музыкальное оформление мизансцен.pptx
- Количество слайдов: 15
Музыкальное оформление театрализованных мизансцен
Понятие мизансцены Мизансцена это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде. Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей. Это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой человек. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцены находят выражение стиль и жанр представления.
Значение музыки в мизансцене Если слово и движение – основные компоненты мизансцены, то цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные. Музыка должна функционировать в представлении как действующее лицо, способное изменять мир вокруг себя, влиять на поступки других героев. Музыка, как любой другой компонент мизансцены обязана работать на конфликт, "напрягать" конфликт. А это значит, что она вводится в действие только как активный элемент драматургии, а не как лёгкая "приправа" к действиям актёров.
Контраст – основной принцип подбора музыки в мизансцене Например, если эмоциональное содержание сцены дублируется музыкой, т. е. музыка не сообщает ничего нового, но лишь вторит основному тексту, в этом случае можно говорить о музыкальной иллюстрации к действию. Без музыки эта сцена спектакля может обойтись, следовательно, музыка не работает! В том случае, если музыка вступает с другими выразительными средствами в конфликт, звучит контрапунктом к другим компонентам сцены, направлена на раскрытие необходимых качеств героев, которые иначе не могут быть раскрыты, кроме как с помощью музыки, тогда музыка нужна действию, она участвует в театральном синтезе. И, следовательно, можно сказать, что музыка имеет направленность своего действия.
Пример контрастного музыкального ряда в сцене из телесериала «Гордость и предубеждение» (см. в папке Примеры) Диалог главных героев сериала звучит на фоне легкомысленной танцевальной музыки, что формально иллюстрирует слова Бингли о танцах. Смысл этой сцены на самом деле заключается в показе надменности Дарси, его неуважительном отношении к окружающим. Музыка олицетворяет в данном случае заурядное провинциальное общество, она контрастна главному герою, который является снобом и ставит себя выше всех в данном помещении. Он достаточно громко выражает свое неуважение к присутствующим дамам, завершая диалог фразой о том, что не интересуется дамами, которых никто не приглашает танцевать. Автор музыки композитор Карл Дэвис Режисер Саймон Лэнгтон
Пример контрастного музыкального ряда в сцене из фильма «Осенние колокола» (см. в папке Примеры) Звучащая музыка это авторская трактовка события, его истинный смысл. Она может (и должна) влиять на смысл событий, создавая новый подтекст. (Например, герой выдаёт себя за доброго друга, но во время его действий звучит зловещая музыка, сообщая зрителю об истинной природе чувств этого героя). В фильме «Осенние колокола» (по сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ) в то время, как служанка дает царевне отравленное яблоко «в благодарность» звучит лейтмотив ненависти: диссонантный и напряженный. Осенние колокола (1978) Режиссер: В. Гориккер Композитор: А. Коган
Музыка может создавать ритм мизансцены Подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обеспечить полнейшую свободу мелодии движения внутри каждой ритмической единицы — вот задача хозяина сценического пространства — режиссера. Музыка может задавать ритм движений героев мизансцены. В этом случае, если появляется новый герой, он всегда движется с нарушением общего ритма
Пример мизансцены, в которой музыка определяет ритмический рисунок из спектакля «Гроза» (2004) театра «Современник» (см. в папке Примеры) В данной мизансцене показан конфликт Дикого с его племянником Борисом. По пьесе Островского Борис находится в униженном положении, прислуживая дяде из за возможности получения наследства (осознавая при этом недостижимость этого). В «фантазии на темы Островского» Нины Чусовой драма Островского превращена в фарс, элементы которого видны и в данной мизансцене, где конфликт между родственниками теряет свою остроту благодаря танцевальной музыке. Музыка здесь задает диктует восприятие зрителем данной ситуации, дополняет неадекватное состояние героев сцены, превращает драму в комедию Режиссер: Нина Чусова Композитор: Владимир Панков ("PAN квартет").
