Национальные черты и особенности моего народа.pptx
- Количество слайдов: 38
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МОЕГО НАРОДА. (ЛАКЦЕВ)
ЛАКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана, часть переселилась на равнину, в города и за пределы Дагестана. Общая численность 118 тысяч человек.
Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с XVIII в. – ханство, которое было присоединено в 1820 г. к России. В 1944 г. часть лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.
ФОЛЬКЛОР Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с XVII в. Письменность первоначально была на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860 -х годах по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на основе русского алфавита была возобновлена только в 1938 г. Испокон веков каждый аул в Дагестане занимался своим, отличным от других ремеслом. Сейчас народные промыслы не утратили своего значения. Изделия используются не только для собственных нужд, но и охотно покупаются туристами, участвуют на международных ярмарках.
БЫЛИ РАЗВИТЫ ДОМАШНИЕ И ОТХОЖИЕ ПРОМЫСЛЫ: СУКНОДЕЛИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛАСОВ, ВОЙЛОКА
Производство и лужение металлической посуды (с. Кумух, Убра и др. ), ювелирное ремесло (с. Кумух), гончарство (с. Балхар), золотое и серебряное шитье (с. Кумух, Балхар), шорное (с. Унчукатль) и сапожное дело (с. Шовкра), обработка камня (с. Убра); с. Кая славилось торговцами, с. Кума - кондитерами, с. Цовкра - акробатами, с. Кани лудильщиками и т. д. . Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, сосуды для сбивания масла, чаши, кружки и др. ), производством которой занимаются женщины; с 1960 -х гг. кроме сосудов здесь делают также глиняные фигурки, игрушки и др. В росписи керамики, а также в ювелирном орнаменте.
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ Традиционное земледелие пашенное, в основном трёхпольное, террасное. Возделывают пшеницу, рожь, ячмень, просо, бобовые. Мужские работы - пахота, сев, связывание и укладка снопов, женские - прополка и жатва. Сроки полевых работ регламентировались обычаями. Так, весенняя пахота начиналась после празднования дня первой борозды. Каждый хозяин выбирал для себя наиболее удачливый, на его взгляд, день недели, чтобы выйти в поле. Сроки жатвы часто определялись старшинами селения. Традиционные орудия - рало (хъарас), серпы (мюгь и мирх). Молотили специальными досками (ччинну) с применением тяговой силы скота. В современном земледелии распространились садовые и огородные культуры.
Животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др. ). Зимой овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища в Калмыкии. Традиционно овцеводством занимаются мужчины, за крупным рогатым скотом ухаживают женщины.
Лакия представляет собой треугольник с несколько закругленными боками, обращенный своей вершиной к северу, а основанием к югу. Вершиной этого треугольника является Цудахарское ущелье. Боковые стороны этого треугольника составляют так называемые поперечные кавказские хребты. Восточную сторону составляют Каринскокундинские горы, Али-гора, Шунудаг, и Кулинско-хосрехский хребет. Западную сторону составляют плато Турчидаг, Шалинский хребет, и Арчаварский хребет. Основанием треугольника служат горы Дультидага и Кукминские горы.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Культура лакского народа богата берущими своё начало в глубине веков, так и современными традициями, фольклором и народными промыслами. Среди лакских ремесленных центров популярным был Балхар. Изделия балхарского гончарного производства пользовались значительным спросом у народов Дагестана. В Лакии проводятся смотры старинной лакской песни Щаза из Куркли, смотр самодеятельного художественного творчества посвященый Парту Патиме, и фестиваль песни Шунудаг.
ПОСЕЛЕНИЯ Древнейший тип поселения Лакцев родовые (тухумные) посёлки, объединившиеся в 11 -14 вв. в территориально-тухумные поселения. Традиционно- территориальные поселения 19 -20 вв. (щар) располагаются по склонам гор, имеют кучевую планировку, преобладает вертикальная зональность. Крупные поселения делились на кварталы (магьла, жамят), в центре каждого - мечеть и площадь для собраний мужчин (ккурч. Iа). Для 20 в. характерно разрастание поселений в сторону пологого склона. Современные поселения строятся на более ровных местах, имеют уличную планировку.
