров (1862 -1942) Михаил Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886). Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Автопортрет в чёрном 1915 г.
Бытовой жанр Если ранние его исторические картины еще попередвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты ( «За приворотным зельем» ). «Призвание Михаила Федоровича на царство» 1886
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетнобытописательны ( «Избрание Михаила Федоровича на царство» ), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты ( «За приворотным зельем» ). «Призвание Михаила Федоровича на царство» 1886 «За приворотным зельем» , 1889 Работа "За приворотным зельем" была написана в период формирования творческой индивидуальности Михаила Васильевича Нестерова. Художник увлекался книжной иллюстрацией, писал жанровые произведения. Это было первыми шагами Нестерова в художественном творчестве, которые затем нашли отражение в его последующих работах.
В 1890 году Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на передвижной выставке свой шедевр "Видение отроку Варфоломею". Картина стала сенсацией выставки, и была сразу же приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Все было необычно в этом произведении - сама идея, столь непривычная для русской живописи того времени, смелое композиционное и живописное решение, пейзаж, так непохожий на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Согласно легенде, будучи юным пастушком и бродя по полям в поисках стада, отрок Варфоломей встретил у дуба древнего старца, который предсказал ему великую будущность и великую ответственность за судьбы своей земли. В своей картине Нестеров с невиданной доселе лиричностью, пленительностью и чистотой показал этот эпизод из жизни мальчика. Здесь, в "Видении отроку Варфоломею", Нестеров нашел ту свою мечту, что занимала его впоследствии на протяжении двадцати-тридцати лет - жизнь православной Руси. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889— 1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова. Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Видение отроку Варфоломею» (1889— 1890)
• "Пустынник", 1888 К концу XIX столетия начинается новый этап творчества: художник переходит к религиозной тематике, его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием. В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893 -94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894 -96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 18991904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907 -11). И даже портреты его часто связаны с тем же православноцерковным кругом ("Философы", "Архиепископ", оба 1917).
Своеобразным итогом религиозной темы в творчестве художника становится большая незаконченная картина На Руси (Душа народа), ставшая воплощением слов Иисуса Христа: "Будьте как дети. Ибо никто не войдет в царство небесное, пока не станет, как младенец". В своих хрупких, нежных картинах Нестеров воплощает свою мечту о Святой Небесной Руси, стране, где человек и таинственная русская природа, равно чистые и одухотворенные, слились в едином божественном экстазе и молитвенной медитации. Одновременно художник создает свой уникальный тип пейзажа, получивший название нестеровского. Подобного еще не было в русском пейзажном искусстве. Наиболее близки духу Нестерова, пожалуй, только картины Левитана. «На Руси» 1916
Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870 -х гг. - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно. Портрет дочери, 1906
• Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930 -х гг. он целиком сосредоточится на образе человека. В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д. Корины работают в своей мастерской (1930). Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.
К 1928 г. относятся два автопортрета Нестерова. И если "Автопортрет в черном", несмотря на живописную основательность, решением напоминает импрессионистически острый этюд, то "Автопортрет в белой блузе" являет собой законченную концепцию художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями, и фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения. Неоднократно Нестеров писал также самого себя - в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В советское время неоднократно переписывал в бесконечных вариантах свои старые картины. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время - это портретная живопись. Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, выше всего ценя независимость в своей деятельности.
• Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника, которого ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени.
Андрей Петрович Рябушкин (1861 -1904) • Рябушкин родился 29 октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Его отец и старший брат занимались иконописью, Помогая отцу и старшему брату в иконописных работах, А. П. Рябушкин приобретал первые навыки в живописной технике, задумывался о композиции и цвете. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву, определил его в училище.
• Хорошо знавший художника М. В. Нестеров писал, что «талантливый, тихий Андрей Петрович Рябушкин. . . был замкнутый, как бы носящий в себе какую-то тайну. И лишь иногда прорывалась завеса сокровенного, и перед нами мелькали сильные страсти, в нем скрытые» . При жизни он не получил широкой известности, а после ранней смерти был почти забыт. Сегодня в это верится с трудом – настолько обеднено было бы наше представление об искусстве того времени без Рябушкина. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» 1880 г. Эскиз-вариант.
