Платон. Обоснование идеализма.ppt
- Количество слайдов: 43
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Платон Обоснование идеализма Prezentacii. com
Платон Обоснование идеализма q Корни платоновского идеализма • Сократ: «Познай самого себя» • Пифагорейцы: числа как первоначала бытия q Онтология, гносеология и аксиология Платона • Мир вещей и мир идей • Психологические предпосылки идеализма • Концепция эйдоса и обоснование идеализма Концепция эйдоса § § Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность Обоснование идеализма § Онтологическая аргументация § Гносеологическая аргументация Ш Критика сенсуализма Ш Познание как припоминание Ш Вечность (бессмертие) души § Эйдос как идеальный прообраз чувственных вещей § Аксиологическая аргументация
Платон Обоснование идеализма Абдеры Элея Афины Эфес Милет
Платон Обоснование идеализма Основные сочинения • • Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей Платон (428/427 -348/347)
Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы Пифагор Сократ (469 -399) (VI в. до н. э. ) Платон (428/427 -348/347)
Корни платоновского идеализма Сократ Познай самого себя (γνώσι σεαυτον) Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно приписываемая одному из «семи мудрецов» древности. Сократ (469 -399)
Корни платоновского идеализма Сократ Гегель. «Лекции по истории философии» . Сократ <…> представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли.
Корни платоновского идеализма Сократ • Человек как фокус философского интереса ( «Познай самого себя» ) • Определение понятий как способ постижения сущности вещей • Сократический метод: майевтика (повивальное искусство) Сократ (469 -399) • Добродетель как знание блага
Корни платоновского идеализма Сократ Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь? Платон. «Апология Сократа» . Сократ (469 -399)
Корни платоновского идеализма Сократ Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа» .
Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Пифагор (VI в. до н. э. ) Филолай (V в. до н. э. ) Архит (IV в. до н. э. )
Корни платоновского идеализма Пифагорейцы • Числа как первоначала • Мировая гармония • Метемпсихоз (переселение душ) Пифагор (VI в. до н. э. )
Онтология Платона Мир вещей и мир идей Мир вещей Мир идей Гераклитов мир вечного становления Парменидов мир неизменного бытия
Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Единичны Универсальны Онтологические Чувственно воспринимаемы Умопостигаемы Гносеологические Ущербны Совершенны Аксиологические
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Универсалии Гипостазирование (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов). Снег белый Лебедь белый Облако белое Теплота белая тёплый Вода Белизна День тёплая Комната тёплая
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Белизна сама всегда по себе белая Теплота сама тёплая по себе причастен белизне бывает белым День причастен теплоте бывает Лебедь причастен белизне белым Вода причастна теплоте Снег бывает Облако причастно белизне белым Комната причастна теплоте
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Сложны, делимы Просты, неделимы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Едины, универсальны Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и Онтологические онтологически. Лишь имеют свойства Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Сложны, делимы Просты, неделимы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Едины, универсальны Лишь имеют свойства Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Идеи неделимы Всё это и значит, значит вечны; что общее вечны значит (идеи) предшествуют обладает вещам как онтологическим воприоритетом и времени, так онтологически. сравнительно с чувственно Идеи суть воспринимаемыми сущности значит (материальными) самодостаточны единичными (независимы) вещами. и необходимы.
Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Идеализм – Материализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному. философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по отношению к идеальному.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством осязания, но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя – идеи белизны и теплоты можно только мыслить. Но откуда и как появляются у нас эти мысли?
Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма Треугольник Сумма углов 179052'16" 180009'45" 179059'57" Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью. 180000'34" 178049'51"
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма
Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Настоящее (т. е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь мнение). Общее знание нельзя получить из единичных «знаний» , поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи), а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.
Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода, остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия, т. е. ещё до рождения.
Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души Но тогда и носитель этого знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела и, значит, будет существовать и после его смерти. А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты. С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Сложны Просты Изменчивы, преходящи Неизменны, вечны Мысль о простом и неизменном логически первична. Множественны, единичны Едины, универсальны Лишь имеют свойства Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Вечное и общее вообще доступны Гносеологические лишь мышлению. Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически.
Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Сложны Просты Изменчивы, преходящи Неизменны, вечны Множественны, единичны Едины, универсальны Лишь имеют свойства Тождественны своим свойствам Суть комплексы акциденций Суть сущности Аргументы Поскольку, Мысль о простом таким образом, и неизменном знание идей логически первична. предшествует знанию вещей Вечное и общее (а не наоборот), вообще доступны то и объекты лишь мышлению. такого знания, т. е. идеи, должны Сущности предшествовать объектам предшествуют чувственного акциденциям ивосприятия, и логически, т. е. вещам. онтологически.
Признак – это всё то, Классификациячем предметы от друга. признаков сходны друг с другом или чем они отличаются друг Несущественный признак Существенный может принадлежать, а при некоторых условиях признак может и не принадлежать данному предмету. необходимо, при всех Несобственный признак условиях, не может быть выведен Собственный принадлежит из существенного признака, признак предмету, хотя и может быть присущ выражая всем предметам данного класса. его коренную всем предметам Отделимый данного класса, природу; Неотделимый несобственный но не входит без него несобственный признак в число данный признак не выводится из существенных предмет не выводится из существенного признаков, существовать существенного признака и а только не может признака, присущ только выводится (или не но присущ некоторым из них. может быть всем предметам самим собой). данного класса.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Снег белый День тёплый Лебедь белый Вода тёплая Облако белое Комната тёплая
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Снег белый День тёплый Вода тёплая Комната тёплая Снег белый в том смысле, что неверно, что снег не белый; более того, белизна считается неотделимым признаком снега.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Лебедь белый День тёплый Вода тёплая Комната тёплая Лебедь белый в том смысле, что неверно, что этот лебедь не белый (хотя белизна, вообще говоря, не является неотделимым признаком лебедя).
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое День тёплый Вода тёплая Комната тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое День тёплый Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие). День тёплый для осени, но, по сравнению с летним днём, он не такой уж тёплый; день тёплый для Москвы, но для уроженца Каира он совсем не тёплый.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое Вода тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие). Вода тёплая для осени, но, по сравнению с летом, она не тёплая; вода тёплая для реки, но для ванны она недостаточно тёплая.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Белизна белая Теплота тёплая Облако белое Комната тёплая Облако белое в том смысле, что неверно, что это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие). Комната тёплая по сравнению с лестничной клеткой, но, по сравнению с сауной, она вовсе не тёплая; комната тёплая для танцев, но просто сидеть в ней холодно.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Между этими признаками (белизна снега и теплота воды) имеется, по-видимому, существенная разница. При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что разница эта не столь уж велика: снег, например, может оказаться не таким уж белым. И даже заменив несобственный признак снега (белизну) собственным (холодностью) или существенным (снежностью), мы тоже обнаружим, что снег порой не такой уж холодный и не такой уж «снежный» . В этом смысле одна только Снежность всегда и без всяких оговорок «снежная» , подобно тому как только Белизна всегда белая и только Теплота всегда тёплая.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Преходящи, изменчивы Вечны, неизменны Множественны, единичны Уникальны, универсальны Суть комплексы акциденций Суть сущности Несовершенны (ущербны) Совершенны Подражают образцу Служат образцом Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, Аксиологические изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное.
Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей.
Онтологическая аргументация Гносеологическая аргументация Аксиологическая аргументация Идеи Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически. Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично логически (и онтологически). Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и онтологически). Вещи Концепция эйдоса и обоснование идеализма Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически. Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически). Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.
Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид» , «образ» ; у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).
Вопросы?