Крещение Руси.pptx
- Количество слайдов: 16
МОУ «СОШ» № 26 КРЕЩЕНИЕ РУСИ. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ. Выполнила: Кадочникова Юлия Ученица 10 -а класса Проверил: Герштейн Илья Абрамович
Предыстория. См. также в статье Андрей Первозванный. В церковно-академической среде считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским Патриархом Фотием в начале или средине 860 -х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61 -м, потом на 60 -м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым) крещением Руси.
Христианкой была супруга князя Игоря, бабка князя Владимира Святого, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях» . Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника. (См. также в статье Княгиня Ольга). Крещение киевлян. ( К. Лебедев)
Начальный этап распространения христианства на Руси. Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, были Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), и Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская. На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
Согласно статье Христианство в России в ЭСБЕ, распространение христианства княгиней Ольгой после 957 года «встречало препятствия и вызвало гонения Святослава и Владимира» . Новгород оказывал упорное сопротивление насаждению христианства и в 990 г. Новгород был крещен митрополитом Михаилом «огнем и мечём» . В Ростове и Муроме сопротивление насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века. Два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993). Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая 1090), вошедшим на кафедру в 1078 году. К 1070 -м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был, воздвигнут Богоявленский монастырь. Дольше других славянских племен родную веру сохраняли Вятичи, оказывавшие сопротивление христианским миссионерам вплоть до XIII века.
Последствия принятия христианства. Политические последствия. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной Церквей, но в период, когда он де-факто уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и в практике взаимоотношений церковной и светской властей. В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе присвоили скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61 -е, а в более позднем, составленном при Андросике II Палеологе (1306— 1328) — 77 -е.
Культурные последствия. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль. Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию), некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, капища). Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
По мнению некоторых исследователей, опирающихся на "Повесть временных лет", «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях» ; в 1070 -х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба ( «это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева» ); в 1227— 1230 так же в Новгороде несколько волхвов по суду у архиепископа были сожжены заживо ( «это была не обычная казнь, а приношение в жертву волшебников и магов» ).
Согласно традиционной агиографии Русской Церкви и мнению некоторых современных исследователей, опирающемуся на "Повесть временных лет", до полного укоренения христианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения. Широко практиковалось многожёнство, в частности, сам Владимир I Святославович имел несколько сотен наложниц (автор "Повести временных лет" не указывает, расстался ли с ними Владимир после крещения). Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.
Фреска «Крещение Святого князя Владимира» . В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 -х)
Заключение. Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в "Повести временных лет". В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославовичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены.
Спасибо за внимание!!!