ПОК Др.Рим= 6.10.12.ppt
- Количество слайдов: 186
Мост Святого Ангела через Тибр
По утверждению знаменитого древнеримского историка Тита Ливия, Рим был основан Ромулом 21 апреля 753 года до нашей эры, то есть спустя 250 лет после основания Иерусалима. Теория эта не единственная.
Процессия жрецов и членов семьи императора Августа
С песнями, и танцами италийцы воздавали почести божествам, как это делали, например, салии — жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре римской истории — при втором царе Нуме Помпилии.
Анкил, щит, который в царствование Нумы упал с неба и стал залогом безопасности и процветания римского государства. Чтобы щит не украли Нума распорядился сделать еще 11 таких же щитов. Анкилы хранили салии. Раз в год, в марте, 12 щитов проносили по городу члены жреческой коллегии салиев, исповедовавших культ Марса.
1 марта, в первый день месяца, посвященного их богу покровителю, салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении, распевая свои песни, которые вместе с песнями “арвальских братьев” положили начало римской литературе.
Движение процессии сопровождалось трехтактной культовой пляской салиев — трипудием, требовавшим от танцоров силы и выносливости, ведь исполняли пляску в шлеме, с мечом, копьем и щитом. И все же музыка, пение и танец не были в Италии так тесно связаны между собой,
не составляли неразрывного единства — триединой хореи, как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл на Апеннинском полуострове огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества.
Можно говорить, таким образом, о музыке (в широком значении этого понятия, вместе с пением) культовой, сценической, аккомпанирующей и даже “концертной”. .
Однако римляне были не так музыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземные влияния, проявлявшиеся как в тех или иных жанрах музыкальных произведений, так и в составе инструментов.
В Риме всегда было немало музыкантов, композиторов, учителей музыки и пения,
но почти все они происходили из собственно Греции, или из греческих городов на юге Италии, или из Египта.
Профессиональные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании.
С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды (например, культ Исиды), в них участвовали музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ.
Так, в обрядах в честь Исиды принимали участие музыканты из Египта.
Зато музыкантами, сопровождавшими своей игрой чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или во всяком случае италийского происхождения.
Большинство римских граждан относились к иноземным певцам и музыкантам вполне благожелательно; недовольство высказывали лишь те, кто, опасаясь влияния чуждых Риму
обычаев и нравов, вообще с негодованием смотрел на растущее число иностранцев, которых всюду принимали и расхвали за их искусство.
В самом деле, некоторых приезжих музыкантов римляне осуждали за высокомерие и заносчивость, ибо теплый прием, оказанный многим греческим, египетским или испанским артистам в Риме, нередко разжигал в них тщеславие и спесь.
Более того, музыканты, какого бы происхождения они ни были, пользовались в Риме некоторыми привилегиями в награду за те услуги, которые они оказывали городу своей игрой или пением во время больших общегосударственных торжеств.
так, в привилегированном положении находились военные музыканты, симфониаки — музыканты, участвовавшие в религиозных церемониях, а также те, кто играл на духовых инструментах.
Скабиллярии, которые на сцене задавали такт хору и танцорам, пользовались у публики такими же симпатиями, как и самые выдающиеся актеры.
Известных музыкантов и певцов настолько высоко ценили, что им удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов.
Примером этого может служить судьба певца Тигеллия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря,
а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.
Музыканты (мозаика)
Апполон кифаред(Капитолийский музей)
Некоторым музыкантам посчастливилось даже обучать своему искусству императоров. Эту почетную, хотя и нелегкую обязанность выполнял, например, кифаред Терпн, которого император Нерон,
придя к власти, тотчас же пригласил к себе для занятий. “Много дней подряд, — сообщает Светоний, — Нерон слушал его после обеда до поздней ночи, а затем и сам постепенно начал упражняться в этом искусстве.
Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, в особенности у греков.
Из ударных инструментов они знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины.
