Дизайн татарского национального костюма.pptx
- Количество слайдов: 24
МОУ « Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Н. Х. Шарипова» Тукаевского района РТ «Дизайн татарского национального костюма» Шарипова Лейсан Габдуракиповна ученица 10 класса Руководитель: Лутфуллина Алсу Раисовна
Историческая справка Об одежде казанских татар XVI – XVIII веков можно судить по старинным рисункам и гравюрам европейских путешественников. Среди мужского и женского населения распространена была накладная и распашная одежда, женские рубахи туникообразного покроя с полукруглым вырезом на шее или с глухим воротом, выполненные из материалов жёлтого, розового, оранжевого, синего, голубого, зелёного, реже – красного цвета.
Важным элементом декорировки костюмов татарской знати являлись металлические пояса с массивными застёжками, близкие к аналогическим поясам северокавказских народов, а также литые и сканые ажурные пуговицы из золоченого серебра, меди, идущие по продольному разрезу мужских парадных платьев. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, войлока или мягкой материи (сукна), слегка декорированные по фасаду, кожаные туфли без задника на каблуке и без каблука и сапоги на мягкой и твёрдой подошве. Традиционной у казанцев была «такья» - полусферической формы вытянутая кверху шапка на тканевой основе широкой опушкой из меха или без неё, вышиваемая золотом украшенная драгоценными камнями. Параллельно развивается женский высокий головной убор конической, «шлемовидной» , «пирамидальной» форм или в «форме сахарной головки» , «покрытый вызолоченными рублевиками, с кораллом и жемчугом» . В костюм входят также ювелирные украшения с обилием полихромных вставок-самоцветов. Огромную выразительную роль играют и фрагменты золотого шитья в головных уборах, камзолах, вышитые полосы и островки на подолах и рукавах платья, фартуках, платках и покрывалах.
В более сдержанных, благородных вариациях, смягченных мягкой тональностью растительных красителей, расположение доминирующих полос на густом цветном фоне бордового, светло-коричневого, золотисто-желтого тонов платья перекликается с полосатой системой головных уборов - «кафаков» , украшенных синелью, золотной и аппликативной вышивкой. Декоративная узорность, цветистость характерны для обуви-вышитых золотом и шелком бархатным туфель, монохромной кожаной обуви различного цвета и в особенности обуви мозаичной.
Цели и Задачи Цель: Раскрыть особенности композиции национального костюма, показать исключительность и неповторимость вещей, сделанных своими руками; развитие навыков овладения искусством «комбинированной» вышивки. Задачи: 1. Овладеть художественным наследием татарского народа, продолжить традиции татарских мастериц; 2. Принять участие со своими изделиями на выставках народного творчества
Ход работы Выявление основных параметров и ограничений. Техника безопасности. Цветовая гамма. Эскизы. Выбор материалов и инструментов. Построение выкройки необходимого размера. Раскрой тюбетейки. Сшивание частей тюбетейки. Расположение узора. Вышивка тюбетейки.
Выявление основных параметров и ограничений. -не превышать 54 -го размера; -иметь низкую себестоимость; -иметь красивый внешний вид;
Цветовая гамма
Техника безопасности: Работать нужно в фартуке и косынке. Надо соблюдать технику безопасности при работе с острыми инструментами (ножницы, иголки): хранить в определенном месте, И надо соблюдать технику безопасности при работе на швейной машинке: -сидеть на стуле перед швейной машиной прямо, на расстоянии 1015 см от края стола. Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения; -при работе на швейной машине волосы убрать под косынку, застегнуть пуговицы рукавов одежды; -убрать с машины посторонние предметы; -не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины; -не тянуть ткань и не подталкивать ее под лапку машины во время шитья; -проверять, нет ли в изделии булавок или игл; -держать иглы и булавки только в игольнице; -не оставлять ножницы открытыми; -обрезать нитки только ножницами; -при влажно - тепловой обработке ткани или деталей изделия включать и выключать утюг только сухими руками, держа за корпус вилки, а не за шнур.
