vidy_i_zhanry_morfologia.pptx
- Количество слайдов: 142
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА • • • Учение о строении мира искусств. Динамичность и изменчивость. Развитие техники. Анализ языков искусств. Связи между видами искусств.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ • Технические и мусические искусства (внешний мир и человек).
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Аристотель: средство, предмет и способ подражания. Многообразие средств – различия видов (музыка, поэзия, танец и др. ). Предмет подражания – жанры (трагедия, комедия). Способ подражания – роды поэзии (эпос, лирика, драма).
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Христианское средневековье: свободные и механические искусства. Свободные: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Механические: ремесла (включая изобразительное искусство). Существование одного жанра – религиозного.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Барокко и классицизм (XVII в. ): Разделение ремесла и искусства (Бате, «изящные искусства» ). Четкая жанровая классификация искусств (в т. ч. – в изобразительных искусствах), с выделением поджанров. Никола Буало (1636 ‐ 1711), стихотворный трактат «Поэтическое искусство» : последовательная характеристика идиллий, эклоги, оды, сонета, мадригала, эпиграммы, сатиры, баллады, рондо, трагедии, комедии, эпопеи. Правила эстетически полноценного творчества: чистота каждого жанра, неравноценности жанров (высокие и низкие).
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Шарль Перро (1628 ‐ 1703), тракт «Живопись» : разделил ее на девять жанров: исторический, гротескный, вакханалия, портрет, пейзаж, архитектурный пейзаж, перспектива, анималистический, изображение цветов. Другие теоретики предлагали другие варианты жанрового деления этого искусства, а также других искусств.
Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Питер Пауль Рубенс (1577 ‐ 1640). Снятие с креста, 1612. 420, 5 х 320, дерево, масло. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Питер Пауль Рубенс (1577 ‐ 1640). Похищение дочерей Левкиппа, ок. 1617‐ 18. 224 х 211, холст, масло. Альт Пинакотека, Мюнхен.
Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Антонис Ван Дейк (1599 ‐ 1641). Портрет Марии Луизы де Тассис, 1627‐ 32 г. Вена, галерея Лихтенштейн.
Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Питер Пауль Рубенс (1577 ‐ 1640). Портрет сына, рисунок, ок. 1620 г. . Итальянский карандаш, сангина, бумага. Альбертина, Вена.
Барокко. Голландия. (XVII в. ) Адриан ван Остаде (1610 - 1685), Мать с ребенком, 1667.
Барокко. Голландия. (XVII в. ) Карель Фабрициус(1622 - 1654), Продавец музыкальных инструментов, 1652.
Барокко. Голландия. (XVII в. ) Эмануэль де Витте (1617 - 1692), Храмовый интерьер.
Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Франс Снейдерс (1579 ‐ 1657). Натюрморт с дичью, 1641.
Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Ян Давидс де Хем (1606 ‐ 1684). Натюрморт с фруктами и омаром. Вариация. 2‐‐‐ четверть XVII в. я
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ XVIII в. Аббат Жан Батист Дюбо (1670 ‐ 1742), трактат «Критические размышления о поэзии, живописи и музыке» ‐ семиотический принцип классификации видов искусств. В отличии от поэзии, живопись пользуется не «искусственными» знаками, а «естественными» . Музыку Дюбо тоже рассматривает как своеобразную знаковую систему, где музыкальные звуки – «естественные знаки страстей» .
