Моя малая Родина.pptx
- Количество слайдов: 30
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА Республика Калмыкия
Карта Калмыкии Площадь – 74 731 км² Население – 284 000 человек Плотность населения – 3, 8 чел. /км² Административный центр – город Элиста Округ – Южный Экономический регион – Поволжский Государственный язык – русский, калмыцкий –Дата образования – 4 ноября 1920 года
Флаг и герб Республики Калмыкия
История Калмыкии В древности территория Калмыкии была заселена представителями многочисленных племен и народов. Здесь был центр одного из ранних государственных образований Восточной Европы – Хазарии, оказавшей глубокое влияние на историю Европы и Азии. На территории Калмыкии представлены едва ли не все культуры степной полосы восточной Европы: киммерийцы, скифы, сарматы сменяли друга в прошлых тысячелетиях. Затем были гунны, хазары, печенеги, половцы. В XIII в. вся территория оказалась под властью Золотой Орды, а после ее распада здесь кочевали ногаи. Калмыки или западные монголы (ойраты) – выходцы из Джунгарии начали заселять пространства между Доном и Волгой, начиная с 50 -х гг. XVII в. и основали Калмыцкое ханство. Наибольшего могущества Калмыцкое ханство добилось при правлении Аюки-хана (годы правления 1669 -1724). Аюкахан надежно защищал южные рубежи России, неоднократно совершал походы против крымских и кубанских татар. В 1697 г. Петр I, уезжая за границу в составе великого посольства, поручил Аюке-хану охранять южные русские границы. Кроме того, Аюка-хан вел войны с казахами, покорил мангышлакских туркмен, совершал неоднократно победоносные походы против горцев Северного Кавказа. В первые послевоенные годы в ряде районов не хватало чабанов, скотников, трактористов, счетных и других работников. Проводились меры по привлечению населения из соседних областей. Около 300 семей были вселены в Западный, около 500 — в Степновский и другие районы бывшей Калмыцкой АССР. В этот период были проведены активные работы по созданию лесозащитных насаждений.
Для механизации трудоемких работ по созданию гослесополосы Сталинград — Степной — Черкесск и закладке дубрав были организованы лесозащитные станции (Ергенинская, Прудовая, Восточная, Троицкая, Степная). В целях разработки агротехники, выращивания лесонасаждений в условиях крайне засушливых степей Европейского юго-востока в Степном была организована Степновская (ныне Калмыцкая) научно-исследовательская лесная опытная станция. Почтовая марка России, 2009 год. Активное восстановление разрушенного войной народного хозяйства началось после восстановления калмыцкой автономии. Калмыцкая автономия была воссоздана в два этапа: 9 января 1957 как автономная область в состав Ставропольского края, а 29 июля 1958 как АССР[19]. Область была восстановлена в измененном составе (10 сельских районов — Западный, Яшалтинский, Приютненский, Сарпинский, Приозерный, Целинный, Каспийский, Яшкульский, Юстинский, Черноземельский) с центром в Элисте. Общая площадь равнялась 75, 9 тыс. кв. км. Население (по переписи 1959 г. ) составляло 184, 9 тыс. человек. В марте 1957 года состоялись выборы в местные Советы. Были избраны областной, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся. Флаг в 1958— 1992 гг. В течение 1957— 1959 годов из различных районов Сибири, Средней Азии и Казахстана в родные степи возвратилось 18 158 семей (72 665 человек), из которых трудоспособного населения было 30 056 человек. В Калмыкии широко развернулось жилищное строительство. Вновь отстраиваются районные центры: Цаган-Аман, Яшкуль, Советское; поселки Ульдючины, Буранный, Южный, Малый, Целинный, десятки новых совхозных и колхозных поселков.
