Музыкальная форма в популярной музыке.ppt
- Количество слайдов: 54
Музыкальная форма в популярной музыке
Музыкальная форма и текст + Рассмотрим форму как способ сочетания текста и музыки, подчиняющейся общим закономерностям музыкального развития. Что первично, музыка или текст?
Музыкальная форма и текст Популярная композиция, как правило, состоит из повторяющихся частей, таких как куплет и припев. Это следствие строфической организации стихотворного текста, которая требует соответствующей музыкальной формы: Empty spaces - what are we living for? Abandoned places - I guess we know the score. . On and on! Does anybody know what we are looking for? Another hero - another mindless crime Behind the curtain, in the pantomime. Hold the line! Does anybody want to take it anymore? The Show must go on! Yeah! Inside my heart is breaking, My make-up may be flaking, But my smile, still, stays on! Whatever happens, I'll leave it all to chance. Another heartache - another failed romance. On and on. . . Does anybody know what we are living for? I guess i'm learning I must be warmer now. . I'll soon be turning, round the corner now. Outside the dawn is breaking, But inside in the dark I'm aching to be free! Музыкальная форма представляет собой повторение и чередование (+развитие) структурных элементов:
Музыкальная форма и текст Характер стихотворного текста: - повествовательность или описательность, - наличие или отсутствие повторяющихся строк (рефренов), - яркого и запоминающегося образа, - даже просто количество строф, всё это влияет на то, какая именно музыкальная форма подойдет для композиции. При необходимости, как правило, текст адаптируется под требования музыкальной формы. (примеры)
Развитие и повторение Основные принципы построения музыкальной формы: - принцип повторения - принцип противопоставления (частный случай противопоставления – контраст) - принцип развития В популярной музыке преобладает повторение и противопоставление, однако элементы развития также используются. Принцип развития, зародившийся в музыке гораздо позже, чем принцип повторения, типичен для инструментальных композиций. «Развитие» означает, что тематический материал используется не только для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами (особенно наглядно этот принцип демонстрирует сонатная форма). Некоторые приемы развития: - варьирование - тональное развитие - полифоническое развитие - мотивная разработка (метод основанный на расчленении темы на составляющие её элементы, каждый из которых может трансформироваться и взаимодействовать с другими тематическими элементами. ) Для различных стилей и направлений характерны различные приемы музыкального развития.
Ладовые аспекты формы Важной составляющей музыкальной формы являются характерные для различных структур внутриладовые и тональные соотношения элементов. Например: - половинная каденция в конце первого раздела (куплета) и заключительная каденция в конце второго раздела в двухчастной форме, - различные варианты последовательности T-T-S-T-D-T в блюзовых формах (внутри куплета), - отклонение в субдоминанту, характерное для формы A-A-B-A (раздел B). Кроме того, широко используются тональные сопоставления и сдвиги, прежде всего, для «повышения градуса» композиции в конце. Часто смена тональности происходит в интермедии (Bridge) для усиления контраста. Форма и цикл При объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое возникает т. н. циклическая форма. В академической музыке это может быть опера, соната, симфония, сюита и т. д. , а в современной популярной музыке – мюзикл и т. н. «концептуальный альбом» .
Строфическая или куплетная форма 1. Куплетная форма без припева или single-verse form Повторение одной и той же мелодии с разным текстом. Упрощенная схема: А-А-А. Если мелодия варьируется с каждым повторением, возникает вариационно-куплетная форма: А 1 -А 2 -А 3. 2. Куплетно-припевная или «запевно-припевная» форма (verse-chorus form) Чередование двух мелодий - куплета и припева. При этом обычно куплет звучит с разным текстом, а в припеве текст повторяется полностью или с небольшими изменениями. Упрощенная схема: А-В-А-В (в чистом виде встречается редко). В классической музыке к строфическим формам относят также следующие: - Трехчастная форма: А–В–А - Форма с рефреном (рондо): А–В–А–С–А - Более сложные формы возникают в результате изменения или расширения основных структур, например, рондо часто пишется по модели: А–В–А–С–А–В–А.
Основные композиционные элементы куплетной формы Вступление (intro): Обычно композиция имеет более или менее развернутое инструментальное вступление, построенное на мелодии (или гармонии) припева или куплета. Вступление также может быть построено на «стандартном» музыкальном материале, например, это может быть нисходящая последовательность арпеджированных аккордов для медленной и грустной песни или медные фанфары для стадионного «гимна» . Цель вступления – привлечь внимание слушателя и настроить его эмоционально на восприятие основной части композиции. Куплет (verse): Функция куплета – изложение сюжета песни. Как правило, композиция содержит несколько куплетов с разным текстом, музыка же при этом повторяется, иногда с изменениями – в аранжировке, мелодии, гармонии или характере исполнения. Таким образом, именно здесь происходит развитие – как сюжетное (в тексте), так и музыкальное, следующее за развитием сюжета. Припев (chorus): Как правило, это наиболее яркая и запоминающаяся часть композиции – и музыкально, и с точки зрения текста. Кроме того, в тексте припева обычно выражена основная идея всей песни, поэтому, собственно, припев и повторяется несколько раз без изменений или с небольшими вариациями. (Исключением являются песни, часто в стиле кантри, содержащие в последнем куплете внезапный сюжетный поворот и соответствующее изменение музыкального материала. ) Итак, это «крючок» , который запоминает слушатель и который служит узнаваемым идентификатором композиции.
