Фомина. Музей....pptx
- Количество слайдов: 36
Н. Н. Фомина Музей детского рисунка как отражение разных концепций приобщения к искусству
Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования обладает уникальной коллекцией детского рисунка, насчитывающей десятки тысяч единиц хранения. Коллекция представляет творчество детей разных стран Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии в исторической ретроспективе. Изучение коллекции дает возможность проследить, как менялись системы и методы приобщения к искусству на протяжении более чем 100 лет.
Сотрудниками института изучены репрезентативные коллекции, позволяющие понять системы и методы художественного образования 1930 -х годов за рубежом: Т. А. Копцевой - во Франции и Голландии, Ю. В. Голобоковым - в Англии, О. А. Ческидовой - в Чехословакии, А. А. Дмитриевой – в Польше, Н. Н. Фоминой – в Испании, Китае, Ю. Н. Протопоповым - в США и Японии.
Неизвестный автор, 12 -15 лет. Англия. Женщина на фоне моря. 1930 -е. Бумага, карандаш, акварель, 26 х16, 5. Неизвестный автор, девочка, 12 лет. Китай, Монах. 1930 -е. г. Нанкин, экспериментальная школа Национального центрального университета.
Дереговска, 12 лет. Польша. Религиозная процессия. 1934. Бумага, акварель, 20 х24
Юссеф Баба, 10 лет. Иран, г. Тегеран, Кудакестан, детский сад № 2. Караван. 1934. Бумага, цветной карандаш, 24, 5 х39.
Лэхес Джордж. США. Опера «Трубадур» . Перед тюрьмой. 1934. Бумага, акварель, тушь, 27 х42, 5
Неизвестный автор. Дорога к дому. Япония. 1920 -е гг. Бумага, акварель, 15 х23
Степаненко. Россия. Социалистический город. 1933. Бумага, гуашь. 27 х39
Системы приобщения к искусству детей в разных формах обязательного и дополнительного образования на протяжении ХХ века в России исследовались Л. В. Высоцкой, Н. В. Гросул, А. А. Дмитриевой, Т. А. Копцевой, Н. Н. Михайловой, Ю. Н. Протопоповым, Д. И. Беловым и Н. Н. Фоминой. Актуальность и перспективность развития представляют концептуальные идеи А. В. Бакушинского, в соответствии с которыми в 1918 году им и его единомышленниками была создана программа для школы «Изобразительное искусство и художественный труд» .
Основополагающая цель системы эстетического воспитания, по Бакушинскому, воспитание «культуры творческой личности» , способной «стать творцом в области избранного дела» . Система эстетического воспитания А. В. Бакушинского отражена в работах учащихся 1920 -х годов 7 -ой опытной станции художественного воспитания Наркомпроса РСФСР и школ Ленинграда, хранящихся в коллекции Института художественного образования и культурологии РАО.
Боря Г. , 8 -9 лет. Хоровод, 1924 г. Бумага, карандаш, 14 х24, 5
Пчелкина Зоя. Хоровод. 1920 -е. Бумага, акварель, 27 х35
А. В. Бакушинский: «Каждый возраст имеет для себя свою собственную ценность» .
Шестова Клава. Играющие лисята. 1920 -е. Бумага, карандаш, акварель, 22 х31, 5
Неизвестный автор, 8 лет. Дерево, 1925 г. Бумага, акварель, 35, 5 х23
Терехин, 13 лет. Срубленные деревья, 1923 г. Бумага, акварель, белила, 23, 5 х30
Саша Митин (1 -ая ступень). Рынок. 1920 -е. Бумага, карандаш, акварель. 23, 5 х34, 5
Неизвестный автор (1 -ая ступень). Проект чайника с государственной символикой. Бумага, карандаш, акварель, 18 х26, 5
Владимиров В. (1 -ая ступень). Проект обложки букваря. 1920 -е. Бумага, акварель, тушь, чернила, 26 х18
Герасимов (1 -ая ступень). На пожар. 1920 -е. Бумага, карандаш , акварель. 16 х29
Пекач В. (1 -ая ступень). Дети со скворечником. 1920 -е. Бумага, тушь, 20 х 23, 5
Неизвестный автор (1 -ая ступень). Вариант усложненной композиции в круге. 1920 -е. Бумага, карандаш, акварель, 18 х18
Создавая свою систему в эпоху "внедрения" в школьную практику "метода комплексного преподавания", А. В. Бакушинский утверждал, что "комплекс, как метод педагогического воздействия на ребенка, должен быть построен не по теме-формуле, а на ТВОРЧЕСКОМ ОБРАЗЕПЕРЕЖИВАНИИ".
Связь с естествознанием
Связь с естествознанием
Связь с географией
Связь с литературой и театром
Связь с театром
Педагоги, занимавшиеся с учащимися II-ой ступени, стремились преодолеть «затухание» художественнотворческой активности подростков в области изобразительного искусства. В. Е. Пестель: «Через творческий, сознательный процесс ввести в понимание искусства» . Н. Н. Купреянов поставил перед собой задачу обеспечить своим ученикам художественное развитие, достаточное для поступления в художественный вуз (ВХУТЕМАС).
натюрморт
пейзаж
изображение человека
Неизвестный автор (2 -ая ступень). Школа имени К. Маркса. Москва. Педагог Н. Н. Купреянов. За роялем. 15. 04. 1924. Бумага, карандаш, тушь, перо. 29 х24
Неизвестный автор (2 -ая ступень). Школа имени К. Маркса. Москва. Педагог Н. Н. Купреянов. Дуся, Маня З. и их подруга в комнате, 1923 г. Бумага, карандаш, акварель, 37 х 30
Изучение исторического опыта открывает перспективные направления художественного образования: • Упрочение связи образовательного процесса с современной культурой и достижениями психолого-педагогической науки. • Содержательное взаимодействие общеобразовательной и высшей школы в области художественного образования. • Использование всей полноты образовательного пространства культуры через систему эстетического воспитания, включающего обязательное и дополнительное образование в широком понимании этого понятия.