Монументальное искусство (фрески и мозаики).pptx
- Количество слайдов: 52
Монументальное искусство древней Руси Мозаика, фреска
Киев
Христос Вседержитель (Пантократор). Софийский собор. XI век
Мозаика. Христос Вседержитель. Софийский собор в Киеве
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ 1043 -1046 г. София Киевская
Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве.
Богоматерь Оранта. XI век. Мозаика Собора Св. София Киевская
Владимир
Страшный суд. Дмитриевский собор г. Владимир. Конец XII века
Апостолы Павел и Матфей. Фреска. Димитриевский собор в Владимире
Новгород
Уникальные фрески XII века, находящиеся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря города Пскова
Расписан сверху донизу в 30 -х и 40 -х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.
Положение во гроб. Фреска. Начало XII в.
Успение. Фреска Мирожского монастыря во Пскове. XII век
Фрески Мирожского монастыря
Фреска "Сретение" Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
Фреска Святой Георгий. Фрагмент. Софийский Собор
Неизвестный святой. Фреска из собора Рождества Богоматери. XII век.
Феофан Грек
ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — после 1405), русский иконописец, мастер монументальной росписи. Родом из Византии. Работал на Руси во 2 -й пол. 14 — нач. 15 вв. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой
Св. Троица фрагмент фрески, Феофан Грек, 14 в. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Святой преподобный Даниил Столпник
Преподобный Иоанн Лествичник
Иисус Пантократор. Роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице
Поликарп Смирнский. 1378 г.
Анфим Никомидийский. 1378 г.
Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий
Московское государство
Андрей Рублев около 1360 - 1430 Восхищение и признание современников вызывало его поразительное умение открывать взору человека невидимый мир Божественной красоты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Андрей Рублев вкладывал в свои произведения всю теплоту и искренность религиозного чувства, проникновенный лиризм и задушевность.
Страшый суд. Фреска. А. Рублев. Успенский собор г. Владимира В 1408 г. Андрей Рублев вместе с Даниилом Чёрным восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, сильно пострадавшего от монголо-татар.
Праотцы Авраам, Исаак и Иаков в раю. Андрей Рублев и Даниил Черный
Спасо-Андроников монастырь.
Преображение. Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г
Дионисий
Ансамбль бывшего Ферапо нтова монастыря — памятник истории и культуры федерального значения на территории Вологодской области. В настоящее время там располагается музей –заповедник и Музей фресок Дионисия. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.
Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец.
Богоматерь с младенцем и ангелами. 1502
Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь
Фрагмент фрески над порталом
КРАСКИ ДИОНИСИЯ Существует легенда о том, что художник сам изготовлял свои краски. Он якобы растирал разноцветную гальку, собранную на берегах Бородавского озера, возле которого расположен монастырь. Легенда возникла, видимо, потому, что холодная красочная палитра фресок Ферапонтова монастыря — нежноголубые, зелёные, бирюзовые и розовые тона в сочетании с золотисто-охристыми оттенками — необыкновенно созвучна молчаливой и скромной красоте северного пейзажа. В действительности же, как установили реставраторы, все краски Дионисия были привозными и, более того, сложносоставными. Например, замечательного разнообразия зелёных оттенков на фресках мастер добивался, не используя зелёный пигмент, а только смешивая и накладывая одну краску на другую.