Основные композиционные элементы куплетной формы Переход к припеву (pre-chorus, иногда bridge или tag): Иногда выделяют предшествующий припеву небольшой раздел, содержащий новый текстовый или мелодический материал. Он повторяется каждый раз без изменений (или с небольшими изменениями) и выполняет функцию перехода от куплета к припеву. Основанием для выделения такого элемента в отдельный раздел является то, что он, например, может быть опущен в одном из куплетов и может видоизменяться независимо от остальных элементов формы. Интермедия (bridge или middle eight): Раздел Bridge (мост), иногда называемый middle eight (имеются в виду 8 тактов, которые он часто занимает) в большинстве случаев располагается после второго припева, в районе точки «золотого сечения» . Этот раздел может содержать текст или быть полностью инструментальным, в любом случае его функция - небольшая порция нового материала для слушателя, возможно, уставшего от повторения одного и того же. Если это вокальный раздел, здесь часто используется тональный сдвиг и новый, иногда даже контрастный мелодический материал. В рокмузыке этот раздел обычно состоит из более или менее развернутого инструментального соло. Заключение (coda): Довольно часто заключение отсутствует вовсе, вместо этого повторяющийся припев теряет громкость, плавно сходя на нет. Однако, инструментальное заключение может выполнять и сюжетную функцию, эмоционально подчеркивая основную мысль или сюжетный ход композиции. Развернутое заключение, построенное на материале куплета или припева также встречается очень часто.
Простая куплетная форма (single-verse form) А – А [ – А ] [. . . ] В простой куплетной форме используется повторение музыкального материала для каждой из строф текста. «Заглавная» строка обычно появляется в самом начале или в конце куплета (в Sunny – и в начале, и в конце). Такая форма хорошо подходит для песни-рассказа, сюжет которой разворачивается от куплета к куплету. Она часто используется в народных песнях, в композициях в стиле кантри, у таких исполнителей как Боб Дилан и Джони Митчелл. Количество куплетов может быть разным – два, три или больше. Например, в песне Джимми Уэбба “By the Time I Get to Phoenix” всего три куплета. В каждом из них речь идет о новом месте, в которое попадает герой (Феникс, Альбукерк и Оклахома) и том, что в этот момент делает оставленная им в Калифорнии девушка. Пример композиции без стихотворного рефрена (или «крючка» - hook) – All Along the Watchtower Боба Дилана (наиболее известна в исполнении Джими Хендрикса).
By the Time I Get to Phoenix By the time I get to Phoenix She'll be rising She'll find the note I left hanging on her door She'll laugh, when she reads the part that says I'm leaving Cause I've left that girl, so many times before By the time I make Albuquerque She'll be working She'll probably stop at lunch, And give me a call But she'll just hear that phone keep on ringing Off the wall, that's all By the time I make Oklahoma She'll be sleeping She'll turn softly and call my name out low And she'll cry, just to think, I'd really leave her Though time and time I've tried to tell her so She just didn't know, I would really go
Ruby, dont take your love to town You've painted up your lips And rolled and curled your tinted hair Ruby are you contemplating Going out somewhere The shadow on the wall Tells me the sun is going down Oh Ruby, Don't take your love to town It wasn't me That started that crazy Asian war But I was proud to go And do my patriotic chore And yes, it's true that I'm not the man I used to be Oh, Ruby I still need some company It's hard to love a man Whose legs are bent and paralyzed and I won't serve the needs of a woman of your age Ruby, I realized but it won't be long i've heard them say until i'm not around Oh Ruby, Don't take your love to town She's leaving now cause I just heard the slamming of the door The way I know I've heard it Slam one hundred times before And if I could move I'd get my gun And put her in the ground Oh Ruby, Don't take your love to town Oh Ruby for God's sake turn around В песне прикованный к инвалидному креслу ветеран вьетнамской войны обращается к своей неверной возлюбленной.
Sunny, yesterday my life was filled with rain Sunny, you smiled at me and then it eased my pain Now the dark days are gone and bright days are here My Sunny once shined so sincere, Sunny once so true, I love you Sunny thank you for the sunshine you gave to me Sunny thank you for the love you brought my way You gave to me your all and all And now I feel that I'm 10 feet tall Sunny once so true, I love you Sunny thank you for the truth that you let me see Sunny thank you for the facts from A to Z Somehow I was torn like a wind blown sail Then our love was borned when you held my hand Sunny once so true, I love you Sunny thank you for the sunshine you gave to me Sunny thank you for the love you brought my way You gave to me your all and all And now I feel that I'm 10 feet tall Sunny once so true, I love you Интересно, что здесь текст соответствует форме A – B – A – B (verse-chorus form), однако характерные черты single-verse form (повторяющиеся строки в начале и в конце каждого куплета) оказываются более значимыми.
All Along the Watchtower "There must be some kind of way out of here, " Said the joker to the thief, "There's too much confusion, I can't get no relief. Business men – they drink my wine Plowmen dig my earth None will level on the wine Nobody of it is worth. " "No reason to get excited, " The thief – he kindly spoke, "There are many here among us Who feel that life is but a joke But you and I we've been through that And this is not our fate So let us not talk falsely now The hour's getting late. " All along the watchtower Princess kept the view While all the women came And went bare-foot servants too Outside in the cold distance A wild cat did growl Two riders were approaching And the wind began to howl, hey. Пример «песни-рассказа» без явных «крючков» (hooks).