В августе 1959 года было отпраздновано 350 -летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства В 1962 году столица Калмыкии Элиста и Сарпинский район впервые получили электроэнергию от государственных систем. В 1963 -64 годах была построена и сдана в эксплуатацию автомагистраль Дивное— Элиста. В 1964 году на базе Калмыцкого отделения Ставропольского пединститута был создан Калмыцкий педагогический институт, преобразованный в 1970 году в Калмыцкий государственный университет. В 1965 году был образован Ики-Бурульский район, в 1970 году - Малодербетовский, в 1977 году - Октябрьский. В 1970 - 80 -е годы увеличивается численность овец и КРС, однако недоучёт естественных ограничений численности скота привело к опустыниванию и образованию обширных массивов открытых песков. В 1988 году Калмыкия была объявлена зоной экологического бедствия. Непродуманные проекты по орошению степи привели к подъёму уровня грунтовых вод, вторичному засолению и подтоплению ряда населённых пунктов. В 1990 году была принята декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в союзную республику (ССР). Флаг с 1993 г. Республика Калмыкия (c 1994 г. )В 1993 году первым президентом Республики Калмыкия был избран Кирсан Илюмжинов. В 1994 году было принято «Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия» , названое так в память «конституции» Джунгарского ханства, которое подтвердило статус республики как субъекта и неотъемлемой части Российской Федерации, одновременно декларируя преемственность Джунгарское ханство — Республика Калмыкия. В 1998 году в Элисте была проведена XXXIII Всемирная шахматная Олимпиада, въезд в Сити-Чесс, возведен к шахматной олимпиаде. В 2009 году отмечалось 400 -летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского Государства.
Столица Калмыкии-Элиста – это не только столица Калмыкии, но крупнейший центр сосредоточения буддистов со всей России. Город находится посреди калмыцких степей. Свое название столица Калмыкии получила от песчаного склона балки Элиста-Сала: «элст» дословно переводится как «песчаный» . Элиста как город очень молод: город начал строиться лишь с конца 20 -х годов, но как населенный пункт имеет уже полуторавековую историю. Своим образованием Элиста обязана и началу работ по лесоразведению в Ергенях. В 1845 г. по предложению лесного департамента издается царский указ об облесении калмыцкой степи.
В 1907 году Элиста стала центром Маныческого улуса (уезда). Были построены здание улусного управления, школа-интернат, больница. После установления советской власти Пленум Калмыцкого ЦИК избрал Элисту центром Калмыцкой автономной области. 10 марта 1930 года Элиста обрела статус города, а еще через 5 лет стала столицей Калмыцкой АССР. В годы Великой Отечественной войны шесть тысяч элистинцев воевали на всех фронтах от Баренцева до Черного моря. Около трех тысяч элистинцев не вернулись с фронтов. В годы войны пять месяцев Элиста находилась в руках фашистских оккупантов. 28 декабря 1943 года - трагическая дата в истории калмыцкого народа. В этот день калмыки были подвергнуты насильственной депортации в районы Крайнего Севера, Сибири и Казахстана. Была ликвидирована и Калмыцкая АССР, восстановленная лишь в 1957 году. Именно тогда, после возвращения калмыков на родину, Элиста пережила свое второе рождение. Город, лежавший в руинах после немецко-фашистской оккупации в руинах, начал преображаться: вступил в строй водопровод Верхний Яшкуль Элиста, начато строительство первого жилого микрорайона, в Элисту поступил газ с Ики-Бурульского месторождения, открыто железнодорожное и воздушное сообщение с городами юга России.
В 60 -х- 70 -х годах Элиста переживает период бурного развития промышленности, строительства, предприятий связи, транспортного и коммунального хозяйства. 90 -е - годы культурного и духовного возрождения Калмыкии. После избрания Президента Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова завершено строительство главного храма - Сякюсн Сюме - буддийского комплекса Геден Геддуп Чойкорлинг, Элисту трижды посетил Его Святейшество Далай Лама ХIV глава буддистов всего мира. Воздвигнут Казанский Кафедральный собор Элистинской и Калмыцкой Епархии, в освящении которого принял участие святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Элиста богата памятниками. Большей частью буддистскими. Это основной хурул, называемый Сякюсн-Сюме, полутораметровая статуя Будды-Шакьямуни и т. д. Поклонникам истории есть чему удивиться - в здешнем краеведческом музее хранятся буддистские иконы, возраст которых - от ста до четырехсот лет. Общая площадь Элисты составляет более 40 тысяч гектаров. Через Элисту проходят дороги федерального значения: Элиста - Волгоград, Элиста - Махачкала, Элиста - Астрахань. Внешние транспортные связи столицы республики осуществляются железнодорожной линией Ставрополь - Элиста, автодорогами Ставрополь - Элиста - Волгоград, Элиста - Астрахань и Волгоград - Элиста Кизляр, воздушным транспортом.
