Н.В.Гоголь Мёртвые души.ppt
- Количество слайдов: 30
Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» 1809 – 1852 гг
Критики о поэме «Мертвые души» Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси , но не безнадежный» А. И. Герцен «Мертвые души» стоят выше всего, что было и есть в русской литературе…. » В. Г. Белинский
История создания Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Александром Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года: в письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души» : «Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон Март 1842 года - завершается работа над первым томом 1842 -1845 - период работы над вторым томом
«Мертвые души» (7 октября 1835 – май 1842 ) Жанровое и композиционное своеобразие: Ø Эпическая широта повествования; Ø Насыщенность произведения лирическими отступлениями; Ø Вставные эпизоды (биография Чичикова, история капитана Копейкина);
«Мертвые души» Идейное содержание «Смысл, содержание и форма «Мёртвых душ» есть созерцание данной формы жизни сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы» (В. Г. Белинский). «Мёртвые души» – «это история болезни, написанная рукою мастера» (А. И. Герцен): Ø сатирическое изображение крепостнической Руси; Ø идея омертвения душ помещиков и чиновников;
«Мертвые души» Система образов «Будьте не мёртвые, а живые души» . Именно такое завещание оставил в своей предсмертной записи Н. В. Гоголь Название поэмы соотносится с её сюжетом (ведь главный герой скупает мёртвых крестьян, которые числятся живыми в ревизских списках) и идеи омертвения души человека. На основе антитезы живого и неживого строится система образов. Кто собой представляет «мёртвые души» , кто умер ещё при жизни? Галерея «мёртвых душ» помещиков
«Мертвые души» Система образов Портреты помещиков, с которыми встречается Чичиков, выстраиваются в определённом порядке. В соответствии с принципом градации автор располагает их друг за другом в зависимости от степени их духовного омертвения. Галерея «мёртвых душ» помещиков
«Мертвые души» Система образов В поэме присутствуют и «живые души» . Это сама Россия, представленная в образе птицы-тройки, а также представители трудового народа. Живая Россия
«Мертвые души» Чичиков Автору не ясны пути дальнейшего развития России , может быть, ещё и потому, что в тройку он посадил Чичикова. Прослеживая историю жизни Чичикова с самого детства, Гоголь показывает, как отсутствие родительской любви и ласки, одиночество, выпавшее на долю ребёнка, предопределили судьбу Чичикова, охотно воспринявшего отцовское наставление беречь копейку.
«Мертвые души» Чичиков умело манипулирует помещиками и чиновниками. С каждым героем Чичиков говорит на его языке: с Коробочкой набожно и одновременно грубо, с Ноздрёвым - фамильярно, с Маниловым приторно-вежливо, с Собакевичем – прямолинейно, а перед Плюшкиным разыгрывает роль простака. Чичиков умён, артистичен, не обделён способностью видеть в людях их слабые стороны. Однако блестящая комбинация Чичикова с покупкой «Мёртвых душ» терпит фиаско именно в тот момент, когда он находится почти у цели.
«Мертвые души» Чичиков В чём причина неудачи Чичикова, ведь это не первая его афера, окончившаяся провалом? Гоголь показывает нам, что причина неудач его героя кроется в том, что Чичикову, как и всякому человеку, свойственны душевные порывы, что в нём нет привязанности к собственно деньгам только ради денег. Им не владеют скряжничество и скупость. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются к поэту…
«Мертвые души» Художественное своеобразие поэмы Ø тематическое разнообразие авторских отступлений (иронические и сатирические рассуждения о «толстых и тонких» представителях дворянства, о господах «большой» и господах «средней руки» , размышления о двух типах писателей, о скрытых силах народа); Ø мотив пути (сквозной мотив для всего произведения, образ дороги становится композиционным центром поэмы, скрепляющим все её главы);
«Мертвые души» Художественное своеобразие поэмы В каждой главе, посвящённой встрече Чичикова с тем или иным помещиком, повествование выстраивается по определённому плану: Ø Зарисовка окрестности усадьбы; Ø Описание состояния принадлежащей помещику деревни; Ø Описание господского дома и его интерьера; Ø Описание самого хозяина и сцены торга.
«Мертвые души» Художественное своеобразие поэмы Подобная композиционная особенность повествования позволяет автору использовать художественную деталь. Эта деталь проступает сначала в мире вещей, принадлежащих помещику. В вещном мире сначала чуть заметно, потом всё явственней проступают черты человека, и затем появляется он сам. Другими инструментами, создающими образную систему произведения становятся: Ø соединение различных видов комического; Ø гротеск
«Мертвые души» Хохряхов Николай Николаевич. Вид губернского города
«Мертвые души» Пирогов Николай Васильевич. Приезд Чичикова в губернский город NN
«Мертвые души» …только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? » — «Доедет» , — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет? » — «В Казань не доедет» , — отвечал другой. Афанасьев Алексей Федорович. Два мужика
«Мертвые души» Петрушка Селифан Далькевич Мечислав Михайлович. Петрушка и Селифан сносят вещи в номер гостиницы
«Мертвые души» Чичиков «. . господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…»
«Мертвые души» Далькевич Мечислав Михайлович. Чичиков за обедом в гостинице Далькевич Мечислав Михайлович. Чичиков срывает афишу
«Мертвые души» Манилов «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»
«Мертвые души» Бажин Николай Николаевич. Деревня и дом Манилова
«Мертвые души» Андреев Владимир Антонович. Манилов и его жена
«Мертвые души» Андреев Владимир Антонович. Чичиков и Манилов у входа в гостиную
«Мертвые души» Коробочка «. . женщина пожилых лет, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожай, а между тем набирают понемногу деньжонок…»
«Мертвые души» Собакевич «…медведь! Совершенный медведь! Его даже и звали Михайлом Семеновичем»
«Мертвые души» Плюшкин «Долго он не мог распознать баба это или мужик»
«Мертвые души» Ноздрев «Ноздрев человекдрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что…»
«Мертвые души» - это не только помещики и чиновники, это «беззаветно мертвые обыватели» , страшные «неподвижным холодом души» В поэме «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (рассуждал автор)
Но Герои «мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев : не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда , когда они, «владельцы товара» , решают как поступить с «мертвыми душами» ; подарить, продать, обменять. Таким образом , в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков дворян показаны как явления одного плана.