Скачать презентацию МОРДВА НА ТЕРРИТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ Выполнили Морозова Анастасия Кормилицина Скачать презентацию МОРДВА НА ТЕРРИТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ Выполнили Морозова Анастасия Кормилицина

Mordva_na_ter_Povolzhye (1).pptx

  • Количество слайдов: 33

МОРДВА НА ТЕРРИТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ. Выполнили: Морозова Анастасия, Кормилицина Евгения, Соломатина Дарья; истб-1201. МОРДВА НА ТЕРРИТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ. Выполнили: Морозова Анастасия, Кормилицина Евгения, Соломатина Дарья; истб-1201.

История возникновения. С VIII в. до н. э. в западной части Среднего Поволжья проживают История возникновения. С VIII в. до н. э. в западной части Среднего Поволжья проживают финно-угорские племена. Этнос мордва выделяется из городецкой культуры. В I-IV в. н. э. мордва занимала обширную территорию в междуречье Цны, Оки и Суры. Этноним "мордва" восходит к понятию «человек» , «мужчина» .

История возникновения С IX века мордва (в особенности — мокша на юге и востоке) История возникновения С IX века мордва (в особенности — мокша на юге и востоке) попадает под влияние Волжской Булгарии. Согласно «Слову о погибели Русской земли» Морьдва платила дань мёдом Владимиру Мономаху (1053– 1125 гг. ) Мордва принимает участие в борьбе Руси и Булгарии за зоны влияния в Среднем Поволжье. Войска Пургаса разгромлены нижегородцами в 1229 году. В XIII мордовские земли были подчинены монголам. Для контроля над мордовскими и соседними землями золотоордынцами был в XIV веке основан на р. Мокше город Мухши

 Окончательное включение всех мордовских земель в состав Русского государства произошло после покорения Москвой Окончательное включение всех мордовских земель в состав Русского государства произошло после покорения Москвой Казани в 1552 году. Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Начинается христианизация мордвы, особый размах получившая в XVIII веке. Терюшевское восстание 1808– 1810 годов, возглавляемое Кузьмой Алексеевым. Миграции мордвы второй половины XVI — первой половины XIX вв. имели большое значение. Именно в этот период она расселилась в Поволжье примерно в тех же районах, где живет и поныне.

Социальная организация Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – Социальная организация Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя - старик). В IV-VII веках родовая община у мордвы превращается в семейную. К концу I тысячелетия начинает расти имущественное и социальное неравенство среди мордвы. В начале II тысячелетия у мордвы оформляются ранние государственные объединения. Русские летописи фиксируют существование "Мордвы Пургасовой", "Пургасовой волости» .

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ Ритуальный штатол (свеча) с моления эрзян. Реконструкция. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ Ритуальный штатол (свеча) с моления эрзян. Реконструкция.

Сохранившиеся названия богов небом и временем управлял бог Шкай; его супругой была Анге — Сохранившиеся названия богов небом и временем управлял бог Шкай; его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви; Чи-паз был богом солнца; Мастер-паз — богом земли (земной тверди); Ков-паз — богом луны; Пургине-паз — богом грома; Богиня Шобдава являлась в виде зари; Толава в виде огня; землей (почвой) ведала Модава; водой — Ведява; лесом — Вирява ; бог зла, мрака и холода Анамаз; творцом всего сущего стал Ине Шкай-паз великий бог Времени, называемый также Ме-нель-пазом, то есть небесным богом или Вере-пазом — всевышним богом. М. Шанин "Богиня воды Ведява"

Теоним верховного бога мордвы Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Словами инязор, Теоним верховного бога мордвы Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Словами инязор, оцязор она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей. Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишкепаз Верепаз, а мордвамокша Шкай, Вярде Шкай, Оцю Шкай-бас. Инешкепаз (э. ), Шкабаваз (м. ), творец мира. Рисунок Н. Макушкина.

