Скачать презентацию Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа 81 Скачать презентацию Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа 81

3c62d59019093c69adc261c1d6b435d7.ppt

  • Количество слайдов: 13

Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 81 Творчество В. Я. Брюсова Выполнил: Ученик Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 81 Творчество В. Я. Брюсова Выполнил: Ученик 11 А класса Фалалеев Никита г. Екатеринбург 2009 г.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед. БРЮСОВ Валерий Яковлевич русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед.

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Родители мало Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма» , поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу, среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы» , книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи. При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях. В частную гимназию Ф. И. Креймана был принят сразу во 2 класс. На втором году создаёт журнал «Начало» , где впервые осознаёт себя литератором. В 1889 он выпускает рукописный «Листок V класса» , в котором обличает гимназические порядки. Из за этой статьи у него обостряются отношения с администрацией, вследствие чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта. В это же время, Брюсов переживает ряд первых юношеских увлечений. Особенно сильный след в его душе оставила любовная связь со скоропостижно скончавшейся в 1893 г. Е. А. Масловой, которой он посветил множество стихов и последние главы повести «Моя юность» (героиня Нина).

В 1893 -1899 г. Брюсов учится на историкофилологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии В 1893 -1899 г. Брюсов учится на историкофилологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница. Брюсов увлекается произведениями французских символистов. В 1893 году он пишет письмо Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. (Конец столетия)» , в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо.

творчество Творческий путь Брюсова распадается на четыре периода. Первый период складывается в 90 гг. творчество Творческий путь Брюсова распадается на четыре периода. Первый период складывается в 90 гг. когда Брюсов организовал группу молодых поэтов и выпустил три сборника «Русские символисты» . В них он дает образцы «новой поэзии» . Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Шедевры» . Для раннего творчества Брюсова характерна тема борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов. При этом Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы.

Например: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые Например: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине… В следующем сборнике — «Это я» . Автор всё ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от «внешнего» мира, грязного, ничтожного, ненавидимого поэтом. Этот период сам Брюсов впоследствии называл «декадентским» .

Второй период творческого пути отмечен четырьмя сборниками стихов: «Tertia Vigilia» ( «Третья Стража» , Второй период творческого пути отмечен четырьмя сборниками стихов: «Tertia Vigilia» ( «Третья Стража» , 1900), «Urbi et Orbi» ( «Городу и Миру» , 1903), «Stephanos» ( «Венок» , 1906) и «Все напевы» (1909). Поэзия Брюсова этого времени свидетельствует о значительных изменениях в его мировосприятии и эстетике. Он обращается к древности. Брюсов искал в далёком прошлом образец личности яркой, поднимающийся над обыденностью, могущей стать идеальным примером для современности. Вдохновителями Брюсова явились, скифы, ассирийский царь Асархаддон, Орфей, Кассандра, Александр Великий, Клеопатра, Данте, викинги. В дальнейшем мифологические темы затухают, уступая место идеям урбанизма, — Брюсов воспевает темп жизни большого города, его социальные противоречия, городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный в кучи грязный снег. Апофеозом является стихотворение «Конь Блед» . В нём перед читателем предстаёт полная тревоги, напряжённая жизнь города. Город своими «грохотами» и «бредом» стирает надвигающийся лик смерти, конца со своих улиц — и продолжает жить с прежней яростной, «многошумной» напряжённостью. Именно после выхода «Urbi et Orbi» Брюсов становится признанным вождём русского символизма.

Третий период появился в годы реакции. Поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего Третий период появился в годы реакции. Поэзия Брюсова уже не поднимается до высокого жизнеутверждающего пафоса «Венка» . Перепеваются старые мотивы, усиливается тема усталости, одиночества ( «Умирающий костёр» , 1908; «Демон самоубийства» , 1910, и др. ). Но и в этот период творчества ( «Зеркало теней» (1912), «Семь цветов радуги» (1916), «Девятая камена» (1916 - 1917), «Последние мечты» (1920)) поэт продолжает славить человека - труженика, дерзкого искателя и созидателя, верит в будущее торжество революции. В 1900 -1916 гг. Брюсов являлся одним из руководителей издательства "Скорпион". В 1904 -09 гг. - фактическим редактором журнала "Весы", а после закрытия журнала - с сентября 1910 года возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль". В период первой мировой войны пять месяцев пребывал на фронте в качестве военного корреспондента от одной из самых распространенных русских газет "Русские ведомости". В. Я. Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию. В 1917 -19 гг. возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек, а в 1920 году вступил в Коммунистическую партию. А уже через год создает и возглавляет Высший литературно-художественный институт - предтечу Литературного института(ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).

Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвёртый, последний период его литературного пути. Некоторые стихи являются восторженными Послеоктябрьские стихи Брюсова открывают четвёртый, последний период его литературного пути. Некоторые стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю» ; в отдельных своих стихах он славит революцию например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — в частности, «Работа» , «Отклики» , «Братьям-интеллигентам» , «Только русский» . Несмотря на все свои стремления, Брюсов не смог стать частью наступившей эпохи. В 1920 -е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Спеши!» , (1924)) он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, рваный синтаксис, неологизмы. В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (стих. «Дом видений» ). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам» ; представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.

Брюсов в разных жанрах Брюсов пробовал свои силы во многих литературных жанрах. Проза Наиболее Брюсов в разных жанрах Брюсов пробовал свои силы во многих литературных жанрах. Проза Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» (описывающий жизнь Древнего Рима) и — в особенности — «Огненный ангел» . В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи. Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь ( «Ночи и дни» , сборник «Земная ось» , 1907), значительно слабее романов; в них Брюсов отдаётся «философии мига» , «религии страсти» . Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши» , в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860 -х годов. Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды» , рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная» , антиутопия «Республика Южного Креста» (1904— 1905).

Переводы лирики Эдгара По, 1924 Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он Переводы лирики Эдгара По, 1924 Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Виктора Гюго, Расина, Мольера ( «Амфитрион» ), Байрона, Оскара Уайльда ( «Герцогиня Падуанская» , «Баллада Рэдингской тюрьмы» ). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910 -х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней» , за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский лингвистический университет.

В. Я. Брюсов был очень плодовитым автором. Наглядным примером этому может служить тот факт, В. Я. Брюсов был очень плодовитым автором. Наглядным примером этому может служить тот факт, что, когда ему было сорок лет (срок по литературным понятиям отнюдь не зрелый), издательство "Сирин" приступило к выпуску 25 -томного собрания его сочинений, куда вошли поэзия и драмы, рассказы и романы, литературнокритические статьи и переводы (правда, издание было не завершено).

Умер В. Я. Брюсов в Москве в 1924 году, похоронен на Новодевичьем кладбище, но Умер В. Я. Брюсов в Москве в 1924 году, похоронен на Новодевичьем кладбище, но его творческое наследие до сих пор еще окончательно не собрано. В настоящее время (2009) полное собрание сочинений готовится издательством «Наука» .