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ XVIII в. Готхольд Эфраим Лессинг (1729 ‐ 1781), трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» . Общее: подражать природе и возбуждать эстетическое удовольствие. Различие: может служить только для того, для чего предназначено.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Мендельсон (1809 ‐ 1847), работа «Об основаниях изящных искусств» по принципу семиотики отделил от искусства изящные науки – поэзия и красноречие – они пользуются аллегорическими знаками. Изящные искусства, пользующиеся естественными знаками, он разделил по принципу восприятия – слышимое (музыка) и зримое. Зримое по принципу выражения: динамическое (танец) и статистическое. Статистическое: плоскостное – живопись и объемное – скульптура, архитектура.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Иоганн Готфрид Гердер (1744 ‐ 1803), два подхода для морфологического анализа искусства: психологический и историко‐ генетический. Разделил искусства по способу их воздействия на сознание: целостное моментальное воздействие и процессуальное. Рассматривая искусство исторически и утилитарно, он выделил пять свободных искусств: 1. строительство 2. садоводство 3. искусство одежды 4. мужские занятия и битвы 5. язык.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Иоганн Готфрид Гердер (1744 ‐ 1803), два подхода для морфологического анализа искусства: психологический и историко‐ генетический. Разделил искусства по способу их воздействия на сознание: целостное моментальное воздействие и процессуальное. Рассматривая искусство исторически и утилитарно, он выделил пять свободных искусств: 1. строительство 2. садоводство 3. искусство одежды 4. мужские занятия и битвы 5. язык.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Лацариус Бендавид (1762 – 1832): искусства пространства, времени, пространства и времени. Вильгельм Круг (1770 ‐ 1842): три основные класса искусств: искусства времени – звуковые; искусства пространства – пластические; искусства времени и пространства – мимические. В каждом из трех классов есть простые способы изображения и сложные (составные). Выделил абсолютные «чистые» искусства (только для эстетических целей) и относительные «прикладные» (утилитарные).
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Артур Шопенгауэр (1788 ‐ 1860) отделял искусство от архитектуры. Далее идет искусство фонтанов, садоводство, живопись: ландшафтная, анималистическая, скульптура, портрет, бытовой жанр. Следом идет поэзия, «венец» которой – трагедия. Музыка стоит отдельно.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИСКУССТВ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 ‐ 1831): построение мира искусств не остается стабильным. В разные исторические эпохи роль и влияния каждого вида искусства переменчиво, но отнюдь не случайно. Художественное сознание в процессе исторического развития проходит три стадии: символическую, классическую, романтическую. Закономерное историческое развитие – способ существования искусства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВ М. С. КАГАНА (1921 ‐ 2006) ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИПЫ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Каган: «Материально‐конструктивная сторона художественного произведения – это его онтологический статус, его фундаментальная основа, условие его реального существования и одновременно его непосредственный чувственно‐ воспринимаемый облик» . Три класса искусств: пространственные, пространственно‐временные и временные.
С одной стороны произведение искусства является материальной конструкцией, а с другой – знаковой системой. Каган: «Отсюда следует, что классификация искусств должна быть развернута в двух измерениях – онтологическая ее плоскость требует дополнения плоскостью семиотической» .
СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА • • Проза Ряд переходных форм Поэзия Словесно‐музыкальный синтез Музыкально‐словесный синтез Изобразительная музыка Ряд переходных форм «Чистая» музыка
СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА • Изобразительное искусство повествовательной ориентации • Ряд переходных форм • Изобразительное искусство декоративной ориентации • Изобразительно‐архитектонический синтез • Архитектонически‐изобразительный синтез • Архитектоническое творчество изобразительной ориентации • Ряд переходных форм • Чисто архитектоническое творчество
• • • СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ПРОСТРАНСТВЕННО‐ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА Актерское искусство переживания Ряд переходных форм Актерское искусство представления Пантомима с преобладанием изобразительности Пантомима с преобладанием танцевальности Сюжетный танец Ряд переходных форм Чисто архитектоническое творчество «Чистый» танец
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ИСКУССТВ ВИДЫ, РОДЫ, ЖАНРЫ
Вид искусства – исторически сложившиеся способы художественного освоения мира, основанные на единстве изобразительно‐ выразительных средств. Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительной, неизобразительной или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов). М. С. Каган.
Визуальные (изобразительные) искусства: скульптура (круглая скульптура, барельеф, горельеф, перспективный рельеф); живопись; графика (книжно‐журнальная, эстамп, рисунок); фотография. Актерское творчество: театр теней, дрессура и пантомима, драма, искусство режиссера. Искусство слова: искусство диктора, ораторское искусство (красноречие), художественная публицистика (литература). Музыкальное искусство: исполнительство, импровизация, композиторское творчество.
