Скачать презентацию Мораль это система норм и правил регулирующих Скачать презентацию Мораль это система норм и правил регулирующих

11 Мораль и Право.pptx

  • Количество слайдов: 43

Мораль – это система норм и правил, регулирующих поведение людей и обеспечивающих единство общественных Мораль – это система норм и правил, регулирующих поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль возникла в первобытном обществе и была необходима для регулирования взаимоотношений между людьми. Мораль как система норм и правил закреплялась в обычаях и табу.

В античности мораль ассоциировалась с этикой и занималась вопросами о том, как следует жить В античности мораль ассоциировалась с этикой и занималась вопросами о том, как следует жить человеку, как сохранить гармонию с самим собой, окружающим миром и людьми. Этика рассматривалась как область «практического знания» , которая занималась воспитанием деятельноволевых, душевных способностей человека.

Этика рассматривала не только моральные проблемы долга, добра, зла, но и вопросы, связанные с Этика рассматривала не только моральные проблемы долга, добра, зла, но и вопросы, связанные с желанием, воздержанием, умеренностью, наслаждением. В дальнейшем развитии этика рассматривается как философская мудрость. Это связано с тем, что человек не может «жить в согласии с природой» , так как, в отличие от животного, он потерял естественное чувство меры и вынужден ограничивать себя разумом (На это указывал в своих исследованиях Демокрит).

Платон «Государство» Платон «Государство»

Платон выделяет добродетели: три основных Высшая добродетель – мудрость. Средняя добродетель - мужество. Низшая Платон выделяет добродетели: три основных Высшая добродетель – мудрость. Средняя добродетель - мужество. Низшая добродетель - умеренность (самообладание, покорность). Характер человека, его мысли и поступки определяются одной из этих трех добродетелей, которая занимает главенствующее положение по отношению к двум остальным.

Этика Платона тесно связана государственным устройством. с Государство рассматривается как человек, только в более Этика Платона тесно связана государственным устройством. с Государство рассматривается как человек, только в более крупном масштабе. Как в душе человека есть три добродетели, так и в государстве должно быть три сословия.

Высшей добродетели – мудрости – соответствует сословие правителейфилософов, которые занимаются законодательной деятельностью и управляют Высшей добродетели – мудрости – соответствует сословие правителейфилософов, которые занимаются законодательной деятельностью и управляют государством. Средней добродетели - мужеству соответствует сословие воинов, которые занимаются охраной государства и граждан.

Низшей добродетели - умеренности (самообладание, покорность) соответствует сословие крестьян и ремесленников, которые своим трудом Низшей добродетели - умеренности (самообладание, покорность) соответствует сословие крестьян и ремесленников, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Сословия не равны. Каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.

Аристотель «Этика» Аристотель «Этика»

Добродетель – качество души, которое вырабатывается в процессе жизнедеятельности человека. «Добродетелями вообще мы называем Добродетель – качество души, которое вырабатывается в процессе жизнедеятельности человека. «Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души» . Аристотель Добродетели тесно связаны с чувствами человека. У каждого чувства есть своя добродетель.

Добродетель - это «золотая середина» между двумя крайностями: избытком и недостатком чувств. Добродетель Благородство Добродетель - это «золотая середина» между двумя крайностями: избытком и недостатком чувств. Добродетель Благородство «Благородство – это середина между кичливостью и приниженностью. Дело тут касается чести и бесчестия – чести, которая воздается не толпой, а достойными людьми. Люди жалкие и дурные, но мнящие себя великими думающие, что их должны соответственно чтить – кичливы.

Те же, кто считает себя достойными меньшего, чем им подобает, приниженны. Значит, посередине между Те же, кто считает себя достойными меньшего, чем им подобает, приниженны. Значит, посередине между ними стоит тот, кто не считает себя достойным меньшей чести, чем ему подобает, но и не мнит себя достойным большей, причем не всякие почести принимает» . Аристотель

Благородство связано с чувством чести Недостаток чести • Приниженность Золотая середина • Благородство Избыток Благородство связано с чувством чести Недостаток чести • Приниженность Золотая середина • Благородство Избыток чести • Кичливость

Средневековье Мир носит двойственное значение: Мир «божественный» - мир добра, которое идет от Бога. Средневековье Мир носит двойственное значение: Мир «божественный» - мир добра, которое идет от Бога. Мир «греховный» - мир зла, которое идет от дьявола. Мораль в средневековье – это догмы, заповеди, система норм и правил, которые передаются людям от Бога.

Августин Блаженный «О граде Божием» Августин Блаженный «О граде Божием»

Августин Блаженный тесно связывал этику с природой человека. Все исторические определяются волей Бога. события Августин Блаженный тесно связывал этику с природой человека. Все исторические определяются волей Бога. события Все несовершенство общества, его безнравственность, можно объяснить исходя из первородного греха Адама и Евы, который явился причиной изменения самой сущности природы человечества.

 «Великое преступление Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к «Великое преступление Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти» . Аврелий Августин

Аврелий Августин разделяет людей на 2 разряда (вида), согласно природе человека и типу общества, Аврелий Августин разделяет людей на 2 разряда (вида), согласно природе человека и типу общества, к которому они принадлежат: q живущие по человеку и составляющие град земной. q живущие по богу и составляющие град небесный.