Куплетно-припевная форма (verse-chorus form) А [– А] – B – А – B [– А – B] [. . . ] Куплетно-припевная форма является наиболее популярной в современной поп-, рок-, госпел-, R&B и кантри музыке. Куплет и припев построены, как правило, на разном или даже контрастном музыкальном материале (обратный пример – «L`ete indien» ), причем в припеве не только мелодия, но и текст обычно повторяется без изменений, исключая последнее проведение, которое часто бывает расширено для достижения особого эффекта (Dead Or Alive, Runaway). Сюжетная линия песни, как правило, излагается в куплетах, припев же содержит некую основную мысль – это часто бывает строчка, содержащая заголовок песни, т. н. «крючок» (hook), который и запоминается в первую очередь, не только за счет повторения, но и как наиболее яркий и выразительный фрагмент композиции. В большинстве случаев наблюдаются разнообразные отклонения от «стандартного формата» . Например: – перед первым припевом могут следовать два куплета, – после секции Bridge может следовать как куплет, так и припев, – композиция вообще может начинаться с припева, и т. д.
Стандартная схема verse-chorus композиции (M. Pilhofer, H. Day, Теория музыки для чайников) Чаще всего встречающиеся отклонения от приведенной «стандартной схемы» : – два куплета вместо одного перед первым припевом и – куплет между связкой и припевом (Joe Dassin - Les Champs-Elysees)
Van Morrison - Brown Eyed Girl Hey, where did we go Days when the rains came ? Down in the hollow Playing a new game, Laughing and a-running, hey, Skipping and a-jumping In the misty morning fog with Our, our hearts a-thumping And you, my brown-eyed girl, You, my brown-eyed girl. Whatever happened To Tuesday and so slow Going down to the old mine with a Transistor radio. Standing in the sunlight laughing Hide behind a rainbow's wall, Slipping and a-sliding All along the waterfall With you, my brown-eyed girl, You, my brown-eyed girl. Do you remember when we used to sing Sha la la la dee dah Just like that Sha la la la dee dah La dee dah. Пример «гибридной» композиции, сочетающей признаки single-verse и verse-chorus форм So hard to find my way Now that I'm all on my own. I saw you just the other day, My, how you have grown! Cast my memory back there, Lord, Sometime I'm overcome thinking about Making love in the green grass Behind the stadium With you, my brown-eyed girl, You, my brown-eyed girl. Do you remember when we used to sing Sha la la la dee dah Laying in the green grass Sha la la la dee dah Dee dah dee dah dee Sha la la la Dee dah la dee dah la D-d-d-d-d-d. . .
Maywood - You are the one You're the one, who gives my heart devotion. You're the one, who brings out deep emotion. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. You're the one, there ain't no doubt about it. You're the one, Oh, I could scream and shout it. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. Wherever you go, I'll go too. It's only that I wanna be with you. Can't imagine how it'll be. A world without your company is not a world to me. You're the one, who gives my heart devotion. You're the one, who brings out deep emotion. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. You're the one, there ain't no doubt about it. You're the one, Oh, I could scream and shout it. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. Пример композиции, начинающейся с припева Love is freedom, love is light. Love is what they call a starry night. No more questions, no more fear. I feel my heart jumping the moment you appear. You're the one, who gives my heart devotion. You're the one, who brings out deep emotion. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. You're the one, there ain't no doubt about it. You're the one, Oh, I could scream and shout it. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. I feel my heart jumping the moment you appear. You're the one, who gives my heart devotion. You're the one, who brings out deep emotion. Can't hardly wait until you're stepping in. You're the one, who makes me wanna sing. You're the one, – etc.
Использование секции Bridge Как правило, секция Bridge бывает чисто инструментальной или смешанной (инструментальное начало, затем повторение заключительного фрагмента куплета или припева): Cher - Runaway Она может быть построена на музыке куплета или припева, а, например, в композиции Stars группы Simple Red, она полностью повторяет вступление. Вместо секции Bridge может использоваться модуляция в другую тональность (Abba Money, Money) В рок-музыке секция Bridge, как правило, используется для инструментального соло (пример развернутого мультиинструментального соло: Deep Purple - Dead Or Alive) Вместо секции Bridge может быть использована интермедия, построенная на самостоятельном музыкальном материале и выполняющая содержательную или сюжетную функцию. Назовем такую форму «куплетно-припевная с интермедией» , а в качестве примеров рассмотрим композиции Everything You Want и Nights On Broadway.
