9a3283f46cd461c7da15bd39c9771c31.ppt
- Количество слайдов: 14
Муниципальное образование «Селтинский район»
• С. Селты - одно из древнейших сел Удмуртии и располагается в западной части Удмуртской Республики. Его история богата на события и людей и насчитывает более 414 лет (хотя по другим источникам село появилось еще раньше). • Население рассчитывает 13 103 человека. Национальный состав: • - удмурты – 58, 4%, • - русские – 39, 4%, • - татары – 0, 4 %, • - другие национальности – 2, 2 % (чуваши, армяне, азербайджанцы, уйгуры и т. д. ). • Религиозный состав следующий: • - РПЦ – до 260 чел. , • - христиане веры евангельской - пятидесятники (Церковь Филадельфия) – 80 чел. , • - РПЦЗ – около 30 чел. • «Деревня моя, деревянная, дальняя» … Оказывается, деревня произошло от слова «дерево» - все дома в деревне были деревянные. Вот и наше село Селты начиналось с нескольких деревянных домов. Потом появилась первая улица. Затем их становилось все больше и больше… • Первыми кирпичными зданиями в районе были храмы: Царево. Константиновский в с. Селты, Вознесения господня в с. Узи, Святой Троицы в с. Валамаз. Всего в районе было 8 церквей. Но подробнее остановимся на истории этих трех.
с. СЕЛТЫ Царево-Константиновская церьковь фотография с картины селтинского художника Лукьянова А. А.
На территории нынешнего Селтинского района в прошлом веке были построены и действовали восемь церквей: в Селтах, Копках, Уть-Сюмсях, Андреевцах, Халдах, Узях, Валамазе и Старой Монье. Первое упоминание о церкви в Селтах относится к 1839 году. Называлась она Сергиевская и была деревянной. В приход входило 22 селения. Ранее здесь была только часовня. Интересна легенда о чудотворной иконе из Селтинского Дома божьего, которая ходила в народе еще до революции 1917 г. Якобы, в одно прекрасное летнее утро жители села увидели в поповском саду на высокой сосне красующуюся в лучах солнца икону божьей матери в золотой оправе. Священники с крестным ходом сняли эту икону и возвратили ее на иконостас в храме. Однако через некоторое время икона опять ушла из церкви на ту же сосну. Это было объявлено чудом из чудес, божьим гневом. Приехавшее из города Вятки высшее духовенство вместе с губернатором и местными богатеями решило построить на угодном этой чудотворной иконе месте новую церковь. В присутствии тысяч верующих прихожан, с большим молебствием с сосны была снята “святая” икона и установлена в новой церкви на иконостасе среди других икон. С тех пор, как гласит сказание, и шел христианский народ из глухих далеких мест в Селтинскую церковь “богу молиться, кресту поклониться, поцеловать святую икону”. Самостоятельный приход связан с отделением Селтинского от Мултанского прихода в 1845 г. Церковь переименована в Митрофановскую в честь святителя и чудотворца Митрофана, епископа Воронежского и освящена 18 ноября 1846 года (теплая церковь), а в 1848 году освящена холодная церковь в честь Св. Пророка Илии. В Селтинский приход отчислено 30 селений и причта из священника, дъякона, дъячка и пономаря. Однако священник служить в приходе не стал из-за отсутствия жилья. Пророко-Ильинская церковь перевезена из Мултана в 1846(8) г. духовенство Мултана сначала уступало церковь с утварью за 500 рублей, но по убеждению миллионера протоиерея Иосифа впоследствии от замысла и денег отказалось. Мултанцами был дан такой отзыв: ”. . . что мы деньги 500 рублей, желанные получить в церковную казну за старую церковь, по недостатку тех прихожан, которые намерены перенесть оную в дер. Селты, не нуждаемся взыскивать потому более, что оная церковь выстроена не прихожанами, а Казанской конторой”. Эта церковь числилась по клировым ведомостям до 1904 г. 17 января 1846(8) года Мултанская причта рапортовала благочестивому о переводе церкви в Селты. Перевозимая церковь была снабжена в достаточном количестве почти всеми необходимыми церковными принадлежностями и утварью. В 1871 году в Селтах была построена новая каменная церковь на средства Елабужского купца I гильдии Чернова Ф. Г. (10 тыс. руб. серебром) Название вернули старое - Митрофановская. В ней было три престола. Первый престол освящен 11 ноября 1871 г. в честь Св. Митрофана, епископа Воронежского, второй престол освящен в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 13 ноября 1872 г. Холодный храм освящен 8 октября 1879 г. во имя Св. Равноапостальных царей Константина и Елены. При церкви служили священник, дъякон, два дъячка. Земли при церкви не было. В приход входило 27 селений. Прихожан насчитывалось 2247 мужского пола и 2353 женского. В 1869 году в селе была открыта церковно-приходская школа, а в 1877 г. земская школа на 78 ученических мест. Новое название церковь в Селтах получила в 1879 году (по случаю покушения на царскую семью) и стала называться Царево-Константиновская (до 1939 г. ). Хотя, по другим документам сказано, что Главный престол освящен в 1910 г. и стал носить новое название с этого времени. Царево—Константиновская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 января 1939 г. , но служба проводилась до 1955 г. Затем храм разрушили, а кирпичи использовали на строительство льнозавода. На месте разрушенной церкви был построен деревянный кинотеатр «Луч» .
с. УЗИ
.
