Бердяев.pptx
- Количество слайдов: 11
Н. А. БЕРДЯЕВ О человеке, творчестве и культуре
СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Суть учения Бердяев – религиозный мыслитель О природе культуры Культура и цивилизация Проблема генезиса культуры Свободный дух как творец культуры Выводы Литература
СУТЬ УЧЕНИЯ В учении проблемы не выстроены в строгой иерархии, а переплетаются одна с другой. Суть: в центр мира поставлен человек как мыслящее, чувствующее существо, осознающее конечность своего бытия и стремящееся обрести смысл существования через приобщение к вечным истинам, через религиозное откровение.
БЕРДЯЕВ – РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ • Культура, согласно воззрениям Бердяева, несет на себе отпечаток сакрального. • Корни и исток культуры надо искать в культе, т. к. культура символична по свей природе • Культура обеспечивает связь времен
О ПРИРОДЕ КУЛЬТУРЫ • Культура основана «на принципе качественного отбора» • То, что создается культурой, создается не для одного человека, а для многих поколений • в культуре изначально борются два начала – консервативное и творческое • Революция и культура, с точки зрения Бердяева, «две вещи несовместимые»
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ • Цивилизацию Бердяев воспринимает исключительно негативно, т. к. она возникает в результате эксплуатации человека человеком. • Цивилизация есть промежуточное состояние общества. Цивилизация представляет собой развивающийся социальный организм. •
ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА КУЛЬТУРЫ • Бердяев считает, что культура в своем развитии проходит ряд стадий. Зарождение • Цветение Упадок Самым плодотворным периодом развития культуры является стадия увядания.
«НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» • • Европа стоит на пороге новой культурноисторической эпохи, которая может быть названа Новое Средневековье. Характерные черты: Ø на смену плоскому рационализму идет иррационализм; Ø на смену индивидуализму – новый коллективизм; Ø на смену либерализму – авторитаризм; Ø на смену тотальному атеизму – вера в божественную истину и религиозный путь спасения; Ø на смену власти, базирующейся на праве – власть, опирающаяся на силу. Ø широкое распространение теософских учений, оккультных наук, языческих верований; наука вернется к магическим своим истокам;
СВОБОДНЫЙ ДУХ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ Дух трансцендентный имманентный запредельный потусторонний посюсторонний укоренен в этом мире Но в самой сущности культуры кроется драматизм отношений человека и культуры, т. к. она ограничивает и притягивает вниз творческий порыв духа
ВЫВОДЫ Таким образом, культура: Несет отпечаток сакрального • сфера подлинного, а не мнимого бытия человека • Нечто противоположное цивилизации • результат деятельности аристократов духа. •
ЛИТЕРАТУРА: 1. Бердяев Н. А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. Письмо 13. О культуре // Русское зарубежье. Л. , 1991. 2. Культурология / А. А. Радугина, М. , 1996. Гл. 2. § 3. Шендрик А. И. Теория культуры. М. , 2002.
Бердяев.pptx