В годы учебы в Академии А. П. Рябушкин несколько раз ездил по древнерусским городам и землям. Так, летом 1886 г. А. П. Рябушкин вместе с А. Е. Архиповым поехали на этюды в Рязанскую губернию. Эта поездка оказалась весьма плодотворной, из нее Рябушкин привез большой материал для будущих произведений: этюды, несколько альбомов рисунков, наброски, заметки. Результатом поездки стала первая большая академическая картина "Ярмарка в Рязанской губернии" (1886). Под впечатлением поездки одним из первых А. П. Рябушкин в 1887 г. изобразил сельскую проселочную дорогу в небольшом полотне "Дорога". Тема дороги имела всегда в русской культуре сокровенный смысл, поскольку воспринималась в связи с христианским представлением о земной жизни как пути в вечность. Поэтому и получила глубокое истолкование в литературе. К тому же дорога изображается прямой, что также создает особенную выразительность момента движения и образа бесконечности. Эти произведения невольно навевают раздумья и личные воспоминания художника и зрителя". Подобное построение композиции картины роднит ее с иконой и фреской, что вполне закономерно будет проявляться в творчестве А. П. Рябушкина, родившегося в семье иконописца и начинавшего свою творческую жизнь как иконописец.
• К середине 1890 -х гг. А. П. Рябушкин был известен не только как исторический живописец, но, прежде всего, как блистательный книжный и журнальный график, легко справляющийся с иллюстрированием самых разнообразных сочинений.
• Рябушкин в числе первых стал воспринимать историю сквозь призму искусства XVII века. Красочность, декоративность полотна связаны с нарядностью ярославских росписей, убранства церквей той эпохи, это настоящий праздник цвета. Красота у мастера – признак душевной цельности, искренности. В гармонии красок, выразительно построенной композиции, прихотливости ритмов виден самобытный мастер. «В гости» , 1890
• В 1891 году мастер написал два варианта картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» . Характерен сам избранный момент: не событие, а его ожидание. В церкви совершается обряд, молодых ждут, и это – установленный ритуал, он не тяготит, не может наскучить. Рябушкин и в картине на современный сюжет передает прежде всего атмосферу события, и главные его средства – чисто живописные. Лица персонажей не индивидуальны, они важны как сообщество людей, где юность и старость пребывают рядом.
• «Русские женщины XVII столетия в церкви» 1899 Под влиянием его полотен оказались многие художники. Но Рябушкин пошел своим путем. Одна из лучших его картин – «Русские женщины XVII столетия в церкви» . Здесь нет драматического действия, конфликта, без чего немыслимы суриковские картины. Перед нами неторопливое течение жизни. Бытовая сторона воссоздана не ради нее самой, а во имя поэзии, которая здесь заключена. Живописец тщательно изучал костюмы, утварь ушедшей эпохи, но это не сделало его манеру сухой, протокольной. Рябушкин не копирует буквально древний орнамент, старинные фрески, а свободно их варьирует. С другой стороны, не демонстрирует собственное мастерство, а, напротив, как бы скромно отступает в сторону, давая почувствовать красоту изображенного мира, бережно преподнося ее зрителю. В том образе, который он создает, есть реальность и фантазия, историческая правда и вымысел. Безукоризненный художественный такт, вкус и огромная искренность помогли живописцу избежать малейшего оттенка фальши. Глядя на полотно, нельзя не почувствовать, что под сводами храма совершается нечто важное. Мастер тонко ощутил дух времени, его глубоко волновало то, как передать аромат минувшего. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
• «Московская улица XVII века в праздничный день» 1896 г «Эсфирь перед Артаксерксом» 1900 г Рябушкин всюду ищет подлинности. Недаром прославился в свое время академический эскиз художника «Эсфирь перед Артаксерксом» – настолько оригинальным он был по ощущению эпохи. Тогда жизненности Рябушкин достиг через добросовестное воспроизведение костюмов, украшений. Сложнейшая задача стояла перед ним при создании картины «Московская улица XVII века в праздничный день» . Произведение получилось правдивым, живым, наполненным реально наблюденными сценками. Но не обилие фигур делает его достоверным. Гораздо сильнее воздействует состояние души героини – женщины в красном. Она бредет по непролазной грязи московской улицы, бережно держа в руке свечу. Мысли ее далеко, на лице блуждает улыбка. Она словно боится расплескать переполняющее ее чувство. В этом образе – огромная правда. Чувство тихой просветленности, в котором пребывает женщина, придает полотну особый характер. И действительно, Рябушкин часто выбирает нерядовой, праздничный момент жизни. Однако это нельзя назвать досугом, праздностью, речь идет о минуте, когда человек оставляет труды ради того, чтобы подумать о лучшем, высоком.
• Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А. Верещагина, "своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности" Русское искусство конца XIX – начала XX века богато яркими индивидуальностями. Но и среди них Рябушкин остается мастером, создавшим особенный художественный мир.
история искусств.pptx