МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.pptx
- Количество слайдов: 22
МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
аль-Джазира аль-араб «остров арабов»
Основоположник ислама пророк Мухаммад (570— 632)
Коран- «Священное писание» РУБ АЛ ХИЗБ(60) ДЖУЗЫ(30) КОРАН Мединские(24) Мекканские(90) 114 сур Аяты (стихи) Рукуа (разделы)
Музей Исламской цивилизации(АОЭ) Иран 12 в(оригинал)
Музей Исламской цивилизации(АОЭ) Мекка 16 в(оригинал)
Сунна- «Священное Придание» собрание рассказов (хадисов) из жизни Мухаммада, дающие ответы на все вопросы личной и общественной жизни человека.
Теоретические корни мусульманской философии Античная философская традиция. Раннехристианская философия. Иудаизм Примитивные арабские этико правовые нормы.
Формы мусульманской философии Калам (VII-XV) Мусульманский перипатетизм (IX-XII) Суфизм (VIII—IX)
КАЛАМ( «БЕСЕДА» ) Основные черты: Попытка рационализировать религиозные идеи ислама Мусульманская схоластика Двойственное отношение к античной философии
Этапы: Ранний этап (конец VII — начало VIII вв. ) Мутазилистский этап (VIII — середина X вв). Классический этап (XIII—XIV вв. ) Период упадка (XIII— XIV вв) Поздний период (XV в)
Ранний этап полемика с представителями иудаизма и христианства проблема больших и малых грехов проблема божественного предопределения
Мутазилитский этап Проблема истолкования Корана Единство Бога и его атрибутов Проблема первого творения Атомизм
Классический период
Представитель Основной труд Философ. воз зрения Онтология/ Гносеология Абу ль Хасан ал Ашари 873/874 г. 935/941 «Одобрение занятий каламом» • Против буквального и свободного истолкования Корана • Против фатализма • Против волюнтаризма Отрицал вечность мира и наличие в нем объективных закономерностей Отрицал наличие причинно следственных связей Есть только «привычка» Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ал Газали 1058/1059 г. 1111 г. «Цели философов» «О провержение философов» выступал с крити кой Аристотеля, ал Фараби и Ибн Сины • Религиозная концепция творения мира Богом из ничего • Мир ограничен во времени и пространстве пространство и время не есть объективно существующие характеристики бытия. • Душа бессмертна(в виде идей) • Лучший способ познания погружение в свою душу
Период упадка — XIII— XIV вв. Это время монгольского нашествия, когда развитие мусульманской культуры и философии затормозилось. Поздний период — XV в. В поздний период развитие калама шло в основном в рамках мисти ческой, и прежде всего суфийской, философии.
Мусульманский перипатетизм ВОСТОЧНЫЙ (IX— X вв. ) Ибн-Сина (Авиценна ) 980— 1037. ЗАПАДНЫЙ (X—XII вв. ) Ибн-Рушд (Аверроис ) 1126— 1198
Представитель Основные труды Ибн Сина (Авиценна) «Канон врачебной науки» «Книга исцелений» Ибн Рушд (Аверроис) Философское воззрение Онтология/ Гносеология • Мир эманация Бога, существующего вне времени • Божественная деятельность как мышление Бога о самом себе • Проблема универсалий • Учение о душе • Учение о разуме развивает идеи перипатетизма и частично неоплатонизма, синтезиро ванного с • Проблема знания «Опровержение мусульманским опровержения» и веры( «концепция «Согласие религии вероучением. двух истин» ) и философии»
Ибн-Сина (Авиценна) Учение о разуме Высший путь познания — это божественное озарение разу МИР ВЕЩЕЙ м разум РАЗЛИЧИЕ ОБЩЕЕ МИРОВОЙ УМ
Ибн-Сина (Авиценна) Учение о душе Душа человека бессмертна Вид души Растительная Имеется у растений животных людей Основные функции питание, рост, размножение Животная животных движение, людей восприятие Разумная: а) практической силы; б) умозрительной силы человек чувственное а) связывает разум с телом; б) занимается познанием форм (сущностей)
Ибн Рушд (Аверроис) Учение о двух истинах УЧЕНЫЕ ФОЛОСОФСКАЯ ОТКРЫТИЕ ЛЮДИ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ
Суфизм(VIII—IX) Мистическое течение Главная цель слияние с Богом, что может быть достигнуто благодаря любви к Богу и его интуитивному постижению в состоянии экстаза(Ибн Араби (1165— 1240))
МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.pptx