Музыка как основной компонент мизансцены Музыка становится основным компонентом мизансцены, когда герои на сцене не двигаются и не разговаривают (малоподвижны, статичны), не меняется освещение, музыка и ее развитие является единственной информацией, передаваемой зрителю Музыка направляет режиссера в случае постановки музыкального номера или части музыкального спектакля Условная музыка может раскрыть внутренний моно лог героя. Драматургически внутренний монолог возни кает обычно после каких то событий, когда герой, оставшись наедине с собой, оценивает их, размышляет, нередко переживает эмоциональное напряжение. Это и позволяет музыке «высказаться» здесь во весь голос, она помогает нам понять то, что трудно, а порой и бес тактно было. бы выразить словами. В подобных случаях она тесно взаимодействует с соответствующей мизан сценой
Пример: спектакль «Мужчина и женщины» в исполнение театра «Двух актеров» » (см. в папке Примеры) Дуэт Минакер Миронова знаменит своими миниатюрами с тонким чувством юмора Этот спектакль начинается с музыкальной композиции из знаменитого французского фильма о любви «Мужчина и женщина» В данном случае имеет место игра слов. Так как название спектакля неизменно вызывает у зрителя ассоциации с известным фильмом. Режиссер использует музыку Ф. Лэя, чтобы настроить зрителей на определенный лад. Это дает возможность актерам отыграть репризу и перейти непосредственно к спектаклю, музыка которого контраста музыке Лея. Режиссеры: Борис Львов Анохин, Феликс Слидовкер
Примеры применения музыки в мизансцене из пособия Ю. Мочалова «Композиция сценического пространства» Л. Г. Товстоногов пользовался контрастным методом введения музыки и других элементов. Музыка, по его мнению, должна находиться в постоянном контрасте с каким либо другим выразительным средством, например, с декорациями или словом. Представим себе чисто умозрительную ситуацию. Ссора между двумя влюблёнными. Страсти накаляются, и дело "пахнет" дракой. Но чем дальше развивается ссора, тем лиричней и добрей становится музыка, которая звучит резким контрапунктом всему, что происходит в пластике героев. О чём говорит зрителю сцена с таким музыкальным подтекстом? О том, что люди любят друга. И ссора не суть их отношений. Суть проявлена в музыке, ибо она трактуется, как мир души персонажей, а в музыке любовь.
Примеры применения музыки в мизансцене из пособия Ю. Мочалова «Композиция сценического пространства» Музыка среды (если режиссёр решил, что среда должна иметь душу) может остро контрастировать с происходящими событиями, а может менять события, войдя с ними в конфликт. Например, на свадьбе, где невесту отдают замуж против её воли, и она вынуждена навсегда расстаться с тем, кого любит, звучит разгульная музыка веселящейся толпы. Такой приём неизмеримо усиливает действенность сцены, а режиссёр получает мощное средство обострения конфликта между внутренней драмой героини и разгулявшейся толпой.
Примеры применения музыки в мизансцене из пособия Ю. Мочалова «Композиция сценического пространства» Любой спектакль, подобно музыкальной пьесе, буквально соткан из разных ритмов, которые находятся в сложном синтетическом взаимодействии. Они могут соединяться контрапунктным, полифоническим, линейным способом. Например, пластика главного героя может находиться в контрапункте с музыкой среды или пластикой других героев. Так, если два персонажа существуют на сцене в пластике и ритме вальса (мягкие, синхронные движения), то третьему персонажу конкуренту лучше появиться в ритме, контрастирующем с ритмом вальса, предположим, в ритмике фокстрота. Чем ярче будет различие в ритмах и соответствующей им пластике, тем очевидней проявится конфликтная природа отношений между персонажами.
Примеры применения музыки в мизансцене из пособия Ю. Мочалова «Композиция сценического пространства» Вернемся, пожалуй, еще раз к «Фаусту» . На сей раз в одной из зарубежных постановок. В ней был такой кусок. Слева направо от зрителя по диагонали в глубину полуспинами стоят на коленях молящиеся в одинаковых серых плащах. Гипнотический голос проповедника. Орган. Великое умиротворение. А в следующее мгновение музыка взвизгивает, молящиеся резко выворачивают плащи разноцветной изнанкой на зрителя, начинается шабаш ведьм. Казалось бы, до оглушительности грубый контраст. Но за внешним эффектом просматривается нешуточная идея. Звучит напоминание о том, что от святости до грехопадения один шаг, еще раз овеществляется сквозная мысль трагедии о единой природе добра и зла во вселенной. Таким образом, размышления над мизансценическим контрастом вновь приводят к слову парадокс. Да, собственно, достаточно поставить рядом эти два понятия, чтобы угадать однозначность и ненадежность одного перед диалектической емкостью другого, чтобы отдать последнему методическое и эстетическое предпочтение.
Практическая работа Найти и проанализировать использование тишины как прием построения звукового сопровождения в мизансцене