Скачать презентацию Мудрецом или мыслителем можно назвать только тех кто Скачать презентацию Мудрецом или мыслителем можно назвать только тех кто

Проблема знания в философии Абая.pptx

  • Количество слайдов: 9

"Мудрецом или мыслителем можно назвать только тех, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до создания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду «- 38 слово ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ АБАЯ

АБАЙ КУНАНБАЕВ (10 авг. 1845— 6 июля 1904) — казахский поэт просветитель. Учился в АБАЙ КУНАНБАЕВ (10 авг. 1845— 6 июля 1904) — казахский поэт просветитель. Учился в семипалатинском медресе. Познакомившись с русской поэзией, с идеями революционных демократов, А. К. призывал свой народ к просвещению, к освоению передовой русской культуры. В стихах и прозаических «Назиданиях» А. К. переплетаются убежденность в премудрости бога и стихийно диалектические мысли о непрерывном изменении мира, вера в бога как первопричину мира и материалистическая тенденция в понимании процесса познания (см. Собр. соч. в одном томе, М. , 1954, с. 355; Полное собр. соч. , на казахском яз. , т. 2, с. 109). Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на

Я ЧЕЛОВЕК! И Я ЖИВУ НАДЕЖДОЙ, СВОЕЙ СУДЬБЫ ОТ МИРА НЕ ТАЯ, НЕЛЬЗЯ МНЕ Я ЧЕЛОВЕК! И Я ЖИВУ НАДЕЖДОЙ, СВОЕЙ СУДЬБЫ ОТ МИРА НЕ ТАЯ, НЕЛЬЗЯ МНЕ БЫТЬ В НЕВЕЖЕСТВЕ НЕВЕЖДОЙ, ГДЕ МНЕ ИСКАТЬ ОПОРУ БЫТИЯ! [1; 174] • Абай считал Человеческий разум «мерилом оценки» истины он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного производства. Приветствуя новшества в быту, Абай показал реакционность патриархально феодальных этических норм. • «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» (там же, с. 35). • По его мнению, человеческое счастье — «это лишь неразлучные разум и труд» Указывая на различия в положении бедных и богатых, Абай утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая литературу, как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в которых сочетаются «мастерство и правда»

 • Эти строки великого мыслителя посвящены человеку — человеку в полном смысле слова, • Эти строки великого мыслителя посвящены человеку — человеку в полном смысле слова, пото му что в отличие от животного, которого влекут лишь плотские желания (инстинкты), человеку еще имманентны духовные потребности. Они его главные измерители. • Поиск знания не дает человеку покоя, он заставляет его размышлять, действовать, искать опору бытия, чтобы понять, в чем смысл жизни. Иначе, ограничившись лишь потребностями в еде, питье, сне, чем человек будет отличаться от животного, чем он будет лучше его, или если он будет доволь ствоваться лишь созерцанием мира, не стараясь понять его, проникнуть в сущность. • Первый враг человека — это невежество, по Абаю. Поэтому поэт призывает: «Адам бол! — Будь человеком!» .

 • Полностью разделяя эти мысли, философ выводит сле дующую максиму: «Любовь — это • Полностью разделяя эти мысли, философ выводит сле дующую максиму: «Любовь — это человечность человека» . То есть здесь речь идет о человеческой самостоятельности, его сути. Проявляется же она через разум человека, через то, что познает. • Другие причины зарождения любви к знанию зависят от хороших родителей, сверстников, учи телей. • По Абаю, знание ребенок самостоятельно не находит, поэтому вначале нужно приобщить ребен ка к нему. • Ребенок рождается с двумя потребностями: это потребности тела (мытье, еда, сон и др. ) и ду ховные потребности (стремление к знанию). • Вначале потребности духа бывают настолько сильны, настолько овладевают всем существом ре бенка, что ребенок часто забывает о своих первых потребностях. А взрослея, человек часто забывает о потребностях духа и посвящает свою жизнь лишь удовлетворению потребностей тела.

 • То есть в детстве духовные потребности сильнее, именно поэтому важно с младенчества • То есть в детстве духовные потребности сильнее, именно поэтому важно с младенчества привить ребенку любовь к знанию и тогда его можно назвать человеком. • Ведь любовь к знанию составляет сущность человека как микрокосма, потому что есть великий образец, эталон человечества — Бог, как макрокосм. И только тогда станет возможным познание Бо га, себя и мира. И только тогда можно надеяться, что ребенок не утратит свою человечность и будет разбираться, что хорошо, а что плохо. • Причиной незарождения любви к знанию является то, что родители ребенка еще в раннем воз расте ничему не учат его, а когда отдают мулле, прока все равно нет. Такой человек, по Абаю, «помумулла» , «полумусульманин» , «полуученый» , «получеловек» .

СУЩЕСТВУЕТ ДВА ТИПА ЗНАНИЯ. • Существует два типа знания. • Первое — нақлия — СУЩЕСТВУЕТ ДВА ТИПА ЗНАНИЯ. • Существует два типа знания. • Первое — нақлия — традиционное знание, уже известное, написанное. Обладатели этого знания считаются, по Абаю, учеными (ғалым). • А тех людей, которые не довольствуются готовыми знаниями, а сами ищут причину и принципы мироздания, называет Xакимами. • Каждый Xаким может быть Ғалымом, но не каждый Ғалым может быть Xакимом. • Здесь взгляды Абая близки М^айдеггеру, по которому наука не мыслит. Но, на самом деле, это не недостаток науки, а ее достоинство, поскольку если бы ученый задумывался над каждой молеку лой, то наука не достигла бы тех вершин, которые имеет. • Xаким же занимается осмыслением. • Нақлия — это то, что передается. Она есть некоторая сумма знаний. А те вещи, которые создает Xаким ценой собственного осмысления, оставаясь один на один с миром, называются ғақлия — вто рой вид знания. • Ғақлия есть мудрость, философское знание. Именно оно несет пользу человечеству.

 • По Абаю, невежество есть отсутствие знания. В мире ничего нельзя познать без • По Абаю, невежество есть отсутствие знания. В мире ничего нельзя познать без знания. А чело век без знания чем отличается от животного? • Лень — враг всего творчества в мире. Инертность, безволие, бессовестность, нищета — все это порождение лени. • Злодеяние античеловечно. Тот, кто одержим сделать зло людям, теряет свою человеческую сущ ность и превращается в дикого зверя. • Противостоять этим порокам и искоренить их возможно любовью, которую ты испытываешь к родному народу, желанием всеобщего благоденствия, крепостью духа и знаниями, которые помогут тебе добиваться справедливости [2; 106]. • Одним словом, приходим к уже обозначенной максиме мыслителя: «Любовь — это человеч ность человека» . Она есть сущность настоящего человека.