Скачать презентацию n Понятие дизайна n Основные виды проектного дизайнерского Скачать презентацию n Понятие дизайна n Основные виды проектного дизайнерского

Эстетика как наука презентация.ppt

  • Количество слайдов: 24

n Понятие дизайна n Основные виды проектного дизайнерского творчества n Периодизация истории отечественного дизайна n Понятие дизайна n Основные виды проектного дизайнерского творчества n Периодизация истории отечественного дизайна

ДИЗАЙН Дизайн - художественное техническое конструирование изделий (design — англ. — затея, выдумка, ухищрение, ДИЗАЙН Дизайн - художественное техническое конструирование изделий (design — англ. — затея, выдумка, ухищрение, план действий, проект). Дизайн — это теория промышленного искусства. Дизайн как направление технического творчества возник в начале XX в. , когда в 1929 г. разразился кризис: монополии насытили внутренние рынки низкокачественной продукцией, возникло состояние их резкого перепроизводства.

Дизайн - сфера деятельности по разработке (проектированию) предметнопространственной среды (в целом и отдельных ее Дизайн - сфера деятельности по разработке (проектированию) предметнопространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов) с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств и эстетических качеств. Красота + польза + удобство

Основные виды проектного дизайнерского творчества Индустриальный дизайн; n Графический дизайн; n Компьютерный дизайн; n Основные виды проектного дизайнерского творчества Индустриальный дизайн; n Графический дизайн; n Компьютерный дизайн; n Дизайн архитектурной среды n Дизайн выставочных экспозиций n Дизайн одежды и аксессуаров; n Арт-дизайн. n

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН Охватывает широкий круг объектов. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение, ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН Охватывает широкий круг объектов. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение, бытовые приборы, аппаратура, инвентарь, мебель и оборудование для интерьеров, а также посуда, столовые приборы.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН Прикладное графическое искусство охватывает все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН Прикладное графическое искусство охватывает все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах), заставки, рекламные ролики на телевидении.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН Самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное Web-site в интернете. Построение КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН Самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное Web-site в интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими правилами.

Дизайн архитектурной среды Охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных Дизайн архитектурной среды Охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционное садовопарковое искусство и ландшафтную архитектуру.

ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ И АКСЕССУАРОВ Индустрия моды живет во многом по своим законам. Сегодня все ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ И АКСЕССУАРОВ Индустрия моды живет во многом по своим законам. Сегодня все больше используется современные материалы и технологии, учитывая интересы широких слоев населения.

АРТ-ДИЗАЙН деятельность дизайнера направлена на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия АРТ-ДИЗАЙН деятельность дизайнера направлена на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения и становятся исключительно декоративными, выставочными, т. е. фактически проектируются эмоции.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА Вторая половина XIX В. Начало XX В. Осознание проблемы эстетизации машинных ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА Вторая половина XIX В. Начало XX В. Осознание проблемы эстетизации машинных форм n ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА , Лондон, 1851 г. Д. Рескин, У. Моррис, романтики-реакционеры «Назад к ремесленному производству» n Г. Земпер, основы учения о причинах, определяющих характер формы изделия n Первые практические шаги промышленного дизайна От модернам к функционализму: степень красоты изделия определяется степенью соответствия его формы и функции n n Германский Веркбунд (1907) Повышение качества продукции за счет симбиоза индустрии, мастерства, искусства n П. Беренс, создание фирменного стиля концерна АЭГ (воспитание массового вкуса) n

20 -е годы xx в. Импульс развития современного дизайна n Баухауз (1919 -1933), художественнопромышленная 20 -е годы xx в. Импульс развития современного дизайна n Баухауз (1919 -1933), художественнопромышленная школа нового типа n В. Гропиус: «искусство и техника – новое единство» n Г. Майер, основы системного подхода, социально общественная направленность n n ВХУТЕМАС (1920) – ВХУТЕИН (с 1926), научноисследовательская и учебная организация Художники «производственники» Конструктивизм n Супрематизм n Международная выставка декоративного искусства, Париж (1925 г. ) n Первые дизайнерские подразделения в США (У. Д. Тиг, Н. Бел Геддес, Р. Лоуи и др. ) n

30 -е годы xx в. Становление дизайнерской практики, обобщение теоретических концепций n Коммерческий дизайн 30 -е годы xx в. Становление дизайнерской практики, обобщение теоретических концепций n Коммерческий дизайн Америки: n Англия «Самая важная цель современного дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» . «Дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту» Р. Лоуи, Г. Дрейфус и др. Рациональный стайлинг – основной принцип формообразования Государственная политика по вопросам искусства и промышленности Г. Рид, принимает искусства: «В границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику» Н. Певзнер, классическая книга «Пионеры современного дизайна»

50 -е – 60 -е годы Дизайн – неотъемлемая часть производства n Практика в 50 -е – 60 -е годы Дизайн – неотъемлемая часть производства n Практика в США Распространение опыта в Европе, Японии n Система подготовки кадров (Ульмская школа – с 1953, др. ) n Томас Мальдонадо (1922): системный подход к проектированию, социальногуманистическая направленность n Организация ИКСИД (1957) n Организационные мероприятия внутри стран и межнародные связи (Советы, Дизайнцентры, выставки, конференции и пр. ) n Создание государственной системы дизайна (художественного конструирования)в СССР n

70 -е начало 80 -х годов Новая концепция американского дизайна Проектирование не изделия или 70 -е начало 80 -х годов Новая концепция американского дизайна Проектирование не изделия или объекта, а эффекта, достигаемого с их помощью Конструкция и функция изделия «жестко» не определяют форму изделия (минитюаризация элементной базы, новые материалы и технологии Системный подход к проектированию в связи со сложностью объектов и взаимосвязью их элементов (акцент на научноэкспериментальные аспекты) Особое внимание использованию данных эргономики как в объектах сложной техники, так и в изделиях культурного и бытового назначения: оптимальный комфорт, достаточная безопасность. n Недостаточное внимание интуитивнохудожественному началу n