Род в искусстве – первоначально ‐ одна из трех разновидностей словесного художественного творчества: эпос, лирика, драма (Аристотель, «Поэтика» ). Главное отличие – характер освоения мира: эпос – глобальное историческое пространство и время; лирика – индивидуальная, частная жизнь; драма – построена в диалогической форме.
Барокко. Голландия. (XVII в. ) Б. ван дер Гельст. Жители Амстердама празднуют Мюнстерский мир. 1648.
Барокко. Голландия. (XVII в. ) Ян Вермеер (1632 - 1675), Служанка с кувшином молока.
Жанр в искусстве – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры живописи: портрет, пейзаж, исторический, батальный, натюрморт, бытовой, архитектурный, религиозный, мифологический, анималистический.
ИТОГО • По онтологическому принципу: ‐ пространственные и временные • По характеру используемых для создания художественной реальности знаков: ‐ изобразительные (живопись, графика, скульптура, фотография, литература) и неизобразительные (архитектура) • Простые (архитектура, музыка, литература, художественная фотография) и синтетические (театр, перформанс, хэппенинг, акция, инсталляция).
Пространственные виды искусства рисунок
‐ Самое популярное из изобразительных искусств. ‐Часто – подготовительная стадия для других искусств. ‐ Популяризатор произведений других искусств. ‐ Связь с бытом и общественной жизнью человека.
ГРАФИКА Графика (от греч. «рисую» ) ‐ вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных выразительных средств • Линию (черта на плоскости, поверхности, в пространстве) • Штрих (тонкая черта, линия) и штриховка • Пятно
Линия: ‐изображает, создает иллюзию пластической формы; ‐обладает своим собственным ритмом. Ритм линий может передавать рост, становление, движение, нести декоративные функции. Сандро (Алессандро) Боттичелли. Аллегория Плодородия или Осени. Ок. 1480– 1485. Перо, отмывка коричневым тоном по наброску черным мелом на грунтованной розовым тоном бумаге. Британский музей, Лондон
Макс Бекман. Анри Матисс. Этюд натурщицы, опирающейся головой на скрещенные на спинке стула руки (Лидия Делекторская). 1934. Графитный карандаш. Государственный Эрмитаж, Санкт‐Петербург
Пятно: ‐Работа кистью «мокрыми» техниками: акварелью, тушью, сепией или бистром. ‐Обобщенные формы предметов, густая тень. Клод Лоррен. Пейзаж в Римской Кампанье. Ок. 1650. Кисть, бистр. Британский музей, Лондон
Пятно: ‐Работа кистью «мокрыми» техниками: акварелью, тушью, сепией или бистром. ‐Обобщенные формы предметов, густая тень. Жорж Сёра. Опора моста в Курбевуа. Ок. 1886. Соус, подсветка мелом или гуашью. Частное собрание
Штрих, штриховка: ‐подчеркивание объема, формы, выделение теней. Андреа Мантенья. Мужчина, лежащий на каменной плите (этюд фигуры мертвого Христа). Перо, коричневые чернила по наброску черным мелом Британский музей, Лондон.
Штрих, штриховка: ‐Самостоятельный прием. Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II (этюд к фреске «Правосудие» в ватиканских станцах). 1511. Сангина Девонширская коллекция, Четсуорт
Отличие от живописи – особое отношение между изображением и фоном, специфическое понимание пространства (плоскость листа). Двухмерность, плоскостность. Включение поверхности (бумаги, например) в общий строй работы. От греч. «graphein» = «скрести» , «царапать» , «писать» , «рисовать» . Использование грифеля – тесная с письменами. «Графический» ‐ качества произведения, которые органически вытекают из материала и технических средств графики.
Графичность в живописи Сандро Боттичелли (1445 ‐ 1510). Рождение Венеры, 1884 – 86. 1, 72 х 2, 78 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Живописность в графике Густав Доре (1832 ‐ 1883). Тайная вечеря, 1865. Гравюра. Из иллюстрации к «Святой Библии» .
1. Рисунок (оригинальная графика). 2. Печатная графика (тираж).