Cher - Runaway Nobody said it would be easy Nobody gives you guarantees 'cause a heart can always be broken And there can be no loving without tears Пример вариативности припева, Пример использования фрагмента текста куплета в секции Bridge Runaway to a place where nobody knows Runaway gotta let this feeling go Runaway; if I can't find love, I'm gonna runaway Nobody's looking for perfection How could they give it in return? But I told my heart to believe you And you just gave your love to anyone 'Cause a heart can always be broken And there can be no lovin' without tears Runaway to a place where nobody knows Runaway gotta let these feelings go Runaway 'cause I don't want to hurt anymore Though my heart is always searching If I can't find love, I'm gonna run away Run away to a place where nobody knows Run away -- gotta let these feelings go Run away and I don't want to hurt anymore Though my heart is always searching If I can't find love, I'm gonna run away
Simply Red - Stars Anyone who ever held you Would tell you the way I'm feeling Anyone who ever wanted you Would try to tell you what I feel inside The only thing I ever wanted Was the feeling that you ain't faking The only one you ever thought about Wait a minute can't you see that I Секция Bridge полностью повторяет вступление I wanna fall from the stars Straight into your arms I, I feel you I hope you comprehend For the man who tried to hurt you He's explaining the way I'm feeling For all the jealousy I caused you States the reason why I'm trying to hide As for all the things you taught me It sends my future into clearer dimensions You'll never know how much you hurt me Stay a minute can't you see that I Too many hearts are broken A lover's promise never came with a maybe So many words are left unspoken The silent voices are driving me crazy As for all the pain you caused me Making up could never be your intention You'll never know how much you hurt me Stay can't you see that I I wanna fall from the stars Straight into your arms I, I feel you I hope you comprehend
Abba - Money, Money I work all night, I work all day, to pay the bills I have to pay Ain't it sad And still there never seems to be a single penny left for me That's too bad In my dreams I have a plan If I got me a wealthy man I wouldn't have to work at all, I'd fool around and have a ball. . . Money, money Must be funny In the rich man's world Money, money Always sunny In the rich man's world Aha-ahaaa All the things I could do If I had a little money It's a rich man's world A man like that is hard to find but I can't get him off my mind Ain't it sad And if he happens to be free I bet he wouldn't fancy me That's too bad So I must leave, I'll have to go To Las Vegas or Monaco And win a fortune in a game, my life will never be the same. . . Вместо секции Bridge используется модуляция в другую тональность Money, money, money Must be funny In the rich man's world Money, money, money Always sunny In the rich man's world Aha-ahaaa All the things I could do If I had a little money It's a rich man's world
Deep Purple - Dead Or Alive Don't turn off the light You might draw the Queen of Spades Don't shut the door You don't need to be alone I won't bring you no food There might be some poison in your meat I've got to know, are you dead or alive? Don't shut the door, are you dead or alive? Dead or alive Pick your window, you're leaving Don't look in the mirror With a dollar up your face You've got money to burn You're cheap at half the price Oh, don't powder your nose Don't blow your brains just for the crack I've got to know, are you dead or alive? Just for the crack, are you dead or alive? Dead or alive Pick your window, you're leaving Секция Bridge используется для развернутого инструментального соло. С т. зр. текста, композицию можно отнести к простой куплетной форме, однако, музыкально рефрен превращен в полноценный припев. You're running so fast But you know you're standing still I'm afraid of your shadow And the knife in its hand You're dancing with death To the tune of the dealer And he don't care Don't give a toss Don't want to know if you're dead or alive Dead or alive Pick your window, you're leaving
Joe Dassin - L`ete indien Вся композиция построена на одной музыкальной теме, однако, в тексте есть и ярко выраженные куплеты, и припев. Tu sais, je n'ai jamais ete Aussi heureux que ce matin-la Nous marchions sur une plage Un peu comme celle-ci C'etait l'automne, Un automne ou il faisait beau Une saison qui n'existe que dans le Nord de l'Amerique La-bas on l'appelle l'ete indien Aujourd'hui je suis tres loin de ce matin d'automne Mais c'etait tout simplement le notre Mais c'est comme si j'y etais. Avec ta robe longue tu ressemblais Je pense a toi. Ou es-tu? Que fais-tu? A une aquarelle de Marie Laurencin Est-ce que j'existe encore pour toi? Et je me souviens, je me souviens tres bien Je regarde cette vague qui n'atteindra jamais la dune De ce que je t'ai dit ce matin-la Tu vois, comme elle je reviens en arriere Il y a un an, y a un siecle, y a une eternite Comme elle je me couche sur le sable Et je me souviens, je me souviens des marees hautes On ira ou tu voudras, quand tu voudras Du soleil et du bonheur qui passaient sur la mer Et on s'aimera encore, lorsque l'amour sera mort Il y a une eternite, un siecle, il y a un an Toute la vie sera pareille a ce matin Aux couleurs de l'ete indien On ira ou tu voudras, quand tu voudras Et on s'aimera encore lorsque l'amour sera mort Toute la vie sera pareille a ce matin Aux couleurs de l'ete indien
Vertical Horizon - Everything You Want Somewhere there's speaking It's already coming in Oh and it's rising at the back of your mind You never could get it Unless you were fed it Now you're here and you don't know why Пример «куплетно-припевной формы с интермедией» . Здесь интермедия содержит важную мысль – антитезу припеву, что подчеркивается новым музыкальным материалом, сменой тональности и повышением тесситуры солиста. But under skinned knees and the skid marks Past the places where you used to learn You howl and listen Listen and wait for the Echoes of angels who won't return Chorus: He's everything you want He's everything you need He's everything inside of you That you wish you could be He says all the right things At exactly the right time But he means nothing to you And you don't know why You're waiting for someone To put you together You're waiting for someone to push you away There's always another wound to discover There's always something more you wish he'd say [Chorus] But you'll just sit tight And watch it unwind It's only what you're asking for And you'll be just fine With all of your time It's only what you're waiting for Out of the island Into the highway Past the places where you might have turned You never did notice But you still hide away The anger of angels who won't return [Chorus] I am everything you want I am everything you need I am everything inside of you That you wish you could be I say all the right things At exactly the right time But I mean nothing to you and I don't know why And I don't know why Why I don't know
Bee Gees - Nights On Broadway Еще один пример «куплетно-припевной формы с интермедией» . Контрастный характер интермедии здесь соответствует сюжету и логике текста. Here we are in the room full of strangers, Standing in the dark where your eyes couldnt see me Well, I have to follow you Though you didn't want me to. But that wont stop my lovin you I can't stay away Blaming it all on the nights on broadway Singin them love songs, Singin them straight to the heart songs. Blamin it all on the nights on broadway Singin them sweet sounds To that crazy, crazy town. I will wait, Even if it takes forever; I will wait, Even if it takes a life time. Somehow I feel inside You never left my side. Make it like it was before Even if it takes a life time, takes a life time. Now in my place There are so many others Standin in the line; How long will they stand between us? Well, I have to follow you Though you didn't want me to. But that wont stop my lovin you I can't stay away Blaming it all on the nights on broadway Singin them love songs, Singin them straight to the heart songs. Blamin it all on the nights on broadway Singin them sweet sounds To that crazy, crazy town.