Христианизация мордвы С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские Христианизация мордвы С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор. постепенно христианские ценности, понятия и обряды вошли в мировоззре-ние мордовского народа, которые он сейчас воспринимает как свои исконные. Вместе с тем языческие символы заменялись христиан скими : вместо березовоговен ика, увешанного платками и полотенцами, ставили в переднем углу икону с зажженной перед ней восковой свечой и на коленях произносили молитвы своим. Чампасам и Анге. Патяям по-русски, забыв старинные мордовские их тексты. В. Ключевский

Обряды мордвы СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ Свадебные обряды мордвы — совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Обряды мордвы СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ Свадебные обряды мордвы — совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Свадебные обряды мордвы связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства и свойства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы. Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 в. РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ • Родильные обряды мордвы — совокупность традиционных действий, связанных с рождением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и благополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ Похоронные обряды мордвы — совокупность традиционных действий, связанных с проводами покойника в ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ Похоронные обряды мордвы — совокупность традиционных действий, связанных с проводами покойника в последний путь. Для мордвы характерно сочетание норм православного христианства и дохристианских представлений о загробном мире. Поминки на кладбище с. Пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии. 1920 -е гг. ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ Поминальные мордовские обряды — совокупность традиционных действий, связанных с памятью об умершем.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами. Праздник "Тундунь проводяма" (проводы весны) в эрзянском селе Большое Пермиево Никольского района Пензенской области. 1990 -е гг.

Занятия и промыслы Основным занятием мордвы издревле было земледелие. На рубеже I и II Занятия и промыслы Основным занятием мордвы издревле было земледелие. На рубеже I и II тысячелетия применялись подсечно-огневая система земледелия. К началу XIX века у мордвы распространилась трёхпольная система земледелия. Основной формой крестьянского землевладения было общинное. Кроме полеводства мордва издавна занималась огородничеством. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. Древнейшим занятием мордвы было пчеловодство. В древности мордва широко занималась бортничеством.

 Древними занятиями мордвы были охота и рыболовство. У мордвы были распространены различные ремёсла Древними занятиями мордвы были охота и рыболовство. У мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. В конце XIX века начинает развиваться портняжный промысел. Важным подспорьем в хозяйстве мордвы являлись промыслы. До начала ХХ века в крестьянском быту сохранялось полунатуральное хозяйство. В Ставропольском уезде крестьяне некоторых мордовских сёл занимались смолокурением и приготовлением древесного угля. Был очень развит извоз хлеба, рыбы, соли. Жители некоторых мордовских селений осенью отправлялись в соседние сёла для стрижки шерсти

Мордовский национальный костюм Мордовский национальный костюм

 Народный костюм мордвы, очень красочен. Недаром его называют венцов декоративноприкладного творчества мордовских женщин. Народный костюм мордвы, очень красочен. Недаром его называют венцов декоративноприкладного творчества мордовских женщин. Он подразделяется на мокшанский и эрзянский.

Женский костюм ЭЗРЯНСКАЯ ГРУППА Интересны 2 типа рубах: панар и покай, одинаковые по покрою, Женский костюм ЭЗРЯНСКАЯ ГРУППА Интересны 2 типа рубах: панар и покай, одинаковые по покрою, но отличались приемами декоративного оформления. Покай- нарядная, чаще свадебная рубаха, украшенная богатой плотной, орнаментально сложной вышивкой. Панар- более распространенный тип рубахи, украшением которой была ковровая, рельефная вышивка. МОКШАНСКАЯ ГРУППА характерен много -слойный костюм, состоящий из нечётного, согласно древним традициям, количества туникообразных рубах и недлинной распашной одежды. Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Рубаха, подпоясанная на бёдрах, образовывала большой напуск, благодаря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.

Головные уборы ЭЗРЯНСКАЯ ГРУППА панго, сорока, сорка, шлыган — были высокими и имели вариантыв Головные уборы ЭЗРЯНСКАЯ ГРУППА панго, сорока, сорка, шлыган — были высокими и имели вариантыв виде цилиндра, колуцилиндра или конуса. МОКШАНСКАЯ ГРУППА панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Бы-ли распостранены уборы типа полотенец или платков.

