9ef66eb1747271b1e4f03a1fb1fff532.ppt
- Количество слайдов: 10
Национальные религии.
Виды национальных религий В мире насчитывается 8 национальных религий индуизм джайнизм сикхизм конфуцианство зороастризм синтоизм даосизм иудаизм
Характеристика национальных религий Индуизм представлен главным образом в Индии (более 83% населения) и Непале, насчитывая более 800 млн. последователей. Индуизм оформился в самостоятельную религию в начале нашей эры. В качестве священных текстов у индуистов веды, брахман как посредника в общение людей с богами, признание социального неравенства людей (касты и варны), основные теоретические понятия дхарма, сансара, карма. Дхарма в индуизме понимается как долг, т. е. совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сословия. Сансара – учение о переселении душ. Карма – это неотвратимость наказания за содеянное в данной жизни. Карма определяет сансару человека, т. е. определяет, в какое существо будет вселена душа в следующей жизни. Важнейшей частью праздничных церемоний торжественные шествия. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменилось в индуизме символическими формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников, возлиянием воды. Эти действия сопровождались танцами, музыкой, пением.
В индуизме два основных направления – вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, который одновременно является и разрушителем и созидателем мира. Вишнуизм выдвигает на первый план образ бога Вишну – хранителя мирового порядка. В индуизме господствует представление о бренности и сиюминутности настоящего; его характеризует умозрительность и созерцательность. В конце XIX начале XX века индуизм активно включается в политическую жизнь страны в общем контексте борьбы индийского народа за независимость от английских колонизаторов. В конце XX века в политике Индии фактор индуизма преломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма, который включает апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религиозной и этнической общности ( «индиец = индуист» ).
Конфуцианство возникло в Китае в VI V вв. до н. э. Его основателем был Конфуций (Кон Фу Цзы, Кун Цзы, 551 479). В настоящее время конфуцианство распространено в Китае, Корее и Японии. Конфуцианство не является религией в полном смысле слова, это философско этическое учение. В нем нет таких понятий, как Бог, рай, ад, грех, покаяние и т. д. Главным в конфуцианстве является провозглашение идеала социальной гармонии и поиск средств достижения этого идеала. Конфуцианство дает комплекс установлений, определяющих систему жизненных ценностей, правила жизни общества и поведения человека. Главными среди них являются: необходимость соблюдения всеми установившихся норм жизни в стране; повиновение младших старшим. Согласно учению Конфуция семейное счастье – это главное. Правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства и попытался распространить принципы семейственности на государственные отношения. Конфуций сформулировал основные требования к руководителю и подчиненному. Управленец к народу должен быть добр, справедлив и снисходителен, он должен уметь «спрашивать нижестоящих» , на службе он исполнен чувства самоуважения и ответственности, основная его цель избежать напряженности и конфликтов между управляемыми и уп равленцами.
Конфуций сформулировал идеал, на который должны были ориентиро ваться люди, стремясь к совершенству: высокие моральные качества, обостренное чувство долга, желание всего себя отдать на благо общест ва, постоянное стремление к постижению истины, любовь к знанию, вер ность и благородство. Одно из основных положений конфуцианства идея гармонии в мире. Человек должен жить в гармонии с обществом, а общество в гармонии с природой, в одном с ней ритме. Гармония должна быть во всем: в се мейных отношениях, общественных, социальных, политических. Важную роль в достижении такой гармонии Конфуций отводил ритуалу и воспи таниюв людях чувства меры в большом и малом. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценнос тей, не допуская, в частности, развития потребительства в ущерб ду ховности.