• • Рисунок 1. Нарисованное изображение, воспроизведение чего‐н. Карандашный р. Р. углём. 2. Совокупность графических элементов в картине, в противоп. колориту, краскам. Художник - мастер рисунка. 3. Искусство рисования. Урок рисунка. 4. Сочетание линий, красок и теней, узор. Ткань пёстрого рисунка. Словарь Ожегова Подготовительный этап, внутреннее потребление. «Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой» . Б. Р. Виппер
Рисунок. Древний мир Палеолит. Рисунок чёрных носорогов из пещеры Шове, Франция. 32. 410 ± 720 лет назад
Рисунок. Древний мир Древний Египет. Керамика периода Накада II. 3600 – 3300 гг. до н. э.
Рисунок. Древний мир Древняя Греция. Краснофигурная ваза с росписью посольства к Ахиллесу (Илиада). 480 г. до н. э.
Рисунок. Средневековье Европейское Церковь Сан‐Витале, Равенна, Италия. 526 – 547 гг.
Рисунок. Средневековье Европейское Византия. Богоматерь с младенцем На престоле со святыми Феодором Стратилатом и Георгием. VI в. Монастырь Екатерины на Синае.
Синкретизм рисунка и живописи: Египет – полуписьмена, образный шрифт. Греческие вазы – декоративное украшение, тесно связанное с формой сосуда. Средневековье – утверждение иллюзорности пространства, его двухмерности. Эпоха поздней готики и раннего Возрождения: Живопись отделяется от архитектуры, намечается принципиальная разница между рисунком и живописью.
Набросок часто служит подготовительным целям, но может носить и самостоятельный характер. Главное в нем — быстрота исполнения и концентрированное воплощение замысла. Если рисунок «набросан» с натуры, он лучше всего удержит свежесть впечатления. Самая привлекательная сторона наброска — в нем как нигде ярко проявляется индивидуальный почерк художника.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Спящая женщина (Хендрикье Стоффелс). Ок. 1655. Кисть коричневым тоном. Британский музей, Лондон
Эскиз — всегда имеет подготовительный характер, даже если работа, в конце концов, не осуществилась. В нем художник намечает общее расположение групп и фигур, распределение света и тени (освещение), основные конструктивные элементы будущей композиции. Эскиз может обладать разной степенью подробности.
Антонис ван Дейк. Диана и Эндимион. Перо и кисть коричневым тоном, подсветка белым. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью‐Йорк
Этюд — связан с изучением натуры и является проработкой деталей композиции в отдельных рисунках. В многочисленных этюдах художник прорабатывает отдельные ее части — группы, отдельные фигуры, вплоть до тщательных штудий голов, рук, ног, торсов, драпировок, пейзажные фоны или даже изображаемые в картине предметы, детали костюмов.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА
Технические элементы: 1. Поверхность, на которую наносится рисунок (доска) 2. Инструменты 3. Печатная краска 4. Печатание Прямая связь между техникой и стилистикой.
Материал печатной доски и способы ее разработки ‐ три основных вида печатной графики: 1. Выпуклая гравюра 2. Углубленная гравюра 3. Плоская гравюра на камне
Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку ‐‐ на доске они образуют выпуклый рельеф. ‐гравюра на дереве (ксилография) ‐ гравюра на линолеуме (линогравюра) ‐ выпуклая гравюра на металле (редко)
КСИЛОГРАФИЯ Доска продольного распила (в Европе ‐ груша или бук, позднее ‐ пальма; в Японии ‐ вишневое дерево) с гладко выструганной поверхностью, а иногда и покрытую слоем мела. Художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем художник или специальный резчик вырезывает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка ( то, что на оттиске должно выйти цвета бумаги). То же, что в оттиске превратится в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. На отпечатке изображение получается обратным (как бы в зеркальном отражении) по отношению к изображению на рисунке, то есть то, что в рисунке находилось справа, в отпечатке будет слева, и наоборот.