Национальные костюмы Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких-либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые и зайсанги — из черной шерсти или сукна. Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных — из выдры, бобра, соболя, куницы). Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.
Киляг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки. Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами. К повседневной одежде относилась и длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом. В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником. К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30 -х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы; обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.
Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко - выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины, носили йучи - шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью. Замужние женщины и вдовы в отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались.
Национальные блюда калмыков Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и, как правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина).
Каспийское море России принадлежит 695 км каспийского побережья. Каспийское море омывает юговосток Астраханской области и Калмыкии и восток Дагестана. Береговая линия, расположенная на 27 м ниже уровня мирового океана, довольно изрезанная: Кизлярский и Аграханский заливы, Аграханский полуостров.
Народные игры и спорт У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры, как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения — скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать трудовые навыки. Так, детские игрушки воспроизводили сельскохозяйственные орудия, фигуры тягловых и иных животных. Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Игральными костями служили овечьи, редко козьи астрагалы. Коровьи выступали в качестве биты (сачка-сах), для чего все края их срезали, чтобы они скользили по ровной площадке, свободной от травы. Астрагалы тщательно очищали ножом от жил, крупные превращали в биты, для чего их заливали свинцом через отверстия, предварительно сделанные при помощи шила, а края во многих случаях обтачивали. В теплое время года, после спада дневной жары, собирались подростки и мужчины для игры в альчики — шагалцха. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10— 15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить.
У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин большой популярностью пользовалась игра «цаган монда хаялган» (буквально: забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь собирала белую шерсть, из которой изготовлялся мяч. Участники игры разбивались на две группы. Один, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж. Не менее популярна была игра «бултджи надха» (прятки). Это чисто детская игра для теплого времени года. Участники игры разбивались на две группы, одна из которых разбегалась врассыпную и пряталась, где только можно было, от глаз партнеров, а другая пускалась на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки менялись ролями. Шумной и веселой была игра «кепцнг хайха» (буквально: бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1, 5— 2 м друг от друга и перекидывали другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.
Флора и фауна
Природный парк Республики Калмыкия — особо охраняемая природная территория регионального значения. Природный парк образован постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 24 ноября 1995 года № 195 -I «О создании природного парка Республики Калмыкия» Во лго-Ахту бинская по йма — пространство между Волгой и Ахтубой, пересечённое многочисленными протоками и староречьями; ширина разливов в пределах этой поймы составляет от 10 до 30 км. Участок долины Волги, сохранивший естественное строение. Волго-Ахтубинская пойма расположена в пределах Волгоградской области (верхняя часть — в 2000 году здесь создан природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» ), Астраханской области (основная часть поймы) и Республики Калмыкия (небольшой участок в центральной части поймы — здесь в 1995 году организован Природный парк Республики Калмыкия). Протяжённость — около 450 км (от города Волжского до Астрахани, где пойма переходит в волжскую дельту. Площадь пригодных для сельскохозяйственного использования земель поймы — около 700 тысяч га, общая площадь поймы (с водоёмами) — около 2 млн га. Благоприятный климат (обилие тепла и влаги) способствует эффективному выращиванию в пойме большого количества культур: томатов, огурцов, арбузов, яблок, винограда, груш, абрикосов, картофеля. Славится пойма также изобилием рыбы и животного мира (особенно птиц). В Природном парке преобладают легкие песчаные и супесчаные наносные почвы, на которых формируется интразональная растительность нескольких типов: болот, лугов и пойменных лесов.
