культура России 2-пол.19 века.pptx
- Количество слайдов: 29
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ) Русская культура 2 -ой половины 19 века. Урок в 11 классе Учитель Дорожкина И. Г.
Образование при Александре Втором • В ходе реформ 1860 -х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные училища, в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища. • «Временные правила» о печати , принятые в 1865 году, отменили предварительную цензуру для печатных изданий, что привело к росту объема печатной продукции. Печатались журналы, издаваемые разными общественными течениями – демократами – «Современник» , консерваторами «Московские ведомости» , либералами – «Вестник Европы»
Образование при Александре Третьем • В сфере народного просвещения состоялась новая университетская реформа (устав 1884 г. ), уничтожившая университетское самоуправление, передача школ грамоты в руки духовенства, уменьшение льгот по образованию для отбывания воинской повинности, преобразование военных гимназий в кадетские корпуса. Был выпущен печально знаменитый циркуляр о кухаркиных детях, ограничивший получение образования детьми из низших слоев общества. • В 1882 — 84 годах были изданы новые, крайне стеснительные правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения, названные временными, но действовавшие до 1905. В 1882 — 1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству — Святейшему Синоду.
Наука • Бутлеров А. М. – теория химического строения органических веществ • Менделеев Д. И. – Периодический закон химических элементов • Чебышев П. Л. , Ковалевская С. В. – математики • Столетов А. Г. – физик; электромагнитная теория света • Яблочков П. Н. – дуговая электрическая лампа • Лодыгин А. Н. – лампа накаливания • Попов А. С. – радио • Жуковский Н. Е. – «отец русской авиации» ; гидроаэродинамика • Циолковский К. – возможность космических полетов • Докучаев В. В. – почвоведение • Сеченов И. М. – учение о рефлексах головного мозга • Павлов И. П. - учение об условных рефлексах • Мечников И. И. – теория иммунитета (организовал бактериологическую станцию)
Наука • Семенов-Тянь-Шанский – экспедиции в Среднюю Азию и горы Тянь-Шань • Миклухо-Маклай – изучал народы Новой Гвинеи • Пржевальский Н. Н. – описание Центральной Азии • Литке Ф. П. – исследование Камчатки, Чукотки • Соловьев С. М. – «История России с древнейших времен» • Ключевский В. О. - «Курс русской истории» • Даль В. И. – «Толковый словарь живого великорусского языка»
Литература • • • Салтыков-Щедрин М. Е. Тургенев И. С. Некрасов Н. А. Короленко В. Г. Толстой Л. Н. – предан анафеме, отлучен от церкви • Островский А. Н. – писал о жизни купечества
Музыка • • • • • Оперы Воевода (1868) Ундина (1869) Опричник (1872) Евгений Онегин (1878) Орлеанская дева (1879) Мазепа (1883) Черевички (1885) Чародейка (1887) Пиковая дама (1891) Иоланта (1891) Балеты Лебединое озеро (1877) Спящая красавица (1889) Щелкунчик (1892) Симфонические произведения «Франческа да Римини» — симфоническая фантазия (1876) « 1812 год» — торжественная увертюра (1880) «Ромео и Джульетта» — увертюрафантазия (1869, 1870, 1880 Чайковский, Пётр Ильич
«Могучая кучка» • «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге конце 1850 -х и начале 1860 -х годов. Состав кружка: Милий Алексеевич Балакирев (1837— 1910), Модест Петрович Мусоргский (1839— 1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833— 1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844— 1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835— 1918). • Название дал кружку критик Владимир Васильевич Стасов. Впервые название встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» . Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. Карикатура на Могучую кучку
Ми лий Алексе евич Бала кирев • "Князь Холмский", "Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки. • 30 русских народных песен
Модест Петрович Му соргский • • Опера «Борис Годунов» «Картинки с выставки» , Опера «Хованщина» симфоническая картина «Детская» , вокальный цикл Романсы и песни, в т. ч. «Где ты, звёздочка? » , «Калистрат» , «Колыбельная Ерёмушки» , «Сиротка» , «Семинарист» , «Светик Савишна» , Опера «Женитьба» (1868, не окончена) Опера «Сорочинская ярмарка»
Александр Порфирьевич Бородин • А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества. • Оперы • Богатыри (1878) • Царская невеста (1867— 1868, наброски, утрачены) • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом) • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским. Корсаковым и А. Глазуновым) Наиболее известный номер — Половецкие пляски.