Декоративные дополнения в костюме- украшения Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает Декоративные дополнения в костюме- украшения Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебря-ных монет и бисера, а также сложным нагрудником. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. Крестная хорошая, Подошло время тебя нарядить. На голову повязать фату – платок, На уши повесить серебряные сережки. (фольклор)

Мужская одежда Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста руця, Мужская одежда Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста руця, импанар , мушказ, балахон. И у мокши и у эрзи традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи —кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей.

Мордовская вышивка включает в себя 4 цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, жёлтый Мордовская вышивка включает в себя 4 цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора. Характер вышивки мордовской женской одежды отражает возраст и социальное положение владельца, отличает праздничный костюм от повседневного.

Вышивание было не только обяза - тельным, но и любимым занятием мордовских девушек, за Вышивание было не только обяза - тельным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6 -7 лет. К 10 годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12 -13 годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в ис -кусстве вышивания. А на свадьбе было принято показывать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки.

Мордовская обувь. В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх Мордовская обувь. В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти кархьть , карть. — со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки — белыми и чёрными онучами — пракстат. Нередко мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.

Сохранение и продолжение традиций мордовского вышивального искусства Многие из мастеров старшего поколения продолжают работать Сохранение и продолжение традиций мордовского вышивального искусства Многие из мастеров старшего поколения продолжают работать и сейчас. Они ищут новые подходы в составлении орнаментальных композиций на основе народных традиций. Для того, чтобы сохранить национальную культуру, традиции и обычаи, в МГУ им. Н. П. Огарёва уже несколько лет ведётся приём студентов на факультет национальной культуры, студенты которого изучают историю мордовской куль- туры, народные промыслы.

Коллекция современного национального костюма Коллекция современного национального костюма

Семейный уклад Существовало 2 форма семьи: большая и малая. Преобладание более многолюдных вариантов семей. Семейный уклад Существовало 2 форма семьи: большая и малая. Преобладание более многолюдных вариантов семей. Важнейшими структурными признаками семьи являются ее людность и поколенный состав У мокши и эрзи большие семьи были представлены разными типами. Наиболее распространенными являлись отцовская однолинейная и многолинейная семьи и братская многолинейная с различными вариациями

Семейный уклад Для успешного функционирования больших семейных коллективов необходима была строгая регламентация прав и Семейный уклад Для успешного функционирования больших семейных коллективов необходима была строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада. По обычаю, во главе такой семьи стоял самый старший мужчина Власть главы была очень велика, так же высоким статусом в семье обладала женщина. Характерной особенностью больших семей было устойчивое половозрастное разделение труда

Мордва на сегодняшний день Сегодня мордва-мокша населяет в основном запад и центр Мордовии, а Мордва на сегодняшний день Сегодня мордва-мокша населяет в основном запад и центр Мордовии, а эрзя — восток (см. выше о формировании этнической территории мордвы), при этом большая часть эрзян (составляющих, как принято считать, около двух третей мордвы) живёт за пределами республики, в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан и Башкортостан. Мокшане также живут в этих областях и республиках, иногда — в одних сёлах с эрзянами, но в целом за пределами Мордовии их меньше

Мордва на сегодняшний день Мордва является самым крупным финно – угорским народом Самарской области Мордва на сегодняшний день Мордва является самым крупным финно – угорским народом Самарской области (86000 человек (2, 655%). Мордовские поселения в северных и восточных районах области (в Клявлинском, Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском и др. ). Мордовский этнос состоит из двух основных этнических групп – эрзя и мокша, имеющих свой язык (эрзянский и мокшанский). На территории нашей области эрзя в основном расселена на левобережье Волги, мокша – на правобережье. В Самарской области преимущественно проживают представители группы эрзя.

Мордва на сегодняшний день Мордва на сегодняшний день

Мордва на сегодняшний день Мордва на сегодняшний день

Список используемой литературы Информация с сайтов http: //www. zubovapoliana. ru/ http: //www. hrono. ru/etnosy/rossia/mordva. Список используемой литературы Информация с сайтов http: //www. zubovapoliana. ru/ http: //www. hrono. ru/etnosy/rossia/mordva. php По материалам Н. Мокшина, В. Ключевского http: //portal. do. mrsu. ru/info/ethnics/? ELEM ENT_ID=847

Спасибо за внимание!!! Спасибо за внимание!!!