Мухина Вера Игнатьевна.ppt
- Количество слайдов: 62
Мухина Вера Игнатьевна 1889 -1953
• Скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947), пятикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Ученица К. Ф. Юона, И. И. Машкова и Э. А. Бурделя.
• Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге в купеческой семье. Детские и девические годы — с 1892 по 1904 год провела в Феодосии. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. • Окончив гимназию и переехав в Москву, училась живописи в студиях известных пейзажистов К. Ф. Юона и И. И. Машкова. .
• В 1912— 1914 годы жила в Париже, где посещала Академию Гранд Шомьер, обучаясь у известного французского скульпторамонументалиста Э. А. Бурделя. • Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса. • В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. • В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
В. И. Мухина. Скульптор А. Вертепов. 1914 г.
• Во второй половине 1910 -х Мухина работала в театре: она автор эскизов костюмов к спектаклям московского Камерного театра «Роза и Крест» , «Ужин шуток» , • в начале 1920 -х годов недолго занималась текстильным дизайном – созданием аксессуаров для женщин. • В 1923 году вместе с Александрой Экстер Мухина оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставке, проходившей в Москве.
В. И. Мухина. Эскиз костюма Бертрана к драме «Роза и Крест» . 1916.
Пламя революции. Эскиз памятника Я. М. Свердлову. 1922 -1923.
Проект памятника И. М. Загорскому. 1921 г.
Женский торс. 1927. Дерево
В. И. Мухина. Ветер. Бронза. 1926 -1927
Ветер. 1927 г.
В. И. Мухина. Крестьянка. Бронза. 1927.
• В 1927 г. Мухина выполнила статую "Крестьянка", которая в 1934 г на международной выставке в Венеции была отмечена 1 -й премией. • "Крестьянки", но здесь уже впечатление победы.
• Сюжет скульптуры прост: на тяжелых снопах уверенно и спокойно стоит крепкая русская женщина; сильные и тяжелые руки она сложила на груди; в осанке и выражении лица - сознание своего достоинства и успеха. Ее незыблемая устойчивость на земле подчеркнута соотношением объемов статуи, которые нарастают снизу вверх. Все объемы точно рассчитаны и производят впечатление монументальной значительности. "Крестьянка"
• Скульптурный талант Веры Игнатьевны раскрылся наиболее полно в 30 -е годы и в период Великой Отечественной войны, когда она сумела создать необыкновенно глубокие по силе индивидуальной характеристики и гармоничные по объему скульптурные портреты (например, портреты Б. Юсупова, Н. Бурденко, А. Крылова). А ее "Крестьянкой" и сегодня можно любоваться в Государственной Третьяковской галерее.
• В 1938— 1939 годах Вера Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу» , «Пламя революции» , «Море» , «Земля» , «Плодородие» , «Хлеб» (1939) — единственная осуществлённая композиция, остальные были воссозданы по эскизам после смерти автора.
В. И. Мухина. Хлеб. Бронза. 1939
Узбечка с кувшином. 1933 г. Фигура для неосуществленного проекта "Фонтана национальностей" в Москве.
• Колхозница Матрена Левина. 1928 г.
В. И. Мухина. Портрет сына. 1934 г.
В. И. Мухина. Портрет доктора А. А. Замкова. Мрамор. 1935.
В. И. Мухина. Портрет архитектора С. А. Замкова. Мрамор. 1935
Сергей Андреевич Замков. 1934 г.
• В 1929 году Мухина создает один из лучших своих памятников - памятник М. Горькому для города, носящего имя. Четким силуэтом читается чуть вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу родной Волги. • Характерный взмах головы довершает созданный скульптором образ "буревестника революции", вышедшего из народа писателя-бунтаря. • В 1930 -х годах Мухина работает и в мемориальной скульптуре: особенно удачно решено ею надгробие М. А. Пешкова (1935) с вырубленной из мрамора в полный рост фигурой с задумчиво склоненной головой и заложенными в карманы брюк руками.
В. И. Мухина. Надгробие М. А. Пешкова на Новодевичьем кладбище в Москве. Камень. 1935.
В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. Нержавеющая сталь. 1937.
Проект М. Г. Манизера В. А. Андреева Проект И. Д. Шадра
Проект М. Г. Манизера
ТИРАНОУБИЙЦЫ
• Она создала также эмоциональнолирические надгробия сына Горького М. А. Пешкова (1935) и Л. В. Собинова (1940 -1941; обе работы — мрамор, Новодевичье кладбище).
Памятник Л. В. Собинову на московском Новодевичьем кладбище. Фотография 2006 г.
• В годы Отечественной войны В. И. Мухина создала ряд скульптурных портретов гражданских лиц, вошедших в историю нашей страны. • 1941 -ым годом датирован скульптурный портрет знаменитой русской балерины Галины Улановой. • В 1942— 1943 годах был создан портрет хирурга Н. Н. Бурденко. Скульптору удалось выявить знаменательные черты этого выдающегося врача. Из глубины усталых от напряжения глаз на вас смотрит человек, переживший тяжелую годину войны.
Галина Уланова. 1941 г.
Марина Семенова. Гипс. 1941.
Портрет хирурга С. С. Юдина. 1940 г.
Николай Нилович Бурденко. 1943 г. Гвардии-лейтенант , летчик-истребитель Екатерина Васильевна Буданова (1916 -1943)
• в 1942 году Мухина создала три скульптурных портрета: полковника Б. А. Юсупова, И. Л. Хижняка и "Партизанка". Эти первые военные произведения скульптора характеризовали не только внутренний мир отважных защитников Родины, но, вместе с тем, давали обобщенный образ героев. "Волна небывалой войны, — говорила Мухина, выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать честью для себя
Полковник Барий Абдуллович Юсупов. 1942 г. Полковник Иван Лукич Хижняк. 1942 г.
Партизанка. 1943 г.
• В 1945 году Мухина создает портрет выдающегося кораблестроителя А. Н. Крылова. Математик и инженер — образ обаятельного талантливого человека, наделенного глубокой мыслью и силой духа. • В 1947 году Мухина работает над портретами дважды Героев Советского Союза Н. Г. Столярова и А. В. Ворожейкина. • Как известно, Мухина много и плодотворно трудилась над применением в пластическом искусстве самых разнообразных материалов. Она с такой же страстностью увлекалась деревом и стеклом, изыскивая новые формы пластического выражения своих идей.
В. И. Мухина. Академик А. Н. Крылов. 1945. Дерево
• Так в 1947 году на выставке в Государственном Русском музее она показала портрет ученого Н. Н. Качалова, отлитый из матово-голубого стекла. Наряду с портретами В. И. Мухина продолжает работать над созданием новых памятников. Так, в Нижнем Новгороде и Москве в 1951— 1952 годах сооружается памятник А. М. Горькому, а затем (уже после кончины скульптора), в 1953 г. в Москве по ее проекту устанавливается памятник П. И. Чайковскому.
Николай Николаевич Качалов. Стекло. 1947 г.
Мухинские вазы
Памятник П. И. Чайковскому. 1945 г.
В. И. Мухина. Мир. 1953 г. Купол планетария в Сталинграде.
"Требуем мира!" 19501951 гг.