Куплетно-припевная форма со связкой А – А 1 – B – А [– А 1] – B Связка или pre-chorus это тематически отдельный небольшой раздел, предшествующий припеву. Раздел формы может определяется как связка, например, если он не является обязательным, как в «Lucy in the Sky with Diamonds» . Как можно заметить, здесь связка используется перед первым и вторым припевом, но отсутствует перед третьим. В «Torn» связка это раздел, который невозможно однозначно отнести к куплету или припеву. С одной стороны, музыкально он относится скорее к припеву, с другой – может содержать разный текст, что характерно для куплета.
Lucy in the Sky with Diamonds Picture yourself in a boat on a river, With tangerine trees and marmalade skies Somebody calls you, you answer quite slowly, A girl with kaleidoscope eyes. Newspaper taxis appear on the shore, Waiting to take you away. Climb in the back with your head in the clouds, And you're gone. Cellophane flowers of yellow and green, Towering over your head. Look for the girl with the sun in her eyes, And she's gone. Lucy in the sky with diamonds Lucy in the sky with diamonds Ahh. . . Picture yourself on a train in a station, With plasticine porters with looking glass ties, Suddenly someone is there at the turnstyle, The girl with the kaleidoscope eyes. Follow her down to a bridge by a fountain Where rocking horse people eat marshmellow pies, Everyone smiles as you drift past the flowers, That grow so incredibly high. Lucy in the sky with diamonds Ahh. . .
Natalie Imbruglia - Torn I thought I saw a man brought to life He was warm, he came around like he was dignified He showed me what it was to cry There's nothing where he used to lie My inspiration has run dry That's what's going on, nothings right, Im torn Well you couldnt be that man I adored You don't seem to know, don't seem to care what your heart is for But I don't know him anymore Im all out of faith, this is how I feel Im cold and I am shamed lying naked on the floor Illusion never changed into something real Im wide awake and I can see the perfect sky is torn Im all out of faith, this is how I feel Im cold and Im ashamed bound and broken on the floor Youre a little late, Im already torn There's nothing where he used to lie My conversation has run dry That's what's going on, nothings fine Im torn Im all out of faith, this is how I feel Im cold and I am shamed lying naked on the floor Illusion never changed into something real Im wide awake and I can see the perfect sky is torn Youre a little late, Im already torn So I guess the fortune tellers right Should have seen just what was there and not some holy light To crawl beneath my veins and now I don't care, I have no luck, I don't miss it all that much There's just so many things that I can't touch, Im torn Im all out of faith, this is how I feel Im cold and I am shamed lying naked on the floor Illusion never changed into something real Im wide awake and I can see the perfect sky is torn Youre a little late, Im already torn.
Простая последовательность частей А– B – С [– С] Встречаются композиции, в которых разделы формы не повторяются. К ним применим немецкий термин durchkomponiert или английский through-composed: «основанный на сквозном движении» . В отношении песенных жанров это означает, что музыка в каждом разделе формы (как правило, это стихотворная строфа) разная и не повторяется. В классической музыке такие формы встречаются в песнях Ф. Шуберта, Бетховена и более поздних композиторов. В музыкальном театре смысл понятия through-composed несколько другой: оно обозначает сочинения, построенные на непрерывном потоке музыкального развития, не подлежащем разбиению на «номера» , как, например, оперы Монтеверди или Вагнера. Противоположный подход состоит в чередовании вокальных номеров и диалогов, как, например, в операх Моцарта или Россини. В популярной музыке такого рода композиция не может быть большой в силу привычки восприятия слушателя – обычно это 3 -4 строфы.
Elton John – Goodbye And now that it's all over The birds can nest again I'll only snow when the sun comes out I'll shine only when it starts to rain And if you want a drink Just squeeze my hand And wine will flow into the land And feed my lambs For I am a mirror I can reflect the moon I will write songs for you I'll be your silver spoon I'm sorry I took your time I am the poem that doesn't rhyme Just turn back a page I'll waste away, I'll waste away
Nina Simone – Dont smoke in bed Здесь практически 3 строфы текста, третья строфа повторяется. I left a note on his dresser And my old wedding ring With these few goodbye words How can I sing Goodbye old sleepy head I'm packing you in like I said Take care of everything I'm leaving my wedding ring Don't look for me I'll get ahead Remember darling Don't smoke in bed
Двухчастная форма (two-verse form) А – A 1 [– A 1] Двухчастная форма была очень популярна у американских авторов музыки для кино и Бродвея 40 -60 -х годов. В 70 -е годы и позже из-за отсутствия припева она используется относительно редко. Повторяющейся единицей в "классической" двухчастной форме является пара куплетов, первый из которых заканчивается половинным кадансом, а второй заключительным. Среди композиторов, активно использовавших эту форму, такие имена, как, например, Irving Berlin, Hoagie Carmichael и George Gershwin.