Церковь построена в 1825 году, строительство велось на протяжении трех лет. Но не возвышаться бы ей в селе Узи, а стоять, может быть, в Глазове или Тюмени, если б не счастливая случайность. Вспоминают старожилы, что остановился на отдых в Ямской человек, везший проект церкви куда-то дальше по Сибирскому тракту. В Узях встретили его хлебосольно, подпоили и выкупили чертежи. В строительство, вспоминают, включилось все население. Поставили фундамент, на осадку которого определяли два года, затем за год возвели стены. Получились они очень прочные, так как в раствор для кладки добавляли яйца. И кирпич обжигали сами, используя глину, которую брали здесь же, у церкви. Большую помощь в строительство храма внес богатый крестьянин Иван Тарбеев. Приход был открыт по его ходатайству в 1826 г. Люди просили епископа Вятского Амвросия закрыть село Старые Зятцы в 13 верстах, а открыть село в Узях на Сибирском тракте. Мотивация казалась весьма милосердной и убедительной. По Сибирскому тракту очень редки селения. Идущие по тракту арестанты умирают без напутствия”. Для строительства храма узинцам была рекомендована, как образец, постройка Никольской церкви в Вавоже. В Узях ее воспроизвели по чертежам С. Е. Дудина. В Вавоже церковь не сохранилась и была уничтожена в 1950 -х годах, поэтому узинская постройка приобретает выдающееся значение. Ничего подобного во всем архитектурном наследии Удмуртии более не встречается. Здесь оригинально соединились вятское барокко, ранний классицизм и русский романтизм. Самый первый - левый придел теплого храма освятили в 1826 году во имя Михаила Архангела, а через четыре года - правый, во имя Рождества Христова. Главный холодный храм освятили только в 1843 году во имя Вознесения Господня, так как огромных затрат требовал высокий резной иконостас. до этого года церковь называлась Михайло-Архангельская. В ризнице и на престоле храма с. Узи имелись свои редкости: серебряный потир 1784 года и печатные евангелия 1760 и 1796 годов. На колокольне висели чудо-колокола. Большой “Воскресный’ в 24 пуда отлили на заводе Бакулевых в 1902 году. Его украсила надпись: ”Благовествуй земле радость велию хвалите небеса Божию Славу. Колокол «Полиелей» в 103 пуда отлит там же в 1854 году и сопровождался надписью”Сосижду церковь мою и врата адова не одолеют его’. Все семь узинских колов уничтожены в 1930 году по настоянию воинствующих безбожников - общественной организации при обкоме ВКП(б). Храм обслуживал более 50 населенных пунктов. Большую часть населения составляли новокрещеные, причем последний язычник крестился в 1850 году. В 1841 году иерей Иоанн Капачинский организовал здесь первую школу, ставшую в 1869 году земской. В 1895 году открыта женская церковноприходская школа. Храм Вознесения Господня прекратил свое существование на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 26 декабря 1940 года.
с. ВАЛАМАЗ
1
В глубинке Удмуртской Республики стоит удивительной красоты русский православный храм - Валамазская церковь Святой Троицы. Приход с. Валамаз открыт по определению Св. Синода от 9 (31)1 декабря 1845 г. В его состав вошли 18 населенных пунктов. Церковные службы совершались в молитвенном доме. Проект храма был составлен в 1855 г. Примерно с этого же времени начинается строительство храма с небольшой деревянной церковью на самом высоком и видном месте села. Первая деревянная церковь была построена в 1847 г. на средства прихожан с одним престолом и освящена 3 ноября 1847 г. во имя Святой Троицы. В 1863 году вследствие маловместительности эта церковь была разобрана, кроне алтаря, и построена новая деревянная более обширная церковь во имя Св. Троицы. Эта церковь существовала до окончания строительства каменного храма и в 1899 г. перевезена во вновь открытое с. Монья Малмыжского уезда. В это время церкви было отведено 48 десятин пахотной и 17 десятин сенокосной земли. Каменный храм построен в 1893 - 1894 году ( по другим источникам в 1896 г. ) а средства прихожан, Елабужского комитета Ф. Г. Чернова и материальной помощи г. Бердинского и освящен 12 декабря 1896 г. в честь Св. троицы. Именно в это время везли колокола из Глазовского уезда на подводе, запряженной 12 парами лошадей. Звон тех колов раздавался в округе на 25 -30 километров. Последний печальный звон колов люди слышали в 1935 г. Именно в этом году церковь была закрыта. Колокола разбивали в течении З дней. Одна из старых женщин вспоминает: ”Каждый удар по колоколу раздавался как удар по сердцу’. В селе 12 марта 1862 г. открыто приходское училище, 9 декабря 1877 г. - церковноприходское попечительство. Свято-Троицкая церковь бездействовала с 1937 года. Здание ее было занято под склад “Заготзерно”, хотя юридически церковь закрытой не являлась. В 1991 году церковь ожила, но ненадолго, всего на несколько месяцев. По невыясненным до сих пор обстоятельствам погиб священник отец Василий. В апреле 2009 года состоялось незабываемое для жителей Селтинского района и Удмуртии событие – открыта отреставрированная церковь. Хочется надеется, что с возрождением Храма Святой Троицы произойдет и возрождение села, культуры, всех тех ценностей, которые отличают православного человека.
Часовня Ксении Петербуржской (частные владения)
РПЦЗ в Селтинском районе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
9a3283f46cd461c7da15bd39c9771c31.ppt