Древние римляне играли на всех инструментах древних греков, а также изобрели свои духовые из металла, которые использовались на парадных церемониях и триумфальных шествиях. К римским духовым относится труба, букцина и литуус.
Во 2 веке до нашей эры в Риме были созданы трактаты «Гармоника» и «Элементы гармоники» . Но все же огромное влияние на музыку древнего Рима оказывала древнегреческая культура.
Женская фигура с систром и кимвалами. Геркуланум. I в. н. э. Девочка в темно красной тунике и белой мантии танцует, держа в руках систр и кимвалы – музыкальные инструменты культа Исиды.
Широко распространены были струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы — самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты, которую римляне называли “тибиа”.
Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у греков многоствольной сирингой.
Живопись этрусков. Музыканты с лирой и флейтой.
На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая их сохранять тишину при объявлении победителей.
Разновидностью витой трубы, служившей для подачи сигналов в войске, была буцина; там же применяли и сигнальный рог.
Корну
Музыканты, игравшие на том или ином инструменте, объединялись в особые корпорации — коллегии. Уже в первые десятилетия существования Рима там среди других профессиональных объединений была создана и коллегия флейтистов
Любили в Риме и танцы, многие из которых были греческого происхождения. Ведь и в комедии Плавта “Раб обманщик” раб хвалится, что учился веселому ионийскому танцу
Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения.
И все же мы знаем, что римлян куда больше, чем музыка, чем выступления танцоров и даже театральные представления, притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.
Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов.
Древние италийцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике.
В Риме почитали 12 главных божеств: Юнону, Юпитера, Весту, Марса, Цереру, Аполлона, Диану, Нептуна, Вулкана, Меркурия, Минерву и Венеру. Со временем их стали отождествлять с великими греческими богами:
Герой, Зевсом, Гестией, Аресом, Деметрой, Артемидой, Посейдоном, Гефестом, Гермесом, Афиной и Афродитой
культ Аполлона был воспринят из Греции благодаря большой Известности, которую приобрело во всем античном мире святилище Аполлона в Дельфах, куда ездили за прорицаниями и из греческих городов Италии.
Наряду с этими главными божествами в Италии продолжали чтить и многочисленных местных богов и духов.
В официальном пантеоне римлян почетное место занимал Юпитер со своей супругой Юноной, оказывавший покровительство всем начинаниям римских властей.
Среди широких масс населения особенно распространены были хозяйственные культы: и если в Греции почитали Диониса и Афину как покровителей важнейших отраслей экономики —
виноградарства и разведения масличных культур, то в Италии охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу, который лишь со временем стал всесильным патроном города Рима, считаясь отцом Ромула.
Необходимые ритуальные формулы молитв и заклятий передавались устно, знать их должен был каждый отец семейства, каждый сельский хозяин. Надо было хорошо разбираться и в том, когда, как и какие жертвы приносить богам.
Со временем ритуальные формулы, способы совершения обрядов стали фиксировать письменно — богатые сведения о культовых обычаях древних римлян можно найти в трактатах о сельском хозяйстве, прежде всего у Катона Старшего.
Земледельческие обряды играли в жизни Рима столь большую роль, что уже в первые годы римской истории, по мнению Плиния Старшего, во времена самого Ромула,
возникла особая жреческая коллегия из 12 человек, называвшихся “арвальскими братьями” (от “арвалис” — полевой, пахотный).
Это были представители самых знатных родов, и в их обязанности входило поддерживать культы особо чтимых местных земледельческих божеств: богини урожаев по имени Деа Диа, отождествляемой с Церерой, и бога Марса.
Знаком символом жреческого сана “арвальских братьев” являлся венок из колосьев, перевитых белой лентой; привилегия на ношение такого венка была пожизненной, и гражданин Рима сохранял право на этот знак отличия даже находясь в изгнании или попав в рабство.
