Музыкальное искусство 30-х годов.pptx
- Количество слайдов: 11
Музыкальное искусство 30 -х годов Выполнил Мавлембердин Денис Учитель: Бочарова Л. M
Начало 30 -х годов отмечено появлением важнейших партийных С. С Прокофьеводин из советских композиторов документов, стимулирующих объединение и развитие творческих сил. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 г. благотворно сказалось и на музыкальной культуре. Ликвидируется Российская ассоциация пролетарских музыкантов (Ассоциация современной музыки фактически распалась раньше), намечаются пути дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства
В 1932 г. организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап. Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки — оперную, симфоническую, кантатно-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии. Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине» , «Песня о Каховке» , «Марш веселых ребят» п др. ), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни ( «Вдоль деревни» , «И кто его знает» , «Провожанье» ), песни братьев Покрасс ( «Еслизавтра война» , «Конармейская» ), М. Блантера ( «Катюша» и др. ), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого
Исаак Дунаевский С 1937 по 1941 годы возглавлял Ленинградский союз композиторов
Оперный театр в 30 -е годы обогатился реалистическими произведениями на современную тему, доступными по языку, правдивыми по содержанию, хотя и не всегда свободными от недостатков (слабость драматургии, неполное использование широких вокальных форм, развитых ансамблей). Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края и до края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.
Фрагмент оперы Т. Хренникова "В бурю"
Интересное преломление получили элементы французской народной музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон» , отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик. Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой песенности и преобладание речитатива. Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935— 1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.
Опера С. С Прокофьева “Семен Котко”
В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» . Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине. Успехи в жанре симфонической музыки тоже были связаны с проникновением песенно-мелодического начала, демократизацией образов, наполнением их конкретным жизненным содержанием, усилением тенденций программности, обращением к песеннотанцевальным мелодиям народов СССР.
В 30 -е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. В симфонической музыке усиливаются реалистические тенденции, находят отражение темы современности. Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний (от 12 -й до 21 -й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский» , 2 -й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк» , Д. Шостакович — грандиозную по замыслу и глубине содержания 5 -ю симфонию, а также 6 -ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный» . Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным героическим темам: 2 -я симфония Д. Кабалевского, симфониякантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом» . Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1 -я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ» ). Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.
На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому и другим было присуждено звание народного артиста СССР. Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене, Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, М. Семеновой, О. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства. Создались крупные государственные исполнительские коллективы — Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.
Музыкальное искусство 30-х годов.pptx