Эскизы
Выбор материалов: ТКАНИ Ткани Хлопок Бархат Хлопок Атлас Лен Бархат Лен
Инструменты и материалы Иголки Нитки Ножницы Пяльцы
Выкройка тюбетейки
Изготовление выкройки Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов. Ширина (высота тюбетейки) -8 -9 см плюс 1, 5 -2 см на шов, равна 10 - см. значит, для 58 -го размера тюбетейки делаю выкройку края длиной 60 см и шириной 10 -1 см. Высота головного убора не должна превышать8 -9 см.
Раскрой тюбетейки С припусками на шов подготовленного выкройку края кладу на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Выгодно из прямоугольного (квадратного) отреза выкроить сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраиваю также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Значит, для 58 -го размера понадобится подкладка длиной 61, шириной -10 -12 см. Диаметр верха тюбетейки того же, 58 -го размера равна 19 см (радиус-9. 5 см). размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало. Скраиваю верх и его подкладку.
Сшивание частей тюбетейки Чтобы сшить детали равномерно, я разделила на четыре одинаковые части верх и боковой околышек будущей тюбетейки. Соединила детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачила их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнула за края только что соедиденных частей тюбетейки и аккуратно пришила. Затем вывернула тюбетейку, внутри слегка опрыснула водой, надела на специальную форму до высыхания. Последовательность работы, жилета и рубашки почти так же, как и тюбетейки.
Расположение узора Для расположения узора на боковой полосе я нашла ее середину для центральной надлобовой композиции. Затем, не учитывая припусков на швы, разделила образовавшиеся стороны на две одинаковые части. На вторых от центра отметках буду располагать две другие. Боковые композиции узора.
Вышивка тюбетейки Требования к профессиональной вышивке заключается не только в высоком качестве лицевой стороны изделия, но и в чистоте изнанки. Я буду переходить с одного вышитого участка на другой по изнанке, подныривая под стежками. Закрепляю нить также под стежками или в невышитый гладьевой участок.
Технологическая карта
Экономический расчет Наименование материалов Цена за 1 м Расход Всего Бархат Клеевой флизелин Пуговицы Срезы Нитки золотистые 120 рублей 14 рублей 1 рубль 50 копеек 25 рублей 1. 5 м 1. 0 м 5 штук 56 штук 3 штуки 180 рублей 14 рублей 5 рублей 28 рублей 75 рублей Нитки Бисер Секлярус 5 рублей 7 рублей 2 штуки 10 штук 3 штуки 10 рублей 70 рублей 21 рублей Атлас Лента Подкладочный материал 120 рублей 8 рублей 15 рублей 2 м 1. 5 м 240 рублей 120 рублей 30 рублей Всего: 793 рубля
Экологическая оценка. Созданное мною изделие - экологически чистый продукт. Экологичность состоит в том, что костюм не влечет за собой загрязнение окружающей среды, так как его можно легко постирать, погладить, он все равно не потеряет форму.
Литература Ф. Ф. Гулова «Татарская народная вышивка» Казань Татарское книжное издательство 1980; Фуад Валеев « Татарский народный орнамент» Казань 2002; Л. Л. Сперанская «Костюм казанских татар» Татарское книжное издательство Казань 1972; Нурзия «Тылсымлы энэ» Казан Татарстан китап нэшрияты 2001; Д. В. Нестерова «Рукоделие» ООО «Издательство АСТ» 2007; Г. Ф. Валеева-Сулейманова Р. Г. Шагеева «Декоративноприкладное искусство казанских татар» Москва «Советский художник» 1990.
Реклама Вы ищете татарский национальный костюм? Не знаете где купить? Мы поможем вам! Только у нас самые красивые наряды! Национальные орнаменты, вышитые вручную просто завораживают взгляд! Не упустите свой шанс приобрести национальный костюм, являющийся достоянием нашего народа!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Дизайн татарского национального костюма.pptx