В пониженных местах расположены болотные сообщества, которые представлены плавнями зарослями тростника южнорусского, рогоза узколистного и широколистного, камыша, клубнекамыша и осоки береговой. В условиях среднего увлажнения развиваются луга. На территории парка представлены несколько типов луговых сообществ. Пырейные луга развиваются на повышенных участках рельефа, преобладающим видом является пырей ползучий. Из однолетников наиболее распространен горец птичий, а среди многолетников девясил британский, лапчатка серебристая и солодка голая. На более легких песчаных почвах формируются безостокостровые луга, где важнейшую роль в травостое играет костер безостый, осоки черно-колосистая и ранняя. На территории Волго-Ахтубинского междуречья представлен и тополевый лес, среди которого на небольших лужайках растет ежевика, более в Калмыкии нигде не встречающаяся. Среди млекопитающих Природного парка можно встретить представителей отряда хищных - волка, лисицу, енотовидную собаку, горностая, ласку, а также американскую норку. Под особой охраной находится кабан. В большом количестве представлены зайцы-русаки и грызуны (суслики - малый и желтый, большой тушканчик, полевки, рыжая крыса, ондатра) На территории природного парка установлен дифференцированный режим охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.
В соответствии с этим на территории природного парка выделены следующие функциональные зоны: зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено; зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное пользование; зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями природного парка; зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства; зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия; территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами; зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания; зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.
Лотос-священный цветок Буддизма В буддизме лотос служит традиционным символом чистоты. Это символ просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений» . Лотос - один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках. В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, "Жемчужине Лотоса", явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.
Историки считают лотос самым древним цветком, по латыни цветок называется Nelumbo, это кустарник из семейства Rhamnaceae. Считается, что родом цветок из Северной Африки, из Египта попал в Индию, оттуда в Китай, а уже с китайскими буддийскими миссионерами лотос проник в Японию. . . Лотос является главным цветком в буддизме, он символизирует учения Будды. О происхождении лотоса бытует множество легенд, одна из которых гласит, что, едва родившись, Будда самостоятельно сделал семь шагов. И там где он ступал, распускались красивейшие цветы лотоса со множеством розовых лепестков. Японцы отнеслись к лотосу с особым вниманием. Он символизирует чистоту, не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира. И главное – лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.
Золотая обитель Будды Шакьямуни— крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения. По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Калмыцкие праздники Зул-праздник, посвященный уходу из этого мира основателя тибетского буддийской школы гелуг, Чже Цонкапы. Отмечается последователями школы гелуг 25 -го числа 10 лунного месяца по лунному календарю. В России традиционно празднуется бурятами, калмыками и тувинцами. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать лампадки. Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал "нас авах" (продление жизни) проводился именно в семье. В канун праздника готовили угощение, пекли борцоки. Старшие в семье готовились к обряду. Из крутого теста делали две продолговатые формы в виде лодочек, в которых устанавливали приготовленные фитили по числу лет на каждого члена семьи, к которым прибавляли по одной или две соломинки сверху. Все это пропитывали топленым маслом. Цаган сар-самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов, начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления: переступив порог дома, хозяин кропил вокруг первой чашкой свежесваренного чая в качестве подношения предкам и Белому старцу. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам. Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления (зулг оргх): переступив порог дома, хозяин кропил вокруг первой чашкой свежесваренного чая в качестве подношения предкам и Белому старцу.
Знаменитые люди Калмыкии Сангаджи Андре евич Тарба ев (калм. Тарбан Санһҗ, род. 15 апреля 1982, Элиста) — капитан команды КВН РУДН, генеральный продюсер «YBW GROUP» , продюсер «FIGHT NIGHTS» , генеральный продюсер компании PFG.
Бату Сергеевич Хасиков (калм. Хасгин Бату, род. 28 июня 1980, г. Москва) — российский кикбоксер, многократный чемпион мира среди профессионалов, представитель в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Калмыкия, Кандидат политических наук (РАНХи. ГС при Президенте РФ)
Ока Ива нович Городовико в (1 октября 1879 — 26 ноября 1960), советский кавалерист, генерал-полковник (1940). Герой Советского Союза (10 марта 1958). Дядя Б. Б. Городовикова.
Поздравляем Академию с юбилеем! Желаем дальнейшего процветания!
Моя малая Родина.pptx