Мораль и право Лекция 2.ppt
- Количество слайдов: 18
Мораль и право Право есть искусство добра и справедливости. Цельс Авл Корнелий
Осирис
Глава 125 «Изречения выхода в день» (Книги мертвых)
…. Я чист, я чист!. . . Нет обвинения против меня у царя в его день.
Мораль и право не противопоставлялись, имея в своем основании объединяющий фактор – божественное происхождение.
Хаммурапи — царь Вавилона, правил в 1793 — 1750 годах до н. э.
«Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость…»
Правда есть система представлений о нормальном, регламентирующая правовую и повседневную жизнь членов общины и объединяющая в себе правовые и моральные представления славян
«Закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать – служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает своих сынов в жизнь вечную» .
«Первое, бога деля и душа своея, страх имейте божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру» «Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрых слушати, старейшимъ покарятися, с точными и меншими любовь имети; без луки беседующе, а много разумети; не свереповати словомь, ни хулити беседою, не обило смеятися, срамлятися старейших, к женам нелепымъ не беседовати, долу очи имети, а душю горе, пребегати; не стрекати учить легких власти, ни в кую же имети, еже от всех честь»
Никколо Макиавелли, 1469 -1527 ( «Государь» )
С. Нечаев «Катехизис революционера» Л. Д. Троцкий «Их мораль и наша»
«Правила христианской нравственности» вне действия политики и права Н. Я. Данилевский Людей к добру и правде подвигают нравственные устои общества, а дурные развращают. К. Д. Кавелин
Принцип взаимодополнения АСКЕТИЗМ, АЛЬТРУИЗМ, РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО – нравственный фундамент мира В. С. Соловьев
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ! Рациональное соотношение целей и средств. М. Вебер И. Кант Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как цели и никогда не относился бы к нему только как к средству
“Человек, не делающий зла, которое, однако, он способен сделать, побуждается к тому следующими мотивами: 1) страхом наказания или мести, 2) страхом загробного возмездия, 3) состраданием, 4) честолюбием, т. е. страхом позора и 5) честностью, т. е. объективной преданностью и верностью, вместе с решимостью свято соблюдать эти священные основы человеческого общежития. Это чувство имеет огромное значение. Оно-то и побуждает честного человека отворачиваться с презрением от бесчестного, но корыстного дела, с возгласом: “Я честный человек!”” А. Шопенгауэр
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Справедливыми считают исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми – чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих их свободы и имущества), не помнящих сделанного им добра. Справедливым признается воздаяние каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым – незаслуженные почести и наказания. В частности, несправедливо получение одними благ за счет блага других и перекладывание на других собственных обязанностей. Справедливым признается исполнение обязательств (накладываемых договором или обетом) и обязанностей, не только ясно выраженных, но и подразумеваемых (либо сложившимся порядком вещей, либо предшествующими отношениями). Справедливы объективные решения и несправедливы – пристрастные.
Мораль и право Лекция 2.ppt