White Christmas (Irving Berlin) I'm dreaming of a white Christmas Just like the ones I used to know Where the tree tops glisten And children listen To hear sleigh bells in the snow (D) I'm dreaming of a white Christmas With every Christmas card I write May your days be merry and bright And may all your Christmases be white (T) I'm dreaming of a white Christmas just like the ones I used to know Where the tree tops glisten And children listen To hear sleigh bells in the snow (D) I'm dreaming of a white Christmas With every Christmas card I write May your days be merry and bright And may all your Christmases May all your Christmases be white (T)
Cher - The Way Of Love When you meet a boy That you like a lot And you fall in love But he loves you not If a flame should start As you hold him near Better keep your heart Out of danger, dear (D) When you meet a boy That you like a lot And you fall in love But he loves you not If a flame should start As you hold that boy near Better keep your heart Out of danger, dear (D) For the way of love Is a way of woe And the day may come When you'll see him go Then what will ya do When he sets you free Just the way that you Said goodbye to me (T) That's the way of love The way of love
Что это за форма? The Beatles - In My Life There are places I remember All my life though some have changed Some forever not for better Some have gone and some remain All these places have their moments With lovers and friends I still can recall Some are dead and some are living In my life I've loved them all But of all these friends and lovers There is no one compares with you And these memories lose their meaning When I think of love as something new Though I know I'll never lose affection For people and things that went before I know I'll often stop and think about them In my life I love you more
Форма AABA (32 -bar form) А – A – B – A [– A – B – A] Излюбленная форма первой половины XX века, которую часто называют «стандартной» После двух повторяющихся куплетов (AA) следует куплет, построенный на новом мелодическом материале (B), после чего следует повторение секции A. Иногда секцию B называют change part, поскольку она представляет собой контрастный элемент, который, с одной стороны, не является припевом (рефреном), с другой необходим с точки зрения логики музыкальной формы. «Крючок» обычно располагается в первой или последней строке каждого куплета. В некоторых случаях change part можно спутать с припевом, однако, эта секция, в отличие от припева, является «неустойчивой» с т. зр. музыки и не является «крючком» с т. зр. текста.
Louis Armstrong – What A Wonderful World I see trees of green, red roses too I see them bloom for me and you And I think to myself what a wonderful world. I see skies of blue and clouds of white The bright blessed day, the dark sacred night And I think to myself what a wonderful world. The colors of the rainbow so pretty in the sky Are also on the faces of people going by I see friends shaking hands saying how do you do But they're really saying I love you. I hear baby's cry, and I watched them grow They'll learn much more than I'll ever know And I think to myself what a wonderful world. Yes, I think to myself what a wonderful world.
I Got Rhythm (Джордж и Айра Гершвин) I got rhythm I got music I got my man/girl Who could ask for anything more? I got daisies In green pastures, I got my man/girl Who could ask for anything more? Ol'Man Trouble, I don't mind him You won't find him 'Round my door I got starlight, I got sweet dreams, I got my man/girl, Who could ask for anything more? Заглавная строчка не повторяется, а варьируется, превращаясь в «I got daisies» во втором куплете и «I got starlight» в третьем.
Over the Rainbow (Harold Arlen и E. Y. Harburg) Somewhere over the rainbow Way up high, There's a land that I heard of Once in a lullaby. Somewhere over the rainbow Skies are blue, And the dreams that you dare to dream Really do come true. Someday I'll wish upon a star And wake up where the clouds are far Behind me. Where troubles melt like lemon drops Away above the chimney tops That's where you'll find me. Somewhere over the rainbow Bluebirds fly. Birds fly over the rainbow. Why then, oh why can't I? If happy little bluebirds fly Beyond the rainbow Why, oh why can't I? Over the Rainbow из фильма "Волшебник страны Оз" заканчивается кодой, построенной на материале change part.
The Beatles – Do You Want To Know A Secret? You'll never know how much I really love you. You'll never know how much I really care. Listen, Do you want to know a secret, Do you promise not to tell, whoa oh, oh. Closer, Let me whisper in your ear, Say the words you long to hear, I'm in love with you. I've known the secret for a week or two, Nobody knows, just we two. Listen, Do you want to know a secret, Do you promise not to tell, whoa oh, oh. Closer, Let me whisper in your ear, Say the words you long to hear, I'm in love with you.
The Beatles – Yesterday, All my troubles seemed so far away, Now it looks as though they're here to stay, Oh, I believe in yesterday. Suddenly, I'm not half the man I used to be, There's a shadow hanging over me, Oh, yesterday came suddenly. Начиная с 60 -х, начинает использоваться расширенная версия формы AABA: AABABA, которая может показаться очень похожей на один из вариантов куплетно-припевной формы: AABAB. Различие между ними в функции секции B – в одном случае это "change part", в другом – припев. Why she Had to go I don't know, she wouldn't say. I said, Something wrong, now I long for yesterday. Yesterday, Love was such an easy game to play, Now I need a place to hide away, Oh, I believe in yesterday.