КСИЛОГРАФИЯ Печать по бумаге (реже по пергаменту) простой типографской краской, вручную или на типографском прессе. Печать ксилографии как часть процесса книжного набора. Возможность получить сотни качественных отпечатков с одной доски. Демократичность и широкое потребление. Дуализм в разделении труда: художник и резчик. Сложность корректировки ошибок в процессе вырезывания.
Св. Христофор. Ксилография. 1423 г. Мария с младенцем Иисусом. Ксилография с датой "1418"
Альбрехт Дюрер (1471 ‐ 1528). Ксилография из серии «Апокалипсис» , 1498 г.
Углубленная гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. Давление печатного станка оставляет по краям углубления на бумаге, которые отделяют рисунок от полей. ‐ все виды гравирования на металле ‐‐ гравюра резцом, офорт, меццо‐тинто.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Основные виды печати: 1. Механический (резцовая гравюра, сухая игла, меццо‐тинто) 2. Химический (офорт, мягкий лак, акватинта) 3. Смешанная техника (карандашная манера, пунктир)
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Резцовая гравюра: ‐ Инструмент – штихель ‐ Режет от себя ‐ Доска (медная) лежит на подушке с песком, которую можно поворачивать ‐ Бороздки (барбы) выглаживаются гладилкой или шабером (трехгранный нож)
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Резцовая гравюра – стилистические особенности: ‐ Тонкие линии, которые начинаются и заканчиваются острием ‐ Богатство и разнообразие штриховки – эффекты моделировки, градации блеска тона и силы рельефа ‐ Каждая плоскость разбивается на линии и точки ‐ Господствует ритмический, закономерный штрих.
Сухая игла Пабло Пикассо (1881 ‐ 1973). 1933.
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 ‐ 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 ‐ 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 ‐ 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
Офорт. Мягкий лак. Кете Кольвиц (1867 ‐ 1945). Дети Германии голодают, 1924.
Меццо‐тинто Samuel Cousins “Samuel Cousins” Mezzotint, 1884 45 x 40 cm.
Плоская гравюра на камне. Рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым. ‐ литография ‐ альграфия (камень заменен алюминиевой дощечкой)
ЛИТОГРАФИЯ Греч. «литос» = камень, «графо» = рисую. Способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы (камня ‐ известняка) на бумагу. Основан на химическом процессе : сырая поверхность камня не принимает жировых веществ, а жир не пропускает жидкость. Изобретена в 1796 г. в Мюнхене Алоизлм Зенефельдером – актером и автором музыкальных пьес. Стремился найти дешевый способ распространения нот.
Литография Эжен Делакруа (1798 ‐ 1863). «Мефистофель представляется» . Литография. 1828.
Литография Анри де Тулуз‐Лотрек (1864 ‐ 1901). Японский диван. 1893
Пространственные виды искусства Живопись
ТЕРМИН. ЖИВОПИСЬ «Сведение реальных трех измерений к двум, проецирования на плоскость … Прямоугольный холст или доска, покрытые слоем краски» . Н. А. Дмитриева, «Изображение и слово» . «Вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на к. ‐л. твердую поверхность (основа), образов действительности, получающих в зависимости от назначения произведения, господствующего художественного стиля, времени и индивидуальности мастера‐исполнителя определенную художественную интерпретацию» . Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М. : Политиздат, 1989.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОПИСИ 1. Монументальная (монументально‐ декоративная): фреска, мозаика. 2. Станковая картина – самостоятельное произведение живописи, свободное от всяких декоративных функций и выполненное на мольберте или станке. 3. Особые виды: иконопись, миниатюра, диорама, панорама.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Разновидность живописи, произведения которого ‐ отличаются значительностью идейного содержания и обобщенностью форм; ‐ создаются для конкретной архитектурной среды.
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер. Термин «станковая живопись» произошёл от станка (мольберта), на котором создаются картины.
ДИОРАМА Лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). ПАНОРАМА Картина (как правило лентообразная) с круговым обзором (в отличие от диорамы), на которой плоский живописный фон совмещается с объемным предметным первым планом. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют главным образом для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое
Музей Оранжери, Париж. Комната Клода Моне. 91 х 2 метра.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО‐ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ 1. Цвет и колорит (образующая эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства). 2. Рисунок 3. Композиция 4. Фактура красочной поверхности (в т. ч. мазки).
