Музыка народов мира.pptx
- Количество слайдов: 11
Музыка народов мира: красота и гармония Выполнил: Ученик
Народная музыка, музыкальный фольклор или фолкмузыка — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической. Существует также определение термина «народная музыка» — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры.
Каждый народ имеет свой музыкальный язык, который выражает чувства и мысли людей. Этот язык интернационален и понятен всем без перевода. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных народов воспитывают дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. Сейчас во всём мире записаны много замечательных народных песен.
В нашей презентации мы коснемся кельтской музыки. Кельтская музыка — термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов, являющихся потомками кельтов. Современные потомки кельтов проживают на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса, Галисии, Астурии и Кантабрии.
Ирландская народная музыка. Самым древним стилем исполнения считается пение шан-нос (seannos — старый стиль). Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения. Шан-нос оказал определенное влияние на инструментальную музыку, что выражается в наличии большого числа партий для солирующих инструментов в подобной музыке. Старейший инструмент ирландской музыкальной традиции — арфа, которая рассматривалась как профессиональный инструмент. В XVI веке в Ирландию попала скрипка, а к XIX-му сложилась ирландская локтевая волынка (uilleann pipes) в её современном виде, в середине XIX века пришел аккордеон. К 1920 -м годам стали появляться кейли-бэнды — группы музыкантов, игравшие на танцевальных вечерах. В 50 х гг. ХХ века для борьбы с влиянием американской музыки Шон О’Риада, композитор и преподаватель, основал «Ceoltoiri Chualann» , группу, посвятившую себя новому прочтению традиционной ирландской музыки. Часть её участников позже основали «Chieftains» , которые много сделали для того, чтобы представить эту музыку вниманию более широкой аудитории. Примеру «The Chieftains» последовали несколько других групп, в их числе «The Dubliners» , «Planxty» и «Clannad» . В 1960 -70 -е годы в Ирландии произошло «фолк-возрождение» , благодаря которому ирландская музыка стала известна далеко за пределами Зеленого Острова.
Музыка Шотландии. Противостояние Англии и Шотландии находит своё отражение в содержании шотландских народных песен. Развитие шотландской фолк-музыки географически может быть поделено на Хайланд, где английское влияние было незначительным, и Лоуланд, где оно было более явным. Также распространены песни, сопровождающие различные виды работ, особенно валяние сукна, и бофи-баллады (bothyballads; песни фермеров). Работники играли также инструментальную музыку. В бофи-группах играли на скрипках, губных гармошках, тин-вистлах. Ритм отбивался каблуками по ящику, в котором хранился овес. Текст вообще мог не иметь никакого смысла и состоял из набора ничего не значащих слогов. Это искусство было известно как «дидлинг» или «разговорная» музыка (puirt a beul; mouth music).
Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик» . В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» ( «Пиброх» ) и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки. Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства.
Музыка острова Мэн Мало что можно сказать по поводу характера музыки на острове Мэн до XV века. Существуют многочисленные резные кресты этой эпохи, на них чаще всего встречаются изображения двух музыкантов: исполнителя на луре, и арфиста. Песни этой эпохи, возможно, имели скандинавские корни, некоторые из них также похожи на ирландские и шотландские. Песня «Reeaghyn Dy Vannin» очень похожа на колыбельную с Гебридских островов. Самые ранние письменные доказательства свидетельствуют о скрипичной музыке, однако, в отличие от кельтской традиции арфа здесь не применялась. Церковная музыка XIX века является наиболее документированной мэнкской музыкой. Однако её популярность снижается к концу XX века. Народная музыка острова Мэн начала своё возрождение в конце XX века, наряду с общим возрождением мэнкского языка и культуры. После смерти в 1974 последнего носителя мэнкского языка, возрождение начинается с новой энергией.
Корнуоллская музыка известна своим подобием бретонской музыке. Некоторые старинные песни и гимны схожи с бретонскими мелодиями. Из Корнуолла было легче попасть в Бретань, чем в Лондон. Соответственно корнский и бретонский языки взаимопонимаемы. Между этими странами происходил интенсивный культурный обмен. Корнуоллские музыканты использовали множество традиционных инструментов. Документальные источники и корнуоллская иконография предполагают, что в позднем Средневековье использовались похожий на скрипку crowd, бомбарда (рожок)(hornpipe), волынка и арфа. К XIX столетию стали популярны бойран (crowdy crawn) и скрипка. В 1920 -х активно внедрялся банджо. После 1945 -го популярным стал аккордеон, в 80 -х он был присоединён к инструментам народного возрождения.
Бретонская музыка В отличие от островных ирландцев и шотландцев, бретонцы поселились на материке и в большей степени испытали культурное влияние европейских народов. Этим объясняется сложность и разнообразие бретонской народной музыки, в ней нет простых джиг и рилов, им скорее присущи позднесредневековые музыкальные формы, такие как гавот, например. Кан-а -дискан (kan ha diskan) — очень специфичная манера бретонского народного пения. Его суть состоит в перекличке между поющими. Характерные инструменты: биню-коз (biniou koz, традиционная бретонская волынка, использующаяся, как правило, вместе с бомбардой) и бомбарда (bombarde, старинный музыкальный инструмент, предок гобоя).
Уэльская музыка Пенильон — валлийская традиция, соединяющая инструментальную музыку и поэзию: арфист играет всем известную мелодию, то время как другой музыкант импровизирует, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с мелодией первого. Пенильон дожил до XX века, хотя мастерство импровизации постепенно забывается, и теперь под пенильоном подразумевают всего лишь переплетение двух разных мелодий, одну из которых поют, а другую — играют. Наиболее популярными инструментами в Средние века были арфа, кротта (смычковый струнный инструмент с пятью или шестью мелодическими струнами и большим числом бурдонных, вибрировавших для обеспечения длящегося аккомпанемента) и рожок pibgorn (язычковый музыкальный инструмент, состоящий из деревянной трубки и изогнутого раструба, сделанного из рога). В своё время были и волынки, но они вышли из употребления. Уэльская музыка испытала сильное влияние английской культуры. В настоящее время предпринимаются попытки по восстановлению старинных музыкальных форм и инструментов.