ПИЩА Традиционная пища - свежая и вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи (лук, чеснок, морковь, тыква); сохраняются основные традиционные блюда - хинкал (кусочки теста различной формы, варенные в бульоне и подаваемые с мясом и бульоном), крупяные и мучные каши, пироги и пельмени с начинкой из творога, зелени и мяса с приправами, хлебные лепёшки из дрожжевого теста, выпекаемые в специальных глиняных печах, находившейся во дворе (печь имела форму купола, отверстия сбоку для растопки и вверху для выхода дыма; после того как она прогорала, лепёшки прилеплялись к её внутренним рубчатым стенкам и оба отверстия закрывались). Основной напиток - буза (род пива из ячменя) - дукьра гьян.
ОДЕЖДА Традиционная мужская одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана - туникообразное платье - рубаха, куртту - один из разновидностей бешмета, чухъа черкеска, бартукь - широкая длинная овчинная шуба-накидка с ложными рукавами, раx. Iy - короткая шуба, бурка, къавалей - пастушеская одежда. Мужская и женская обувь - кожаные калоши, сапоги, сафьяновые чувяки, войлочные сапоги. Из традиционного костюма сохраняются некоторые головные уборы - платки у женщин, папахи у мужчин.
Отдельно следует отметить женский костюм, т. к. он более разнообразен и вариативный. Основа - туникобразное платье и штаны, позже появились ( в конце 19 в. ) платья бузма - распашная одежда, отрезанная в талии ( вероятно, такое отличие связано с хозяйственно-культурной деятельностью). Зимой носили овчинные шубы. Головные уборы - наволосник (бак. Iбах. Iу) с платком поверх него, в некоторых сёлах (Балхар, Вихли и др. ) - длинное покрывало (ч. Iинч. Iу). Одежда шилась из привозных х. -б. и шёлковых тканей, украшалась золотым шитьём. Были распространены серебряные и золотые украшения с жемчугом, кораллами, драгоценными и полудрагоценными камнями: кольца, серьги, пояса, нагрудные, налобные, украшения подола, рукавов и др.
ЛАКСКИЕ СЕЛА Лакский район : Кумух, Гуйми, Гущи, Чукна, Куба, Кукни, Чара, Ккуркли, Кума, Кунды, Палисма, Камахал, Ницовкра, Караша, Унчукатль, Хуна, Лахир, Хури, Хуты, Читтур, Кубра, Ури, Шовкра, Щара, Хурхи, Хурукра, Кулушац, Чуртах, Хулисма, Бурши, Шахува, Шуни, Мукар. Кулинский район : Кани, Вихли, Сукиях, Кули, Хайхи, Цыйши, Вачи, Кая, Сумбатль, Цушар, Цовкра-2, Хосрех, Цовкра-1. Новолакский район : Тухчар, Гамиях, Новочуртах, Дучи, Новокули, Новолакское, Чапаево, .
КУЛИНСКИЙ РАЙОН.
Сегодня лакский народ, судя по принятым в социологии и социолингвистике измерениям, приходится причислить к умирающему народу (этносу). Это видно, во-первых, по признанным в науке демографическим показателям. Приведем наиболее яркие из них. У лакцев самый низкий процент прироста населения среди всех народов Дагестана, см. : по сравнению с 1970 годом прирост в 1979 году составлял 116, 3%, а по сравнению с 1979 годом в 1989 году -115% (ср. , например, у аварцев соответственно -122 и 119, 8; у даргинцев -124, 2 и 119; у табасаранцев -136, 7 и 134, 7). Самая низкая рождаемость опять -таки у лакцев. Например, в 1989 г. в Лакском районе на 1000 человек - 18, 9, в Советском районе - 28, 5, Ахвахском -40, 2, Гунибском - 30, 1. Или: если по республике рождаемость детей за 1989 г. увеличилась на 23%, то в Лакском районе всего на 10, 5%. По проценту смертности за тот же период ведущие места принадлежат Лакскому и Кулинскому районам. В целом у лакского населения должна быть крайне низкая рождаемость, т. к. около 70% лакцев являются горожанами.