Даосизм возник в Китае в IV – II вв. до н. э. Его основателем считается мудрец Лао цзы. Даосизм это религиозно философско этическое учение. Основной категорией даосизма является понятие «Дао» – это вездесущий закон природы, это закон спонтанного бытия Космоса, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совер шивкругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Дао это также и путь, доро га, которую проходит человек в течение своей жизни. Проходя свой доро гужизни, человек познает Дао, т. е. вечный закон Космоса; познавая Дао, человек должен встать на путь «естественности» , под которой име ется в виду «гармония мира» – слияние человека с природой. Приверженцы даосизма – даосы – проповедуют принцип «недеяния» , т. е. отрицают целенаправленную деятельность, идущую вразрез с естест венным миропорядком. Они проповедуют идею гармонии, стремятся к гармо низациипротиворечий, рассматривая все сущее во Вселенной как единое целое. Даосизм оказал сильное влияние на культуру, традиции Китая. Уче ние даосов о бессмертии обернулось у китайцев культом долголетия, а доктрина Дао как источника жизни – культом многодетности, богатства. Занятия даосов науками привели, в частности, к накоплению богатого эмпирического материала в области химии, а в традиционной медицине к развитию в теории и практике иглотерапии и фармакологии.
Синтоизм (от «синто» – «путь богов» ) сложился в VI – VII вв. н. э. и в настоящее время является государственной религией Японии. Синтоизм представляет синкретическую религию; он сфор мировался на основе языческой религии древних японцев синто, вобрав в себя важнейшие положения конфуцианства и буддизма. Основу воззрений син тоистов составило поклонение их родовым божествам – ками, которые охраняли род, покровительствовали жизни и разнообразной деятельности её членов; японцы поклонялись также божествам – повелителям природных стихий: ураганов, землетрясений, дождя и снега, а также многочислен ным ландшафтным божествам. Верховным божеством являлась «солнечная» богиня Аматэрасу (создавшая японские острова), она явилась прародите льницей Ниниги, отправившегося на землю и положившего начало «божест венной» императорской династии. С конца VI в. в Японии начинается широкое распространение буддизма, строятся многочисленные буддийские храмы и монастыри, им предоставляются земли, рабы, финансовые средства. Японцы включили в свой пантеон богов Будд и ботхисаттв и стали их наделять теми же магичес кими свойствами, что и ками. Постепенно синтоизм и буддизм поделили между собой жизненную практику японца: светлые, радостные события – рождение, вступление в брак – остались в ведении родовых богов, воз главляемых «солнечной» богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения» , «спасения в раю Будды» . Со временем происходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов, многие синтоистские церемонии стали проходить с приглашением буддийских монахов.
Иудаизм как религия формируется на рубеже II – I тысячелетий до н. э. Он представляет из себя целый комплекс правовых, морально этических, философских и религиозных представлений. Название религии происходит от еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых. Главной идеей иудаизма является вера в единого Бога. Он бес смертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Человек создан по образу и подобию Бога, т. е. наделен разумом и душой, а значит человеческая душа бессмертна. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору (Пятикнижие Моисея). Иудаизм проповедует концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Именно этот народ был избран Богом для внесения в человеческое сознание новых религиозных воззрений, именно из этого народа должен был выйти Мессия (посланник или помазанник Бога). Таковым Мессией и был Иисус Христос. Иудаизм осуждал и противостоял ассимиляции евреев, он оставался мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Это при вело к тому, что иудаизм не распространился широко среди других наро дов. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определяя ев реев как Богом избранный народ.
В конце XIX – начале XX веков среди евреев наибольшее влияние приобретает концепция сионизма. В основе этой концепции лежит идея создания единого еврейского государства в пределах границ, очерченных еще Библией. Второй идеей сионизма является призыв к необходимости собрать всех евреев на «земле обетованной» . Отсюда во второй половине XX века стали происходить довольно существенные миграционные процес сы среди еврейской диаспоры различных стран с целью переселиться в Израильское государство, которое было создано по решению ООН в 1948 г. В настоящее время большая, часть иудеев соблюдает только те по ложения Торы и Талмуда, которые касаются праздников и некоторых пред писаний и запретов. Самые значительные из них: соблюдение субботы – время отдыха и запрета на любую деятельность; рош га шана – еврейский Новый год; йом киппур – день всепрощения; пасха – праздник в честь освобождения евреев из египетского плена; швуот и суккот – праздники урожая; Ханукка – праздник зажигания свечей в честь освобождения Хра мав Иерусалиме.