Музыка колов
• В православной Руси с любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. • Не случайно, что нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как в России.
«Вечерний звон»
Что мог слышать, на ваш взгляд, И. Левитан, изображая этот тихий уголок Родины? Вспомните песню «Вечерний звон»
Вечерний звон был частью родного края. Облик Руси с её церквами, колокольным звоном вызывает чувство очарования. Этот музыкальный образ дорог и близок русской душе.
Колокола были неотъемлемой жизнью и сельского пейзажа, и городской жизни.
Люди хорошо понимали язык колов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до самой смерти.
Под звон колов чередовались времена года, рассветы и сумерки. Колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.
Благовест - Звон в один большой колокол перед началом службы. Перезвон - Этот звон – символ печали (употребляется при похоронах, а также на страстной неделе). Переборы - Довольно скорые удары по 1 разу во все колокола (от самого маленького до самого большого). Погребальный - Медленные (до затихания звука) размеренные одиночные удары в колокол поочерёдно. Будничный - В будние дни с использованием малых колов (мелодичность рисунка, спокойный характер). Праздничный - 1. Великий - во все колокола с большим Малиновый - 2. Средний - во все колокола, но без большого 3. Красный – в несколько колов, без самых больших, в 5 -7 колов звонит 1 звонарь. Близок к «красному» , но только глубже, ровнее и мягче (звон в «отборные» колокола).
Чувства русского человека, чью душу наполняет благостный колокольный звон, хорошо выразил А. К. Толстой в стих-и «Благовест» Среди дубравы блестит крестами Храм пятиглавый с колоколами. Их звон призывный через могилы Гудит так дивно и так уныло! К себе он тянет неодолимо, Зовёт и манит он в край родимый! Далеко странствуя мечтой чудесною, Через пространства я лечу небесные, И сердце радостно дрожит и тает, Пока звон благостный не замирает!