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Основа: 1. Поверхность стены 2. Дерево 3. Холст (конопляная или льняная ткань с плотным переплетением пряжи) 4. Медные доски
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Грунтовка: 1. Белый грунт из гипса и мела. 2. Золото по белому грунту (Средние века). 3. Красочная грунтовка масляными красками (с XVI в. ).
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Краска = пигмент + связующее вещество Пигмент нерастворимое сухое (порошкообразное) вещество, придающие краске цвет. Основными характеристиками пигментов являются: цвет, светостойкость и атмосферостойкость, интенсивность, укрывистость. Пигменты подразделяются на ‐ природные: окислы железа, марганца, хрома и др. а также некоторые виды глин и известняков; ‐ искусственные, которые, в свою очередь, подразделяются на органические и неорганические.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Краска = пигмент + связующее вещество Связующие вещества: вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом. Основное предназначение ‐ скрепление между собой частиц пигмента и грунта, в создании устойчивого и связного красочного слоя, обеспечивая этим сохранность краски.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Связующие вещества: 1. Фреска: известковое молоко. 2. Энкаустика: воск 3. Темпера: яйцо (желток или белок), уксус, животный или растительный клей (мед). 4. Масляная живопись: масла (ореховое, льняное).
Фрески Виллы Мистерий, II в. до н. э. Помпеи.
Феофан Грек (1340 ‐ 1410) Спас Вседержитель, 1378 г. Фреска в куполе Церковь Спаса Преображения, Новгород
Джотто ди Бондоне (1267 — 1337). Святой Франциск Ассизский проповедует птицам. Фреска. Верхняя Базилика Ассизи, Умбрия, Италия.
ТЕМПЕРА – техника станковой живописи. Андрей Рублев (1360 ‐ 1430). Икона. Архангел Михаил. Начало 15 века. Дерево, левкас, темпера. 158 х108.
Валентин Серов (1865 ‐ 1911). «Портрет Иды Рубинштейн» . Темпера. 1910 г
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Масло (масляная краска) В Западной Европе активно применяется с 16 в. Особенности: ‐высыхает долго, слои сохнут с разной скоростью ‐ разная степень укрывистости ‐цвета смешиваются легко, возможность создания сложных цветовых переходов и разработанного колорита ‐свобода в выборе скорости, темпа работы, в исправлениях и изменениях ‐относительная недолговечность
Ян ван Эйк (1395 ‐ 1441). Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433. Масло, дерево.
Джованни Беллини (1430/33 ‐ 1516). Портрет молодого человека в красном 1485‐ 90 Масло, темпера, доска.
Джорджоне (1476/77 ‐ 1510). Юдифь, 1504. 144 х 68, масло, холст (переведена с доски). Эрмитаж, СПб.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА Пастель Мало связующих веществ Высокая степень укрывистости Свобода в работе Акварель Прозрачность, легкость.
Розальба Каррьера (1673 – 1757). Детская головка в профиль. Пастель.
КОЛОРИТ Колорит – это гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине. Теплый и холодный. Светлый и темный. Зеленоватый, красноватый, золотистый и др.
Клод Моне (1840 – 1928) Руанский собор в разное время суток.
Период сезаннизма, 1906 -1908 Пабло Пикассо (1881‐ 1973) «Автопортрет» , 1906
ФАКТУРА Фактура (лат. factura — обработка, строение) — характер поверхности художественного произведения, ее обработки. Ощущается зрительно и осязательно. В переносном смысле фактура — индивидуальный почерк, особенность руки художника. Фактурный мазок — рельефный, пастозный, объемный. Говоря о фактуре живописи, мы имеем ввиду общий характер поверхности произведения. Фактура картины достаточно сложна. Она строится из совокупности фактур основы, грунта, красочных слоев, покровных пленок. Мазок – один из наиболее выразительных средств передачи настроения полотна.
Клод Моне (1840 – 1926) Дама с зонтиком 1886
Винсент ван Гог (1853 – 1890) Звездная ночь. Сен Реми. 1889.
Винсент ван Гог (1853 – 1890) Дорога в Оверни после дождя, 1890.
Винсент ван Гог (1853 – 1890) Дорога в Оверни после дождя, 1890. Фрагмент.
Джексон Поллок (1912 – 56) На дне морском (Пять полных морских саженей), 1947. 129, 2 х 76, 5.
СВЕТ Светотень ‐ распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и темных штрихов. Объем ‐ иллюзорная передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.
СВЕТ Направление источника света Тени, их направление, длина тени, направление потока тени. ‐ Фронтальное расположение источника света (переднее) ‐ не будет теней, и изображение будет плоскостным. ‐ Заднее освещение ‐ эффективно в пейзажах, вокруг фигур аура света, чаще всего располагаются фигуры спиной к зрителю, пространство картины забирает зрителя в свой мир. ‐ Боковое освещение ‐ сложная игра света и тени. ‐ Свет изнутри, как будто пространство светит. Религиозные сцены, легенды. Рембрандт.
Святой Георгий. Икона, клеймо 2. Новгород, XV в.
Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840) Мужчина и женщина, созерцающие Луну, 1824.
Барокко. Италия. Живопись (XVII в. ) Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 ‐ 1610). Распятие апостола Петра. 1600.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРА
СКУЛЬПТУРА Лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю = ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно‐ пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ 1. Большая (монументальная) и малая (статуэтка) скульптуры (большая скульптура создается для конкретного места, как правило – site specific). 2. Свободная скульптура (круглая) и рельеф.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ Рельеф – от лат. relevo – поднимаю – скульптурное изображение на плоскости. Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
Разновидности скульптуры: ГОРЕЛЬЕФ Пергамский Алтарь: битва Зевса с Порфирионом (первая половина 2 в. до н. э. )
Разновидности скульптуры: ГОРЕЛЬЕФ Пергамский Алтарь: битва Афины с Алкионеем. (первая половина 2 в. до н. э. )
КЛАССИФИКАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ Рельеф: Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.
Скульптура. Барельеф Дворца Молодежи (1973), разработал Анатолий Калашников (1947 ‐ 2012).
КЛАССИФИКАЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ Рельеф: Контррельеф (лат. contra — против) — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений.
Скульптура. Контррельеф. «Поклонение Атону» . Врезанный рельеф. 1 4 в. до н. э. Египетский музей. Каир
Скульптура Скульптурная композиция «Свобода» ( «Порыв» ). США, Пенсильвания, Филадельфия, на пересечении 16‐ой и Винной улиц, возле штаб‐квартиры фармацевтической компании GSK. Скульптор ‐ американец Зенос Фрудакис (Zenos Frudakis. ). 2000 г.
Скульптура Скульптурная композиция «Свобода» ( «Порыв» ). США, Пенсильвания, Филадельфия, на пересечении 16‐ой и Винной улиц, возле штаб‐квартиры фармацевтической компании GSK. Скульптор ‐ американец Зенос Фрудакис (Zenos Frudakis. ). 2000 г.
Скульптура Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Экстаз Святой Терезы, 1645 - 1652. Мрамор, золото. Рим, Сант Мария делла Виттория.
Скульптура Огюст Роден (1840 - 1917). Весна, 1900. Мрамор. Эрмитаж.
Скульптура Константин Бранкузи (1876 - 1957). Поцелуй, 1908. Камень.
Скульптура Альберто Джакометти (1901 - 1966 Шагающий человек I, 1960. Бронз
ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА 1. Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева). 2. Когда работу художника заканчивает огонь (керамика). 3. Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе). 1. Лепка в мягких материалах (воск, глина) ‐ техника, которую мы называем в узком смысле "пластикой" (работа изнутри наружу). Пластический стиль. 2. Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или "скульптура" в прямом смысле этого слова (работа снаружи вовнутрь). Скульптурный стиль. 3. Отливка и чеканка в металле.