Каждую весну, в середине мая, коллегия устраивала Амбарвалии — праздник торжественного обхода полей в честь Марса, Цереры и богини Деи Дии.
Им приносили в жертву свинью, овцу и быка, причем во время частных жертвоприношений — молодых животных, еще вскармливаемых молоком, на официальных же торжествах — животных, уже достигших зрелости.
Жертвенных животных обносили вокруг поля, а “арвальские братья” пели при этом обрядовые песни. Несколько веков спустя Октавиан Август отвел членам коллегии рощу, посвященную богине Дее Дие или Церере, близ Кампанской дороги на правом берегу Тибра,
и тогда же стали справлять Амбарвалии в самом Риме: жрецы с песнями совершали обход городской черты, вознося богам моления об обильном урожае.
Археологам удалось обнаружить протоколы коллегии, датируемые 218 годом н. э. рассказывающие о деятельности этого древнею религиозно общественного института, одного из старейших в Риме.
Был найден также ценнейший памятник древнеримской литературы — фрагмент старинной песни “арвальских братьев” (Кармен Арвале).
Амбарвалии — обычай торжественной процессией обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы, — мы находим во всей его древней чистоте еще много веков спустя после его зарождения:
Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах.
Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий.
Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные.
Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления.
Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями,
а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения.
В один и тот же день устраивали зрелища разных видов, так что публика имела свободу выбирать — что кому больше по вкусу.
Принесение в жертву свиньи, овцы и быка
Под 216 г. до н. э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния.
В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления.
В 200 г. до н. э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта “Господа и рабы”. Длились игры долго, почти две недели — с 5 по 17 ноября.
В 212 или 211 г. до н. э. , когда бушевала трудная для государства 2 я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом.
Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, сначала в середине июля, потом их перенесли на первые дни месяца.
Марк Аврелий совершает жертвоприношение на Капитолии
Предыстория праздника Луперкалий такова – в 276 году до нашей эры Рим поразила непонятная по своим причинам и огромная по масштабам волна смертности среди новорожденных, великому городу грозило вымирание…
Слово lupo на латыни имело два значения волчица и проститутка, а поэтому публичные дома «лупанарии» в Древнем Риме украшала эмблема с изображением волчиц. . .
Была обнаружена та самая пещера, в которой капитолийская волчица якобы вскормила своим молоком близнецов Ромула и Рема, легендарных основателей Рима.
Эта пещера находится на склоне холма Палатин в центре Вечного города.
Автором теории о принадлежности подземного грота является профессор Университета Рима Джорджо Крочи. Сам профессор утверждал, что речь в его докладе шла вовсе не о пещере волчицы, а об остатках храма Луперкал (Lupercale).
Этот древний храм был отреставрирован по повелению Августа Октавиана, и об этом сам император отчитался в «Деяниях божественного Августа» . …
Реставрация Луперкала была важным политическим шагом — преображение Рима в целом и обновление этой пещеры должны были сделать Августа в глазах общественности вторым Ромулом,
ведь если дворец императора будет стоять над священным для римлян местом, то тем самым и сам император станет священной фигурой.
Что же такое Луперкал? Как писал римский историк Тит Ливий, этот храм, существовавший здесь задолго до основания самого Рима, был посвящен богу Фавну, или Пану (Луперк — одно из его многочисленных прозвищ), покровителю стад, праздник в честь которого ежегодно отмечался 15 февраля.
Кстати, этот языческий праздник был столь популярен, что в несколько измененной форме сохранился и до наших дней — ныне это День святого Валентина.
Гипотезу о том, что именно в храме Луперкала и жила та самая капитолийская волчица, впервые выдвинул римский поэт Публий Вергилий Марон, автор поэмы «Энеида» : «Вот волчица лежит в зеленой пещере/ Щенная; возле сосцов у нее играют без страха/ Мальчики — два близнеца — и сосут молоко…»
Дальнейшая легенда известна: мальчики выросли и в 753 году до нашей эры основали на холме новый город. Однако стоит добавить, что эпический труд Вергилия
был написан фактически по «госзаказу» — как программный документ нового имперского культа Августа.
«Энеида» стала не просто повествованием о жизни героических предков императора, это был гимн древним установлениям и законам, реставратором которых считал себя Август.
Люди, которые по каким либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.
Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым.
Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица» ), во время которого в жертву приносились животные.
Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и выходили в город пороть женщин.
Главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их; женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.
494 году н. э. Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии. Празднику, который пришёл на замену Луперкалиям,
был назначен небесный покровитель — святой Валентин, коего в 269 году н. э. римский император Клавдий II приказал убить. Он был казнен 14 февраля.
Позже он был канонизирован церковью. Миф о том, что святой Валентин венчал влюбленные пары, не имеет под собой доказательной базы, так как святой жил в III веке,
а “домашний свадебный обряд христианизируется с начала IV века как на Востоке, так и на Западе прежде всего через присутствие на нем епископа или пресвитера. ”
В Древнем Риме Луперкалии считались заимствованным празднованием древнегреческого бога Пана. В 496 году Папа Геласий I (папа римский) заменил Луперкалии празднованием Дня Святого Валентина.
14 15 е февраля: древнеримский праздник Луперкалия, во время которого женщины обращались к Юноне с просьбой о материнстве. Праздник был также посвя щен Фавну аспекту Пана.
Древнеримские Паренталия и Фералия считались праздниками в честь предков. Это было время строгости, когда не игрались свадьбы и не устраивались пиры. Все храмы были закрыты.
В домах производилась генеральная уборка, а духам мертвых приносились дары. Отправлялись строгие ритуалы в честь богинь Мании и Весты.
12 е февраля: Праздник Дианы, Богини Охотницы (у греков Артемиды) в Древнем Риме.
Дионисийская сценка. (Стекло. Древний Рим)
Феваль. Бытует мнение, что название этого месяца происходит от имени древнеримской богини Фебруа, известной так же, как Юнона Фебруа. Существует и другая точка зрения своим назван ием этот месяц обязан богу Фебру, который впоследствии был отождествлен с греческим Плутоном или Дисом
Матримониалии
Праздник Цибелы
Большие и Малые квинкварты В честь богини Миневры
Цереалии Богиня Церера богиня плебса
Сатурналии (декабрь) В честь бога Сатурна, покровителя земледелия Неделя Жертвоприношение у подножия Капитолийского холма Религиозное пиршество, где принимали участие сенаторы
Проходили бега на колесницах, Травля животных Театральные представления
Древнеримский ипподром Circus Maximus!
Ипподром в Древнем Риме под названием Circus Maximus являлся самым вместительным спортивным сооружением в нем вмещалось четверть миллиона зрителей, то есть каждый четвертый житель Рима.
Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой.
Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.
Ипподром Домициана
Партии ипподрома, партии цирка, факции (лат. partes, circus factions, греч. demoi, moirai) — объединения болельщиков, жителей Римской империи, а затем Византии, вокруг команд, участвующих в различных спортивных состязаниях и боях гладиаторов и, позднее, в гонках колесниц.
Горожане на ипподроме (рельеф с арки Константина в Риме)
Цирковные сцены (панель из слоновой кости V век). В IV веке императоры христиане запретили гладиаторские бои, но еще целый век в Константинополе на специальной арене, Кинегии, зрителей развлекали травлей зверей.
Однако и эта кровавая забава была отменена горожане переключили свои страсти на конные бега.
Бой быка с медведем (мозаика) n
монет с гладиаторами немного. Дело в том, вероятно, что гладиаторы были преимущественно рабы или преступники.
Реконструкция школы гладиаторов
Бой гладиаторов под аккомпанемент музыки (мозаика)
В июле 46 года до нашей эры весь Рим был возбужден слухами: в честь одержанных побед над Галлией, Египтом, Понтом и Нумидией Юлий Цезарь собирался показать гражданам навмахию.