 «Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, «Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха» . Аврелий Августин Град земной В основе "града земного" лежит борьба людей за власть, материальные блага, за свои интересы.

Это государство, в котором в ранг этических норм и нравственных воззрений возводятся воровство, эгоизм, Это государство, в котором в ранг этических норм и нравственных воззрений возводятся воровство, эгоизм, убийство, ложь, жадность, враждебность и лицемерие. Отличительная черта граждан «Града земного» - это любовь к себе, доведенная «до презрения к богу» .

Град божий «Град божий» - праведники, которые составляют религиозные общины и церковь. Этика жителей Град божий «Град божий» - праведники, которые составляют религиозные общины и церковь. Этика жителей этого государства основана на принципах добра, красоты и справедливости. Поэтому только церковь содержит в себе этические ценности, принципы и нормы и сохраняет мир и порядок.

Р. Декарт «Страсти души» Р. Декарт «Страсти души»

Все этические нормы и правила поведения являются порождением человеческой природы. Такие понятия как любовь, Все этические нормы и правила поведения являются порождением человеческой природы. Такие понятия как любовь, стыд, мужество, благородство, трусость, порочность являются выражением душевных импульсов. Добродетель – это свойство души или ее способность.

 «То, что обыкновенно называют добродетелями, собственно, привычки души, располагающие ее к определенным мыслям, «То, что обыкновенно называют добродетелями, собственно, привычки души, располагающие ее к определенным мыслям, так что привычки отличны от этих мыслей, но могут их вызвать и, наоборот, появиться под их влиянием» . Р. Декарт

Надежда и страх «Надежда — это склонность души убеждать себя в том, что желаемое Надежда и страх «Надежда — это склонность души убеждать себя в том, что желаемое сбудется. Эта склонность вызвана особым движением духов, а именно соединенными движениями радости и желания. Страх же есть склонность души убеждать себя в том, что желаемое не сбудется» . Р. Декарт

Б. Спиноза «Этика» Б. Спиноза «Этика»

В природе не существует никаких ценностей. В природе все устроено рационально. Все предметы находятся В природе не существует никаких ценностей. В природе все устроено рационально. Все предметы находятся на своих местах и выполняют свое предназначение. Понятия добра и зла относительны. Предмет не является ни хорошим, ни плохим. Он будет хорошим или плохим только с точки зрения конкретного человека, с позиции оценки выгоды.

 «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим наоборот то, что как нам достоверно известно, препятствует обладание добром» . Б. Спиноза Человек – рациональное существо. Такие добродетели как стыд, совесть, раскаяние, благодарность – это выражение человеческого несовершенства.

В природе не существует ценностей. Добро – это то, что полезно для каждого человека. В природе не существует ценностей. Добро – это то, что полезно для каждого человека. «Истинная добродетель есть не что иное, как жизнь по одному только руководству разума» . Б. Спиноза Любовь «Любовь – разновидность удовольствия, отношение к предмету как к причине наслаждения (к тому, что вызывает наслаждение)» . Б. Спиноза

И. Кант «Критика практического разума» И. Кант «Критика практического разума»

Мораль – это добровольное самоподчинение человека долгу. q Мораль имеет абсолютный характер. Она находится Мораль – это добровольное самоподчинение человека долгу. q Мораль имеет абсолютный характер. Она находится вне времени и вне истории. q Мораль не является психологической составляющей человека, механизмом осуществления его желаний. q Мораль не может быть обусловлена стремлением к счастью (блаженству), получению выгоды или прибыли.

q Мораль не дается человеку от природы. Те чувства, которые человек получает от природы, q Мораль не дается человеку от природы. Те чувства, которые человек получает от природы, «душевные порывы» , могут направить его не только на путь добра, но и на путь зла. q Все чувственные порывы можно назвать нравственными, если они находятся под контролем долга.

Учение Канта о нравственности изложено в категорическом императиве. Категорический императив нравственный закон, как поступать Учение Канта о нравственности изложено в категорическом императиве. Категорический императив нравственный закон, как поступать человеку. - это следует «Таким образом, существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максиме , руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» .

 «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» . И. Кант

Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой. Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права: q Право - система общеобязательных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего Признаки права: q Право - система общеобязательных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. q Право неразрывно связано с государством. Правовые нормы устанавливаются государством и гарантируются им. Возможность применения принудительной силы государства является специфическим признаком права.

q Применение юридических норм рассчитано на неограниченное число случаев. q Правовые нормы обязательны для q Применение юридических норм рассчитано на неограниченное число случаев. q Правовые нормы обязательны для исполнения всеми, кто попадает в сферу их действия независимо от субъективного отношения к данным нормам тех или иных лиц.

Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

Цель государства упразднить естествен-ное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы Цель государства упразднить естествен-ное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное. Права государственной власти: 1. «Меч справедливости» - право наказывать нарушителей закона, т. к. без этого права безопасность не может быть обеспечена;

2. «Меч войны» - право объявления войны и заключения мира, а также установление количества 2. «Меч войны» - право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, т. к. безопасность граждан зависит от существования войск; 3. Право суда - рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина;

4. Право установить законы о собственности, т. к. до установление государственной власти каждому принадлежало 4. Право установить законы о собственности, т. к. до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех; 5. Право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти; 6. Право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!