Конец 80 -х – 90 -е годы Смена рынка покупок «по необходимости» рынком «эмоциональных Конец 80 -х – 90 -е годы Смена рынка покупок «по необходимости» рынком «эмоциональных покупок» Международная концепция создания изделий удобных, надежных, пленяющих воображение и приносящих наслаждение n Создание концептмоделей оригинальной формы и отделки (единичные образцы для выставок и рекламы) Особое внимание рекламным компаниям. «Превратим искусство в бизнес, а бизнес в искусство» Исследования по выявлению эмоций потребителя не только при эксплуатации, но и мотиваций по выбору (с упором на подсознание n Государственная поддержка дизайна в постиндустриальных странах (программы Америки, Великобритании и др. стран) n

Периодизация истории отечественного дизайна 20 -е годы xx в. n ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН n Периодизация истории отечественного дизайна 20 -е годы xx в. n ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН n Художники – «производственники» (экспозиции выставок, работы для театра 30 -е годы n 50 -е годы n Инженерное проектирование с элементами дизайнерского подхода (авиация, железнодорожный и городской транспорт) n Московский метрополитен как объект комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования ХБ Наркомата транспортного машиностроения (Ю. Соловьев) n Дискуссия «может ли машина быть произведением искусства» в журнале «Декоративное искусство СССР» n Начало подготовки художников для промышленности в ЛВХПУ и МВХПУ

Началосередина 60 -х годов Создание государственной системы художественного конструирования (1962): ВНИИТЭ (Ю. Соловьев) и Началосередина 60 -х годов Создание государственной системы художественного конструирования (1962): ВНИИТЭ (Ю. Соловьев) и его филиалы, СХКБ, подразделение в промышленности; профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях и пр. ) n Осмысление теоретических проблем, техническая эстетика, как наука о художественном конструировании n Информационная, пропагандистская и организационная деятельность (бюллетень, выставки, конференции, семинары) n Разработки научно-методических материалов, проектная практика n Вхождение ВНИИТЭ в ИКСИД (1965) n Деятельность учебно-экспериментальной студии Союза художников на СЕНЕЖЕ с 1963 n

Конец 60 -х – середина 70 -х Формирование теоретической базы художественного конструирования – «аксиоморфологической Конец 60 -х – середина 70 -х Формирование теоретической базы художественного конструирования – «аксиоморфологической концепции» n Методическое обеспечение проектирования и экспертной оценки потребительского уровня продукции с экстраполяцией принципов оценки на процесс проектирования n Эргономические исследования и рекомендации по учету «человеческого фактора» при проектировании n Гуманистическая социальная ориентация художественного конструирования n Функционирования организационной структуры художественного конструирования в промышленности n

Конец 70 -х начало 80 -х годов Осознание недостатков функционализма в формообразовании промышленной продукции, Конец 70 -х начало 80 -х годов Осознание недостатков функционализма в формообразовании промышленной продукции, переходящего в техницизм из-за преувеличения научно-экспериментального подхода, в том числе формального использования эргономики, пренебрежение к художественно-чувственным моментам в проектировании n «Оторванность» проектных работ студии художественного проектирования Союза художников от реальной производственной базы (технология, материалы, комплектующие элементы), преобладание бумажного проектирования оформления экспозиций, музеев, выставок, средовых объектов n

80 -е годы xx в. Обоснование теоретической концепции системного проектирования, «системного дизайна» n Разработка 80 -е годы xx в. Обоснование теоретической концепции системного проектирования, «системного дизайна» n Разработка методики и средств дизайнпроектирования (коллективный труд ЛВХПУ «Дизайн: очерки теории системного проектирования» 1983, труды ВНИИТЭ «Методика художественного конструирования. Дизайн-программа» и «Средства дизайнпрограмирования» , 1987) n Расширение сферы дизайн-проектирования, вузовская подготовка по новым специальностям (архитекторы-дизайнеры и др. ) n Учреждение Союза дизайнеров СССР (1987), Союзов дизайнеров республик, крупных городов. Дизайн-студии Союза как альтернатива государственным службам, расширение международных связей, вовлечение в творческий союз «промышленников» и пр. n

Начало 90 -х годов Изменение сфер деятельности дизайнеров, новые организационно-экономические условия их деятельности n Начало 90 -х годов Изменение сфер деятельности дизайнеров, новые организационно-экономические условия их деятельности n n «Развал» государственной системы

Принципы формообразования 1. Фунционально-потребительский 2. Эргономико-психологический 3. Комплексно-предметный 4. Производственно –технический 5. Компьютерно-формообразующий 6. Принципы формообразования 1. Фунционально-потребительский 2. Эргономико-психологический 3. Комплексно-предметный 4. Производственно –технический 5. Компьютерно-формообразующий 6. Композиционно-образный

Показатели эстетических свойств товаров Групповые Единичные (структурные) свойства Информационная Знаковость Оригинальность модели (проекта) выразительность Показатели эстетических свойств товаров Групповые Единичные (структурные) свойства Информационная Знаковость Оригинальность модели (проекта) выразительность Соответствие стилю, моде Рациональность формы Функционально-конструктивная обусловленность формы Эргономическая приспособленность Правдивость выражения формы Целостность композиции Организованность объемно-пространственной структуры Упорядоченность графических и изобразительных элементов Колорит и декоративность Соответствие материалов другу Совершенство производственн ого исполнения Тщательность отделки Четкость выполнения маркировки и сопроводительных документов Стабильность товарного вида