С2 ГИА 2013. О чтении.pptx
- Количество слайдов: 27
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края Готовимся к ГИА 2013. Сочинение рассуждение на основе прочитанного текста (С 2). Часть 10 О ЧТЕНИИ, ПИСАТЕЛЕ И ЧИТАТЕЛЕ Работа учителя русского языка и литературы Н. Г. Харлановой 2013 год
КАКИЕ ЦИТАТЫ МОГУТ БЫТЬ НА ГИА. НАПОМИНАЕМ: В КАЖДОМ ВАРИАНТЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ БУДЕТ ДАНА ОТДЕЛЬНАЯ ЦИТАТА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И СПЕЦИФИКЕ КОНКРЕТНОГО ТЕКСТА.
О ЧТЕНИИ, ПИСАТЕЛЕ И ЧИТАТЕЛЕ
А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. М. И. Цветаева Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина
Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц Язык есть. . . необходимое выражение дара слова. . . Ф. И. Буслаев
Немного теории…
Текст, особенно текст художественный, предполагает сотрудничество автора и читателя. Чтение – прежде всего сотворчество. Надо научиться разгадывать тайны, оставленные автором за строкой, стать соавторами, погрузиться в мир, созданный писателем, поэтом, публицистом.
Писатели часто говорят о сотворчестве, о жажде общения с Настоящим читателем. Его называют еще Понимающим, Умным, Хорошим читателем. Немногие осознают, что книга это "праздник, который всегда с тобой", что от слова можно испытывать такое же наслаждение, как от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком. Именно поэтому нам так хочется стать Читателем… Когда автор приступает к созданию литературного произведения, он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства. Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его "личность" в широком смысле слова.
Некоторые из вас не любят читать. И мы знаем, почему. Потому что не умеют. Не умеют не в смысле техники чтения, то есть самого процесса, когда бук вы складываются в слова, а в другом, высоком смыс ле этого слова. Видеть гармонию, восхищаться, удивляться, смеяться и плакать над страницами книги, познавать мир и себя всему этому можно научиться, хотя это и трудно. Но не бойтесь трудностей, ведь, когда вы в детстве учились читать и писать, у вас они тоже были, но сейчас вы наверняка не жалеете, что их преодолели. Неужели было бы лучше остаться не грамотным? . .
Внимание к слову В деле понимания текста есть один "столп", на котором все держится и который, по большому счету, не зависит от типа текста. Это знание слов и внимание к каждому отдельному слову. Мы должны прежде всего знать, понимать слова, которые употребил автор, иметь с автором более менее общий лексикон, общий словарь. Не зная отдельных слов, мы рискуем либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его смысл.
Настоящий Читатель понимает язык, которым "разго варивает"с ним художественный текст, то есть видит сигна лы, которые тот ему посылает, и умеет эти сигналы улавли вать и объяснять. Представьте себе, что художественный текст это "шифровка", посланная с другой планеты (или из другого времени — это неважно). А ваша задача — разобраться в том, что же именно "зашифровал" автор.
Писатели активно используют свойство знаков пре пинания выражать смысл, уточнять его или даже менять на противоположный. При этом они рассчитывают, естес твенно, на в н и м а н и е читателя к з н а к а м п р е п и н а н и я на соблюдение , той интонации, которую подсказы вают знаки, на точное следование смысловым указаниям, ради которых знаки и ставятся. Читатель, не обращающий внимания на знаки (в том числе и знаки препинания), которые ему подает текст, может только исказить авторскую позицию. Чтобы ваше чтение было точным, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания. Чтобы осуществить авторский замысел, нужно "играть по нотам", следовать указаниям знаков препинания.
Есть еще одна разновидность "сотрудничества" писателя и читателя, их сотворчества: поэт предлагает нам уви детьто, о чём пишет автор, как картину, в буквальном смысле этого слова. Зрительное восприятие текста при чтении не единственная возможность понять произведение. Можно подключать не только зрение, но и другие органы чувств… Включение зрительных, слуховых и других ощущений может оказаться прямо необходимым для понимания идеи текста.
Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст. Художественные средства это как бы материал, из которого "сделана" художественность. Искусство предполагает передачу какой то особой информации, каких то особых смыслов, которые нельзя передать ничем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. "Особый смысл" любого произведения искусства состоит не в том, что автор описывает, а в том, как он это делает. Эта мысль, между прочим, принадлежит вовсе не нам, а Пушкину: "Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает".
Поэт первой поло вины XX века Семен. Кирсанов писал: Я ставлю сущность выше слов, Но верьте мне на слово: Смысл не в буквальном смысле слов, А в превращеньях слова. Превращенья это тропы. И шире вообще любые "приемы". Метафора, синекдоха, эпитет , параллелизм, инверсия, анафора. . . Смысл текста как раз и надо искать в его художественных средствах, в "превращеньях" его языка, в том, как "стихотворец описывает", какие "сцепления" для него важны и какой именно "лабиринт" этих сцеплений он выстроил для читателя.
Тропы и стилистические фигуры, а также рифма это самые заметные способы скрытого «диалога» с читателем. Они на поверхности и потому сразу бросаются в глаза. На самом же деле все обстоит гораздо сложнее: изменения происходят и внутри самого слова, в его значении, хотя внешне это никак не выражается. Поэтому к слову в художественном тексте нужно внимательно приглядываться независимо от того, "троп" оно или "не троп".
Если вы читаете умные и добрые книги и если вы вжи ваетесь в них, "примеряете на себя" то, что переживают действующие лица, "сверяете" себя с тем, о чем про читали, это, бесспорно, значительно обогащает ваш жиз ненный опыт. Надо уметь «вживаться в то, о чем вы читаете. Для этого необходима работа вашего собственного ума, ваших собственных душевных сил, ваше умение оценить самого себя как участника сложной ситуации, принимающего ответственные решения. Спрашивайте себя: для чего автор создал это произведение? Что он хотел сказать людям? Обязательно наступит момент, когда вы это поймете.
Пишем сочинение
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания Марины Ивановны Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. И. Цветаевой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант № 1201 (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. . (2)А где вас ранило? спрашивали ребята. (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли. (5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7) Какое это было счастье полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом. . . (8) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. (9) Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом. (15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали. (25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (ЗО)Дети, маленькие мужики школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других юность, у третьих жизнь. (По Л. Улицкой)* * Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г. ) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Сочинение Часто на уроках литературы мы слышим от своего учителя: «Ты совершенно не умеешь читать!» Мы недоумеваем: как это не умеем? Читаем, и довольно быстро. Но просто складывать из букв слова, пробегать глазами строки – ещё не значит уметь читать, ведь текст, особенно текст художественный, предполагает сотрудничество автора и читателя. Именно это, наверное, имела в виду М. И. Цветаева, говоря: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов» . Как же извлечь это «тайное, загадочное» ? Надо быть очень внимательным к слову, к знаку, к тем изобразительным средствам, которыми пользуется автор. Посмотрим, какие тайны можно открыть, читая текст Л. Е. Улицкой.
Л. Улицкая рассказывает о молодом учителе, приехавшем после фронта и окончания университета преподавать в сельскую школу. На войне он потерял руку, преодолел много трудностей и после Победы. Изжить из памяти ужасы войны ему помогла литература. В предложении № 7 писательница пишет: «…. полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом. . . » Метафора «чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом. . . » и многоточие, поставленное в конце предложения, показывают, каким долгим и трудным был путь возвращения к себе. В предложении 28 два слова привлекли моё внимание: «впроголодь» и «обнищали» . Не «голодали» , не «обеднели» , а именно «впроголодь» и «обнищали» ! Эти слова помогают понять, как тяжело жилось в послевоенное время. Чтобы стать настоящим читателем, надо научиться разгадывать тайны, оставленные автором за строкой, стать соавторами, погрузиться в мир, созданный писателем.
С2 ГИА 2013. О чтении.pptx