Dream a little dream of me Stars shining bright above you Night breezes seem to whisper 'I love you' Birds singin' in the sycamore trees Dream a little dream of me В композиции Dream a little dream of me все четыре строфы повторяются, однако, при повторении первые две строфы становятся инструментальными, и, таким образом, выполняют функцию секции Bridge: A-A-B-A A(i)-B-A Say nighty-night and kiss me Just hold me tight and tell me you'll miss me While I'm alone and blue as can be Dream a little dream of me (instrumental break) Stars fading but I linger on dear Still craving your kiss I'm longin' to linger till dawn dear Just saying this Sweet dreams till sunbeams find you Sweet dreams that leave all worries behind you But in your dreams whatever they be Dream a little dream of me Yes, dream a little dream of me
Трехчастные формы А – B – A [– A – B – A] Трехчастные формы (и вообще трехчастность) характерны для европейской классической музыки, однако, встречаются и в современных поп-композициях. Например, форму композиции Bee Gees – Wind of changes можно представить в виде A-A-B-B-A-A, где первые две строфы (А-А) выполняют функцию куплета, т. е. содержат разный текст на одну и ту же музыку, а последующие четыре (B-B-A-A) – припева, т. е. повторяются в неизменном виде и содержат заглавную строку.
Bee Gees – Wind of changes In the streets of New York City Every man can feel the cold And I don't want no pity But I want my story told When the lights shine down on me They shine on the little boy Is this way to make him pay Being born in a world of joy But like me He don't know where he'll go wrong He won't cry so many tears Till he finds out why he don't belong Like me There's no room for us out there You can lose your hope and pride When it comes to broken dreams You'll get your share Don't you understand what I'm sayin' We need a God down here A man to lead us children Take us from the valley of fear Make the lights shine down on us Show us the road to go Help us survive, make us arrive Teach us what we need to know But like me He don't know where he'll go wrong He won't cry so many tears Till he finds out why he don't belong Like me There's no room for us out there You can lose your hope and pride When it comes to broken dreams You'll get your share Sometime a man breaks down And the good thing he is looking for Are crushed into the ground Sometime a man breaks down Down, down, down And the good thing he is searching for Are crushed into the ground Get on up, look around Can't you feel the wind of change? Get on up, taste the air Can't you see the wind of change Get on up, look around Can't you feel the wind of change Get on up, taste the air Can't you see the wind of change
Блюзовые формы: 12 -тактовый блюз Традиционный архаический блюз (12 -тактовый): T-T-T-T S-S-T-T D-S-T-T Строфа традиционного блюза, как правило, состоит из трех строк, причем вторая строка повторяет или варьирует первую, а третья представляет собой заключение (turnaround). Например, исполнитель начинает: "У меня украла девушку эта ночь. " - первые 4 такта (T-T-T-T) Потом берет аккорд на субдоминанте и продолжает: "Да, у меня украла девушку эта ночь. " - еще 4 такта (S-S-T-T) И, наконец, заключительная строка (turnaround): "И чёртово утро не может ничем помочь. . . " - заключительные 4 такта (D-S-T-T)
Sweet Home Chicago (Blues Brothers) T Come on, Oh baby don't you wanna go S T Come on, Oh baby don't you wanna go D S T Back to that same old place, Sweet home Chicago Come on, Baby don't you wanna go Hidehey, Baby don't you wanna go Back to that same old place, Oh sweet home Chicago Well, one and one is two, Six and two is eight, Come on baby don't ya make me late Hidehey, Baby don't you wanna go Back to that same old place, Sweet home Chicago Come on, Oh baby don't you wanna go Back to that same old place, Sweet home Chicago Six and three is nine, Nine and nine is eighteen, Look there brother baby and see what I've seen Hidehey, Baby don't you wanna go Back to that same old place, Sweet home Chicago Oh come on, Baby don't you wanna go Come on, Baby don't you wanna go Back to that same old place, Sweet home Chicago
Led Zeppelin - Since I've Been Loving You Am Dm Working from seven, to eleven every night, Am It really makes life a drag, I don't think that's right Dm I've really, really been the best of fools, I did what I could Am 'Cause I love you, baby, How I love you, darling, How I love you, baby, How I love you, girl, little girl. Em F But baby, Since I've Been Loving You. Dm Am/C E 7 Am Am/C I'm about to lose my worried mind E 7 sus E 6 sus Everybody trying to tell me that you didn't mean me no good. I've been trying, Lord, let me tell you, Let me tell you I really did the best I could. I've been working from seven to eleven every night, I said It kinda makes my life a drag. Lord, that ain't right. . . Since I've Been Loving You, I'm about to lose my worried mind. Пример гармонически усложненной «третьей строки» (четырехтакты или «строки» выделены цветом). Жирным: небольшая интермедия. Am Said I've been crying, yeah. Oh, my tears they fell like rain, C D C Don't you hear them, Don't you hear them falling? B Am/C E 7 Am Don't you hear, Don't you hear them falling. Am/C E 7 sus E 6 sus Am Do you remember mama, when I knocked upon your door? Dm I said you had the nerve to tell me you didn't want me no more, yeah Am I open my front door, hear my back door slam, A 7 You must have one of them new fangled back door man. Dm I've been working from seven, to eleven every night, It kinda Am A 7 makes my life a drag. . . a drag ohhhhhh it makes a drag Em F Baby, Since I've Been Loving You, I'm about to lose, Dm Am/C E 7 Am Am/C E 7 sus I'm about lose to my worried mind, E 6 sus Just one more F Dm Am/C E 7 Am Oooooohhhhhh yeah Am/C E 7 sus E 6 sus
Шестнадцатитактовый блюз Версия блюзового квадрата, адаптированная к обычной (не блюзовой) строфе, примеры (упрощенные) гармонических схем: 1 a. 1 b. 2 a. 2 b. 3. T-T-T-T S-S-T-T D-D/S-T - T T-T–T–T S-S–T–T D - D-D/S T-T–T–T T-T-T-T S-S-T-T D-D/S-T - T T-T-T-T S-S-T-T D-D/S-D-D/S-T - T T-T-T-T S-S-T-T D-S-D-S T-T-T-T + различные варианты Используется также понятие « 8 -тактовый блюз» , при этом стандартная последовательность гармонических функций может быть нарушена.