Никола й Андре евич Ри мский-Ко рсаков • • • Оперы Псковитянка Майская ночь Снегурочка Ночь перед Рождеством Садко Моцарт и Сальери Царская невеста Сказка о царе Салтане Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии • Золотой петушок
Це зарь Анто нович Кюи • • Оперы Кавказский пленник Сын мандарина Пир во время чумы (по Пушкину) Капитанская дочка (по Пушкину) Красная шапочка (по Перро) Кот в сапогах (по Перро) Иванушка-дурачок • Кюи закончил две оперы других композиторов: • Каменный гость (Даргомыжского) • Сорочинская ярмарка (Мусоргского)
Оперные певцы • Фёдор Ива нович Шаля пин русский оперный и камерный певец, в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918— 1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. • Леони д Вита льевич Со бинов — выдающийся русский оперный певец (лирический тенор), народный артист РСФСР, крупнейший представитель русской классической вокальной школы. • Антони на Васи льевна Нежда нова — русская советская оперная певица
• В результате в период общественного подъема конца 1850 -х — начала 1860 -х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, композитора пианиста А. Г. Рубинштейна и других музыкальнообщественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры. • Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет, с 1859 по 1869, функционировало под этим наименованием. За этот период были открыты Петербургская и Московская консерватории Антон Рубинштейн Великая княгиня Елена Павловна
Живопись • Товарищество передвижных художественных выставок (Передви жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; • 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле» ) на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати» . Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»
Ива н Никола евич Крамско й • Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков. Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее Христос в пустыне Неизвестная Д. И. Менделеев
Илья Ефи мович Ре пин Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Запорожцы пишут письмо Турецкому султану Бурлаки на Волге «Не ждали» Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре
Васи лий Ива нович Су риков «Утро стрелецкой казни» «Взятие снежного городка» «Меншиков в Березове» «Переход Суворова через Альпы» «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» «Боярыня Морозова»
Алексе й Кондра тьевич Савра сов Грачи прилетели «Рожь» , Ива нович Ши шкин «Утро в сосновом лесу» .
Ви ктор Миха йлович Васнецо в «Богатыри» Алёнушка Витязь на распутье Иван-царевич на сером волке «После побоище Игоря Святославича с половцами»
Архи п Ива нович Куи нджи «Берёзовая роща» «Ночь на Днепре» Васи лий Дми триевич Поле нов «Бабушкин сад» «Заросший пруд» «Московский дворик»
Исаа к Ильи ч Левита н Над вечным покоем «Владимир ка Весна — большая вода Март Золотая Осень
Валенти н Алекса ндрович Серо в «Девушка, освещённая солнцем» Девочка с персиками Никола й Никола евич Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Васи лий Васи льевич Вереща гин Перед атакой. Апофеоз войны Двери Тимура Мавзолей Тадж-Махал
Васи лий Григо рьевич Перо в Охотники на привале Крестный ход Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Тройка. Проводы покойника. Приезд гувернантки в купеческий дом
Скульптура Марк Матве евич Антоко льский "Ярослав Мудрый" Нестор-летописец. «Иван Грозный» Михаи л О сипович Мике ши Алекса ндр Миха йлович Опеку шин Памятник А. С. Пушкину Памятник Тысячелетию России Памятник Екатерине I
Архитектура Экле ктика в архитектуре — направление в архитектуре, Храм Христа Спасителя доминировавшее в Европе и России в 1830 -е-1890 -е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, Большо й Кремлёвский неорококо, неоготика, дворе ц — один из дворцов неомавританский стиль, Московского Кремля. неовизантийский стиль, Построен в группой русских псевдорусский стиль, индо архитекторов под -сарацинский стиль) руководством К. А. Тона (Н. называют эклектикой И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв). • Константи н Андре евич Тон
• Третьяков, Павел Михайлович Са вва Тимофе евич Моро зов Меценаты Са вва Ива нович Ма монтов Финансировал издание социалдемократической газеты «Искра» активно поддерживал различные виды творческой деятельности. В 1870— 1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники