Москва-центр объединения русских земель.pptx
- Количество слайдов: 39
Москва-центр объединения русских земель. Культура Руси 13 -14 вв.
От Калиты до Дмитрия Донского. Политику Ивана I Данииловича Калиты продолжали его сыновья-Семен Гордый (1340 -1353) и Иван II Красный (1353 -1359) Они вели хитрую и дальновидную политику, тем самым укрепляли свою власть и положение Москвы как политического центра Руси. Князь Семен правил твердо и властно (отсюда его прозвище – Гордый) Иван Красный (красивый, прекрасный). Они оба часто ездили в Орду. В их правление ордынцы не беспокоили русские земли набегами. Но москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами, рязанцами. Литвой, шведами и ливонцами.
От Калиты до Дмитрия Донского. После кончины Ивана II на престол вступил 9 летний Дмитрий Иванович. Свои притязания имел и Дмитрий Константинович (князь Суздаля), но митрополит Алексей и московские бояре выступили против него. Вскоре Дмитрий сам отказался от ярлыка, выдал свою дочь Евдокию замуж за Дмитрия Ивановича. Они стали союзниками. В союзе литовским Ольгердом Гедиминовичем выступал тверской князь Михаил Александрович.
Дмитрий Донской. Внутренняя политика. 1. Укрепление и расширение Московского княжества, борьба за лидерство Москвы. 1389 г. -Объединение Московского и Владимирского княжеств. 1371 - борьба за лидерство с Рязанью. 1375 - Тверь признала первенство Москвы, Донской нанёс ей поражение и её союзнику литовскому князю Ольгерду. 2. Укрепление Москвы. 1367 - в Москве построен белокаменный Кремль. В то время это была единственная каменная крепость на Руси. 3. Дальнейшее расширение территории Московского княжества. Княжество значительно расширилось за счёт Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, Костромско й и других земель. 4. Усиление экономической мощи страны. Строительство в городах, чеканка собственной серебряной монеты с 1382 – раньше, чем в других городах. 5. Дальнейшее развитие культуры. В произведениях воспевался подвиг Донского и дружины в Куликовской битве. Позже они лягут в основу « Сказания о Мамаевом побоище» и « Задонщины» (вероятный автор её священник из Рязани Софоний, точная дата неизвестна. Вероятно, конец 14 века).
Дмитрий Донской. Внешняя политика. 1. Стремлениеослабить зависимость от Золотой Орды. В середине 70 -х прекратил платить дань Орде, тем самым разорвал отношения с ней. 1377 г. - поражение на реке Пьяне 1378 г. - победа на реке Воже, разбито войско мурзы Бегича. 1380 г. - победа в Куликовской битве ( против темника Мамая), получено благословение Сергея Радонежского. 1382 - разорение Москвы ханом Тохтамышем, возобновлена выплата дани (Русь здесь впервые применила артиллерию) 1383 г. - после 8 лет паузы Донской вынужден был отправить в Орду с собранной данью сына Василия. В итоге Русь снова подверглась разорительному набегу. 2. Защита Руси от великого княжества Литовского 1368, 1370, 1372 - борьба с Литвой, Донской отбивает все атаки. 3. Отношение с Византией. Донской поддерживал дружеские связи с Византией, вёл торговлю с ней, хотя добивался признания независимости русской православной церкви от константинопольской
Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Золотая Орда в это время переживала кризис (за 25 лет здесь сменилось 25 -26 ханов) В Золотой Орде в это время усилился темник Мамай. 1365 – рязанцы разгромили войско ордынского князя. 1368 - ордынцы вновь опустошили Рязань. В середине 70 -х XIVв Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и порвал с ней отношения. 1377 - Битва на реке Пьяне, ордынцы разгромили московских и нижегородских воевод на реке Пьяне (русские увлеклись хмельным питьем и потеряли блительность, ордынцы ударили неожиданно) 1378 - битва на р. Воже, первая крупная победа над ордынцами (рязанские земли к югу от Оки)ю
Куликовская битва 1380 г. Дмитрий своё прозвище получил за победу в Куликовской битве, которая произошла недалеко от Дона — в устье реки Непрядвы. Битва произошла в 1380 году 8 сентября. Войска ордынцев возглавлял тёмник Мамай. Его поддерживал литовский князь Ягайло. Мамай хотел повторить нашествие Батыя. Перед битвой Дмитрий Донской получил благословение настоятеля Сергия Радонежского. Пред битвой был поединок двух богатырей — Пересвета и Челубея. Они оба погибли. Пересвет- это монах- воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. За участие в Куликовской битве позже был причислен к лику святых. Донской применил новый приём ведения действия: использовал засадный полк, во главе которого были воевода Дмитрий Боброк-Волынский и князь Владимир Серпуховской. Мамай бежал в Кафу ( Феодосию), где и был убит. Битва имела огромное значение для Руси, хотя и не покончила с игом.
Михаил Иванович Авилов Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 Холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
О Куликовском сражении. «И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Мечой, такого множества сошедшихся сил. »
Значение Куликовской битвы. Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей. Подъем и воодушевление среди народа. Именно в Куликовской битве посвящены произведения: «Задонщина» , «Скзания о Мамаевом побоище» . Москва показала себя политическим лидером Руси, а Дмитрий Донской- вождь национального значения.
Итоги деятельности Дмитрия Донского. Дмитрий Донской был признанным лидером среди князей на Руси. При нём процесс возвышения Московского княжества стал необратимым. Значительно расширилась территория Руси. Дмитрий стал во главе антиордынской политики, одержал значительные победы на Воже и поле Куликовом. Вёл продуманную политику с Западом. В столкновениях с Литвой надёжно защищал русские земли.
Память о Дмитрии Донском. 1988 г. - причислен к лику святых 2002 г. - учреждён орден « За служение Отечеству» в память о Донском и Сергее Радонежском. С 2002 г. одна из атомных подводных лодок России носит имя «Дмитрий Донской» . Много улиц в различных городах России носят имя Донского , а в Москве есть станция метро в его честь. Дмитрий Донской в литературе Юрий Лощиц « Дмитрий Донской» , 1980 г. Роман Сергея Бородина « Дмитрий Донской» . 1993 г. Михаил Рапов « Зори над Русью» , 2002 г.
Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Митрополит Алексий в годы малолетства Дмитрия фактически был правителем Москвы. Сергий Радонежский (до принятия монашества- Варфоломей)- основатель Троице-Сергиева монастыря.
Последствия монголотатарского ига для культуры Было почти полностью потеряно деревянное зодчество, развитие каменного зодчества приостановилось; Исчезли многие ремесла; Были утеряны многие технологии в разных сферах культуры и жизни; В упадок пришло летописание, живопись, прикладное искусство и литература.
Культура 14 в. Фольклор. Устное народное творчество- былины, песни, пословицы, поговорки, сказки, обрядовая поэзия- отражала представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. Появляются былины о Василии Буслаеве и Садко- воспевают Новгородю Складывается былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, об Илье Муромце. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании в Твери.
Культура 14 в Литература. Историческая мысль. Большое место заняли героическая, житийная темы. Темы защиты родной земли. Во второй половине XIV- начале XVв появилось значительное число произведений о борьбе с Ордой- Куликовской битве ( «Задонщина» , летописные повести, «Сказание о Мамаевом побоище» ), Тохтамышевском разорении. Автор «Задонщины» - Софоний Рязанец.
Культура 14 в. Живопись. Зодчество. 1292 -Церковь Николы на Липне под Новгородом 1360 - церковь Федора Стратилата на Ручью 1374 - церковь Спаса на Ильине улице Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославились Феофан Грек (из Византии). Он написал фрески в церкви Спаса на Ильине улице. К этому периоду относят творчество Андрея Рублева (он монах Троице-Сергиева монастыря). АНДРЕЙ РУБЛЕВ РАСПИСАЛ СТЕНЫ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ВМЕСТЕ С ДАНИИЛОМ ЧЕРНЫМ, УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ.
Культура 14 в. Живопись. Самая известная работа АНДРЕЯ РУБЛЕВА- ИКОНА «ТРОИЦА» . Икона «Спас» - изображение Христа. Феофан Грек расписал: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице(Новгород (1378) (первая известная сохранившаяся работа) Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395) вместе с Семёном Чёрным) Архангельский собор Кремля(1399) Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405) Им возможно написаны знаменитые иконы: Икона Божией Матери Донская(1380) Икона Успение Богородицы(1380) Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
Андрей Рублев. Скульптор: Олег Комов 1985 г. Спасо-Андроников монастырь
Андрей Рублев «Троица» Третьяковская галлерея.
«Спас Вседержитель» Новгород. Роспись Церкви Спаса на Ильине улице
Церковь Николы на Липне. 1292 г. Новгород
Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 г. Новгород
Москва-центр объединения русских земель.pptx