В назначенный день римляне устремились на Марсово поле (посвященное богу войны Марсу), где их глазам представилось большое здание, окружавшее искусственный водоем и оборудованное галереями для зрителей.
На поверхности водоема, целого озера по своим размерам, плавали самые настоящие боевые суда с двумя, тремя и даже четырьмя рядами весел.
Навмахии
Палубы кораблей были заполнены вооруженными людьми в не знакомых одеждах. По знаку, который был подан Цезарем, началось что то невообразимое: с полного хода корабли стали таранить друга, а экипажи их устроили резню, сопровождаемую воплями, проклятиями, предсмертными стонами. . .
Так была инсценирована морская битва, происходившая некогда в действительности между тирским и египетским флотами. В «забаве» участвовало 4000 гребцов и 2000 бойцов — пленных, обращенных в рабов гладиаторов, и осужденных на смерть преступников.
Сколько из них погибло — неизвестно, должно быть, немало: вскоре после сражения водоем вынуждены были засыпать, так как исходившие из него трупные испарения вызвали в городе многочисленные заболевания.
«Потешный» бой пришелся тем не менее по вкусу: греческое слово «навмахия» сразу же прочно вошло в зрелищный лексикон римлян. Впоследствии навмахиями стали называть и сами здания, окружавшие водоемы для сражений; корабельные же гладиаторы получили прозвище навмахиариев.
Следующую навмахию устроил император Август во 2 году до нашей эры по случаю освящения храма Марса. В садах на правом берегу Тибра выкопали озеро длиной более 500 метров и шириной около 400 метров.
На нем было представлено знаменитое в истории сражение между греческими и персидскими кораблями, которое произошло и 480 году у острова Саламин в Эгейском море. В этом «зрелище» приняло участие свыше трех тысяч человек на нескольких десятках больших и малых судов.
Клавдий I в 52 году нашей эры. В тот год было закончено сооружение важного ирригационного канала в Апеннинских горах, отводившего излишки воды из Фуцинского озера.
По поводу окончания работ на озере устроили навмахию с участием 100 судов и 19 000 человек. На этот раз был представлен бой сицилийцев с родоссцами.
Январь 9. Агоналии 11 и 15. Карменталии 16. День освящения храма Конкордии, богини согласия 24. Паганалии 25. Праздник посевов 30. Освящение алтаря Мира
Февраль 13— 21. Паренталии 15. Луперкалии 17. Квириналии 21. Фералии 22. Каристии 23. Терминалии 27. Эквиррии
Март 1. Матроналии 14. Эквиррии 15. Праздник Анны Перенны 17. Либералии 19— 23. Большие квинкватры 23. Тубилустрий 22— 27. Мегалезийские игры — праздник Великой Матери богов
Апрель 1. Праздник Венеры Вертикордии 4— 10. Мегалезии 12. Цереалии 15. Фордицидии 21. Палилии 23. Виналии 25. Робигалии 28— 3. Флоралии
Май 1. Праздник Майи или Доброй богини 9, 11, 13. Лемурии 14. День Аргейских жертвоприношений 21. Агоналии 23. Тубилустрий — освящение культовых труб
Июнь 1. Праздник Юноны 7. Рыбные игры 7— 15. Очищение храма Весты 9. Весталий 11. Матралии 13. Малые квинкватры
Июль 6 и 14. Праздник Фортуны 5. Торжества в честь Аполлона 23. Нептуналии 25. Фуриналии
Август 13. Праздник Дианы 21. Консуалии 23. Вулканалий 25. Опиконсивии 27. Вертумналии
Сентябрь 4— 19. Римские игры — праздник Юпитера, Юноны и Минервы
Октябрь 13. Фонтиналии Ноябрь 5— 17, Плебейские игры Декабрь 5. Фавналии 10. Агоналии 17— 21. Сатурналии
ПОК Др.Рим= 6.10.12.ppt