1 a. Oh, Pretty Woman (Albert King, Gary Moore) T-T-T-T S-S-T-T D-D/S-T - T Oh pretty woman she's the rising sun Says all your cheap paint and powder ain't gonna help you none She's a pretty woman right down to the bone So you just might as well still leave your skin alone Pretty woman What's the matter with you Can't make you love me, no matter what I do Oh pretty woman what you trying to do You kept on foolin' around till I got stuck on you So you just drop that mess and come down off your throne Stop using my poor heart as a stepping stone Pretty woman What's the matter with you Can't make you love me, no matter what I do Oh pretty woman that's all right for you Now you just go on doing what you want to do But someday when you thing you've got it made You get in water deep enough so you can't wade Pretty woman What's the matter with you Can't make you love me, no matter what I do
2 a. T-T-T-T S-S-T-T D-D/S-T - T 2 a. Cream – Sleepy Time Lyrics I'm a sleepy time baby, a sleepy time boy. Work only maybe, life is a joy. We'll have a sleepy time. Sleepy time, sleepy time all the time. Asleep in the daytime, asleep at night. Life is all playtime; working ain't right. We'll have a sleepy time. Sleepy time, sleepy time all the time. I have my Sunday, that ain't no lie. But on Monday morning comes my favorite cry. We'll have a sleepy time. Sleepy time, sleepy time all the time. T - T - T 2 b. Herbie Hancock - Watermelon Man (instrumental) S-S-T-T D-D/S-D-D/S-T - T
T-T-T-T S-S-T-T D-S-D-S T-T-T-T 3. The Ramones - Let's Dance Hey baby won't you take a chance. Say that you'll let me have this dance. Well let's dance, let's dance. We'll do the twist, the stomp, The mashed potatoes too Any old dance that you want to do. Well let's dance, well let's dance. Hey baby yeah you thrill the soul Hold me tight, never let me go. Well let's dance, let's dance We'll do the twist, the stomp, The mashed potatoes too Any old dance that you want to do Well let's dance, well let's dance Hey baby if you're all alone Baby you'll let me walk you home Well let's dance, let's dance We'll do the twist, the stomp, The mashed potatoes too Any old dance that you want to do Well let's dance, well let's dance Hey baby yeah you swing it right Yes I know that tonight's the night Well let's dance, let's dance. We'll do the twist, the stomp, The mashed potatoes too Any old dance that you want to do Well let's dance, well let's dance
Чиж и Компания — Перекресток Dm A 7 Dm Ты ушла рано утром, чуть позже шести. Bb 7 A 7 Ты ушла рано утром, где-то чуть позже шести. Dm D 7 Gm Бесшумно оделась, посмотрев на часы, Dm A 7 Dm На пачке "L&M'а" нацарапав "Прости". На подушке осталась пара длинных волос. На подушке осталась пара твоих светлых волос. И почти машинально (что ты скажешь, басист? ) Я намотал их на палец (я хотел узнать имя) - получилось икс. Кому жизнь - буги-вуги, а кому - полный бред. Кому жизнь - буги-вуги, ну, а мне - полный бред. Недопитое пиво, недобитый комар, Недосмотренный сон, незаметный удар. . . Я искал тебя здесь и там, и думал: "Свихнусь!" Я не нашел тебя ни здесь и ни там - и подумал: "Свихнусь!" О, гитара и струны, священный союз! Когда кидает любовь, начинается блюз. . . Ты ушла рано утром, когда я еще спал. Вечный мой перекресток, где минус, где плюс? Когда уходит любовь, остается блюз. . .
The Record Company - Off The Ground Блюзовая форма в своем первоначальном виде близка к простой куплетной форме. Однако, более поздние блюзовые формы могут по-разному сочетаться и с другими строфическими формами, рассмотренными ранее: простой куплетной, куплетной с припевом и т. д. I gotta get myself Off the side of the road Things are lookin clear as they've ever been, Don't know how it'll end but I know where to begin I gotta get myself Off the side of the road I gotta hunt myself down A brand new home Now I got the answer to my biggest question Had to loose where I was to get my direction I gotta hunt myself down A brand new home The tears that I'm hiding No they ain't for cryin I'm never gonna let 'em start spilling out Cause they pour down my body and they flood the ground The tears that I'm hiding No they ain't for crying Whooo oooo Hey hey I've gotta pick myself up off the ground (x 2) Let the truth be told (repeat) I got to quit lying to myself And let the truth be told Yeah I woke up burned out by the sun Tired of layin still so I'm movin along I got to quit lying to myself And let the truth be told I gotta get myself up Off the side of the road Quit lying to myself And let the truth be told My head is heavy and my heart is empty But my spirit is strong and my legs are ready I gotta get myself Off the side of the road Quit lying to myself And let the truth be told Whooo oooo Hey hey I've gotta pick myself up off the ground (x 2)