Музей_1.ppt
- Количество слайдов: 32
Музееведение. Основные понятия. Структура История и историография Теория Исследуют историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также отражение всей этой проблематики в научной литературе и историю самой науки А. Общая теория музееведения Прикладное значение A. Научная методика охватывает все формы музейной деятельности. В. Теория B. Техника музейной документирования работы занимается проблемами, С. Теория тезаврирования проектирования музейных зданий, D. Теория коммуникации экспонированием музейных материалов, их консервацией и реставрацией. C. Организация музейного дела связана с вопросами менеджмента и маркетинга.
Античность. История собирательства и коллекционирования. • Древнегреческое слово «мусейон» (museion) в буквальном переводе означает «место, посвященное музам» , то есть святилище муз. • При поддержке Александра Македонского Аристотель собрал в Лицее первые зоологические и ботанические коллекции. • Александрийский мусейон насчитывал около 700 тысяч научных текстов мирового значения. • Завоеватель Афин Корнелий Сулла опустошил прославленный храм Зевса в Олимпии и собрал огромную частную коллекцию картин, статуй, предметов ДПИ. • В I в. до н. э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе.
Античность. История собирательства и коллекционирования. • • Сооруженная в 60 -е гг. в самом центре города Рима резиденция Нерона раскинулась на площади в 100 га и кроме дворцовых корпусов включала храм Фортуны, термы, нимфеи, виноградники, сады, рощи, луга со стадами домашних животных, зоопарки, а в центре ее находилось искусственное озеро с морской водой, окруженное строениями в виде морского порта. Здание виллы, построенное из бетона и кирпича, украшали мраморные облицовки, лепнина, мозаики, росписи, полудрагоценные и поделочные камни, слоновая кость. Дворец обильно покрывала позолота, отчего, как полагают, он и получил свое название — Золотой. Потолки в пиршественных залах были выложены пластинами из слоновой кости, которые вращались, рассеивая сверху цветы и благовония.
Античность. История собирательства и коллекционирования. • Вдали от городского шума и суеты была построена загородная вилла императора Адриана. • Здесь были разбиты сады, воздвигнуты здания для приемов и пиров, созданы библиотека Морской театр.
Античность. История собирательства и коллекционирования. • В 38 г. до н. э. в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей. • К началу IV в. н. э. , по подсчетам исследователей, в городе скопилось неимоверное количество открыто стоявших статуй: — 80 позолоченных, — 73 хрисоэлефантинных (выполненных из золота и слоновой кости), — 3785 бронзовых и бесчисленное количество мраморных.
Средневековье. История собирательства и коллекционирования. • Сокровища церкви могли храниться в обычных закрытых шкафах, но чаще всего находились в специальном помещении. • Церковно-славянское название этих строений — ризница, место для • Святые останки (мощи) хранения церковной утвари и риз (облачений помещали в специальные вместилища — реликварии священнослужителей).
Средневековье. История собирательства и коллекционирования. • В ряде западноевропейских стран светские сокровищницы дорогих предметов получили название «гардеробная» . • Cамым ярким представителем частных коллекционеров стал герцог Жан Беррийский. • Его гардеробная была помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства. • Он целенаправленно искал и приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил большие суммы за часословы-молитвенники. • Около 1380 г. специально для герцога был изготовлен золотой кубок весом 1, 93 кг, богато украшенный изображениями из разноцветной эмали. Ныне это выдающееся произведение носит название «Кубок французских и английских королей» .
Средневековье. История собирательства и коллекционирования. • Средневековые сокровищницы выступали и в роли своеобразных банков, аккумулированные богатства которых нередко изымались в случае финансовых затруднений. • При этом металл шел на переплавку, а драгоценные камни отдавалась под залог для получения ссуды. • К такой практике часто прибегали, например, французские короли во времена Столетней войны (1337— 1453).
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Ренессансные коллекции отличались неоднородным характером: в них соседствовали картины и минералы, скульптура и астрологические инструменты, античные древности и кокосовые орехи. • В XVI в. появились первые музейные учреждения, степень доступности которых зависела исключительно от воли владельцев. Одни открывали двери только для титулованных особ и придворных художников, другие более широкому кругу лиц. • К работе над этими экспозициями часто привлекались гуманисты, художники, выдающиеся архитекторы.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Коллекционеры называли помещения, где они экспонировали свои собрания, «галерея» и «кабинет» . • В немецком языке в качества синонима к слову «кабинет» использовалось слово «камера» . • Словом «антикварий» называли собрание античных древностей, преимущественно произведений скульптуры, и место для его экспонирования.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Содержимое студиоло предназначалось для уединенного созерцания самим владельцем и его ближайшим окружением. • На протяжении XV-XVI вв. студиоло эволюционировал от библиотеки и помещения для гуманистических занятий до декорированной сокровищницы, представляющей собой очень небольшие помещения.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Во многих из них не было дневного освещения, а коллекционные предметы нередко находились в стенных шкафах с глухими дверцами, украшенными аллегорическими изображениями. • Догадаться о том, что скрывают эти дверцы, можно было лишь разгадав тайный смысл аллегорий.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Одним из шедевров коллекции папы Юлия II стала скульптурная группа «Лаокоон» . • При папе Павле III по проекту Микеланджело начались строительные работы, которые связали в единый ансамбль Капитолийские дворцы и античную скульптуру. • К середине XVI в. Капитолийский антикварий пополнился новыми поступлениями, перерос в Капитолийский музей, где и сейчас хранятся дары Сикста IV.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Другим шедевром папской коллекции была статуя Аполлона работы Леохара (середина IV в. до н. э. ), дошедшая в мраморной римской копии. • Юлий II поместил во внутреннем дворике Бельведерского дворца, благодаря чему она и стала называться Аполлон Бельведерский.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. Непосредственное создание галереи Уффици связано с именем Франческо I (1541 — 1587), который, став великим герцогом тосканским, приступил к реорганизации семейных коллекций. Приглашенный для проведения дополнительных строительных работ архитектор Б. Буонталенти остеклил одну из лоджий верхнего этажа Уффици, названную «Галерея статуй» . В 1581 г. здесь разместились без какой-либо хронологической системы античные произведения, в частности 26 скульптур, подаренных Ватиканом, а также работы итальянских мастеров — Донателло, Микеланджело, Бандинелли.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Слово «кунсткамера» в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств» , но под «искусством» в данном случае подразумевались лишь необычные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. • В качестве природных редкостей иногда экспонировали и различного рода анатомические аномалии, встречающиеся у людей и животных.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • «Творения рук человеческих» • В кунсткамере эрцгерцога представляли в кунсткамерах Фердинанда II была золотая искусно сделанные предметы солонка, украшенная эмалью, из золота, серебра, кости, драгоценными камнями и дерева, янтаря, стекла, выполненная в виде чаши, по призванные обеим сторонам которой продемонстрировать умение расположены фигуры Нептуна и человека преодолевать Амфитриты. Ее создал по заказу трудности, которые возникают французского короля Франциска I при обработке природных прославленный итальянский материалов. ювелир Бенвенуто Челлини. • Это были хрустальные сосуды в виде фантастических зверей, оправленные в серебро раковины морских улитокнаутилусов, вазы, чаши и кубки из драгоценных металлов, которым придавали форму фруктов, животных, птиц людей.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. Среди образцов, облик которых не соответствовал существовавшим в то время представлениям о заурядном, было немало предметов одежды, быта и верований племен и народов Азии, Северной Африки, Америки. Например, особую гордость Фердинанда II составляли накидка и головной убор индейца из перьев птиц. При всей своей индивидуальности интерьер каждой из кунсткамер отражал типичные для своего времени принципы размещения предметов и организации внутреннего пространства.
Возрождение. История собирательства и коллекционирования. • Во второй половине XVI в. всеевропейскую известность приобрел кабинет естествоиспытателя Улисса Альдрованди (1522— 1605), занимавший несколько комнат его фамильного дворца в Болонье. • Прославленный исследователь поставил цель собрать, описать и проиллюстрировать все многообразие мира природы, при этом недоступные ему экзотические образцы он счел возможным заменить реалистическими живописными изображениями. • В течение 30 лет он пользовался услугами художников, не скупясь оплачивать работы дорогих мастеров. • К концу XVI в. в его кабинете находилось примерно 8 тыс. изображений флоры и фауны, 7 тыс. засушенных растений и 11 тыс. образцов животного мира, минералов и фруктов. Мебель для размещения коллекций заимствовалась из повседневного обихода и никакими особыми конструктивными отличиями не обладала.
Художественное коллекционирование в XVII веке. Эстетика дворцовых галерей диктовалась не просветительными, а репрезентативными целями. Следуя исключительно декоративному принципу, картины располагали на стене без наклона, рама к раме, несколькими рядами от потолка до пола. Подобно коврам они полностью закрывали стены, поэтому такая развеска живописи получила название «ковровая» , или «шпалерная» .
Художественное коллекционирование в XVII веке. По количеству живописных шедевров галерея Питти во Флоренции является одним из наиболее богатых музеев мира, но полнотой и цельностью собрание не отличается. Несмотря на то, что Медичи в XVI —XVII вв. обладали самым обширным в Европе собранием флорентийской живописи, и в их коллекциях были представлены почти все крупные мастера, для своей личной дворцовой галереи они отбирали лишь те произведения, которые наиболее удачно вписывались в ансамбль парадных апартаментов. Особое пристрастие к портретному жанру также свидетельствует о дворцовом происхождении галереи.
Концепция публичного музея в XVII веке. Первый английский публичный музей, созданный с научнообразовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получил название Музей Ашмола. Джон Трейдескант-старший, коллекции которого легли в основу этого музея, занимался разбивкой садов для короля Карла I и английских вельмож, поэтому в поисках редких и красивых растений часто ездил в зарубежные страны, попутно привозя и для себя экзотические экземпляры и различные раритеты.
Концепция публичного музея в XVII веке. Публичный музей национального масштаба появился в Англии лишь в XVIII веке. Его основателем стал врач и натуралист, президент Лондонского Королевского общества Хэнс Слоун (16601753). Один из самых образованных людей своего времени, он успешно совмещал научную карьеру с коллекционерской деятельностью, к которой питал истинное призвание. К концу своей долгой жизни Слоун собрал 43 тыс. книг и 7 тыс. рукописей, 12, 5 тыс. образцов растений и 334 тома гербария, огромное количество зоологических и минералогических образцов, 23 тыс. монет и медалей, свыше 80 тыс. произведений искусства, редкостей, предметов этнографии и инструментов.
Концепция публичного музея в XVII веке. В 1742 году в Дрезденской галерее экспонировалось 1938 картин. Настоящего расцвета Дрезденская галерея достигла при Августе III (1733— 1763), когда в ее собрании появилась большая часть произведений, принесших ей мировую славу. В 1754 г. в галерею поступила самая знаменитая ее картина — «Мадонна Сан. Систо» Рафаэля, ныне известная под названием «Сикстинская мадонна» .
Концепция публичного музея в XVII веке. К середине XVIII в. образовательные поездки в Италию — гран туры — стали считаться обязательными для художников, знатоков искусства, коллекционеров и представителей европейских аристократических кругов. В 1734 г. в Риме состоялось торжественное открытие папой Климентом XII Капитолийского музея. Его основу составили коллекции Капитолийского антиквария, а также полученные в дар коллекции древностей кардинала Алессандро Альбани.
Концепция публичного музея в XVII веке. Публичный музей национального масштаба — Музей Лувра — был создан в ходе революционных потрясений. Полностью облик Лувра сложился в XVII в. , когда появились его величественные корпуса вдоль Сены и вокруг «Квадратного двора» , была воздвигнута знаменитая восточная «Колоннада» по проекту К. Перро и декорированы грандиозные залы.