ЛИТЕРАТУРА Лакцы имеют богатый фольклор, представленный во всех его жанрах, оригинальную народную музыку. Письменность на арабской графической основе начала складываться еще в XV в. ; первые письменные памятники относятся к XVI-XVIII вв. Литературный язык (в обеих его разновидностях) сложился в XVIII в. на основе речи жителей селения Кумух, который был политическим, торговоэкономическим и культурным центром лакского народа. Лакская литература богата своей поэзией, прозой, драматургией. С 1935 года функционирует государственный драматический театр. В последние десятилетия активно развивается профессиональная музыкальная культура, получившая международное признание. Представляя какой-либо народ читателям, обычно принято рассказывать о его истории. Хотя история лакцев систематически и полностью не изучена и не описана, однако и то, что достоверно известно по источникам и отдельным исследованиям, дает основание думать, что у этого народа была богатая, насыщенная крупными событиями история.
СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО Основой социального устройства была сельская община (джамаат). Совет старейшин (къунисса) разбирал жалобы, ссоры, определял сроки начала жатвы и сенокоса. Исполнит, власть принадлежала помощнику старейшины - ялурзу. Обязательно было наличие глашатая (мангущ). Существовали патрилинейные роды (тухум) и уссурссу - группы родственных семей. Существовали обычаи кровной мести и платы за убийство (в 19 в. убийцу высылали из селения на 67 лет, в течение которых ему могли мстить родственники убитого; затем он объявлялся неприкосновенным), взаимопомощи (марща), гостеприимства и др. Существовали сословия: багтал - знать, состоявшая в родстве с прежними казикумухскими ханами; ч. Iанк. Iри - дети знати и женщин из нижестоящих сословий; уздантал - свободные крестьяне, большая часть Лакцев; рейят - крепостные крестьяне (до 1913); лагъарт - дети рабов. Семья преимущественно малая двухпоколенная. Сохраняется ряд этикетных норм семейной жизни: уважение к старшим, ориентация на раннее трудовое воспитание детей, взаимопомощь родственников и др.
Горные вершины Дюльтыдага, Акулалау, Пабаку, Кокма отделяют территорию Кулинского и Лакского районов от Азербайджана и горных районов Дагестана. Горные хребты также отделяют Лакию от Аварии и Даргинии. Пабаку
КУЛИНСКИЙ РАЙОН Очень своеобразны и уникальны и села района. Они отличаются друг от друга особенностями диалекта, отдельными традициями и обычаями, но всем им характерно горское гостеприимство и добродушие. Кулинский район – это известный в республике край, развитого животноводства, выдающихся ученых, Героев Великой Отечественной войны и социалистического труда, поэтов, писателей, композиторов, художников, спортсменов и т. д.
Жители Кулинского района – народ мужественный, трудолюбивый, гостеприимный. Они являются патриотами своего района, РД и всей Ро Жители района гордятся своими 32 докторами и 105 кандидатами наук, среди которых имеются академики и профессора. В Кулинском районе немало славных людей, которые своими ратными и трудовыми подвигами обессмертили свои имена и вписали в историю района и всей страны яркую страницу беззаветной отваги и высочайшего трудолюбия. В этой когорте ярких личностей – имена героев гражданской войны Г. Саидова, Г. Омарова, С. Салманова, А. Кацранинского, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, Героя Советского Союза Ц. Макаева, Героя России Х. Мурачуева, Героев Социалистического труда Н. Адуева и И. Махмудова, чемпионов мира и Европы Р. Рамазанова, Сулейманова, Ч. Омарова, Х. Мутаева, К. Гасанова, А. Гусниева.
Свыше 2420 сыновей района ушли на фронт в 1941 -1945 гг. защищать Родину от немецкофашистских войск и многие из них остались на полях сражений, показав при этом примеры героизма и стойкости. Орденами и медалями были награждены 780 фронтовиков. Более 900 женщин и мужчин района участвовали на строительстве оборонительных сооружений. За самоотверженный труд в тылу на оборонительных сооружениях награждены медалями «За доблестный труд в ВОВ 1941 -1945 гг. » 758 человек, «За оборону Кавказа» - 290 человек. Кулинский район славится и другими замечательными делами патриотического характера.
СЁЛА Вачи, Вихли, Кани , Кая, Кули , Сукиях , Сумбатль , Хайми, Хайхи, Хосрех , Цовкра-1 , Цовкра-2, Цушар, Цыйша.
МЕЛЬНИЦА В КУЛИ
КОЛОДЕЦ ПОСТРОЕННЫЙ В 1877 Г.
ПАМЯТНИК «ПАРТУ-ПАТИМЕ» В ГУНИБЕ
ЗИМА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ !
Национальные черты и особенности моего народа.pptx