Музыка Барокко.pptx
- Количество слайдов: 21
Музыкальная культура Барокко
Барокко. Происхождение термина n n n Итал. barocco — «причудливый» , «странный» , «склонный к излишествам. Порт. pérola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком» ). Барокко — характеристика европейской культуры XVII— XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль Барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков. Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Характеристика Эпохи Барокко n n n Искусство Барокко отразило противоречия эпохи. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов. Стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Базилика дель Санта Кроче, Лечче, Италия
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини.
Мировоззрение человека эпохи Барокко Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. n По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» , «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца» . n
Характеристика музыки эпохи n n n Напряженность, контрастность, динамизм Переплетение традиций и новаторства Полифонии достигла вершины развития Появление нового типа письма – Гомофония: кантаты, сюиты, оратории и др. Свобода в толковании музыкальных жанров
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. • • • лат. сочинение, произведение музыкально- сценическое, в центре которого - песня (ария); одно из главных достижений музыкального искусства барокко. В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы. Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека. Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения. Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.
Опера как ведущий жанр музыки барокко К. Монтеверди – первый композитор барокко. • Обращение к мифологическим и историческим сюжетам и образам. • Оперное творчество Д. Фрескобальди, А. Скарлатти и Д. Перголези. •
Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы • • Углубил содержательный смысл оперы. Сюжеты его опер включали интриги, заговоры, измены, покушения. Расширил выразительные средств и формы вокальных и оркестровых партий. Ввёл увертюру и дуэт. Создал «Взволнованный стиль» , передающий драматизм и напряжённость действия, глубину страстных чувств и переживаний. Заложил традиции оперной венецианской школы. Создал новый тип арии - «жалобную песнь» . 1567 -1643
Джованни Баттиста Перголези - итальянский композитор, представитель неаполитанской школы Творчество К. Монтеверди оказало огромное влияние на оперные произведения Перголези. • «Служанка-госпожа» - первый известный образец оперы-буффа. • (1710 – 1736)
Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643) - итальянский композитор, органист, клавесинист, виртуоз-импровизатор. Алессандро Скарлатти (1660 - 1725) - итальянский композитор, родоначальник неаполитанской оперной школы. Свыше 100 опер-сериа. Кантаты, оратории, инструментальные сочинения.
Великие композиторы Эпохи Барокко А. Вивальди Г. Ф. Гендель И. С. Бах
Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор барокко, органист v Один из наиболее известных композиторов мира. v За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. v В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; v Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко (1685 -1750)
Оркестровая музыка Баха. n n n Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик. Сборник фуг и прелюдий. «Хорошо темперированный клавир» – образец полифонической клавирной музыки. Светская вокально-инструментальная музыка Баха. «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.
Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого мира бытия. q «Страсти по Матфею» – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием. q Высокая месса (Месса си минор), барочный стиль музыки. q Полифоническое искусство Баха (фуги) q Орган
Многогранность и многообразие творческого наследия И. С. Баха. «Страсти по Матфею» (1729), q Высокая месса (Месса си минор) (1747 – 1749), q Бранденбургские концерты (1711 – 1720), q «Хорошо темперированный клавир» (1722, 1744), Французские и Английские сюиты, q «Крестьянская кантата» (1742), q «Кофейная кантата» (1732), q Около 30 кантат q
28. 07. 1750 г. в Лейпциге умер И. С. Бах После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX. веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.
Музыка Барокко.pptx