Чернова И Живопись Микеланджело 405 РХ ОЗО.ppt
- Количество слайдов: 36
Монументальная живопись Микеланджело Работа по предмету: История ИЗО Выполнила: студентка группы 405 -РХ, ОЗО, Чернова Е. И. Проверила: Евтушенко Л. И.
План: 1. Понятие монументальной живописи. 2. Микеланджело Буонарроти. 3. Произведения Микеланджело.
1. Монументальная живопись (от латинского monumentum - памятник) Род живописи, относящийся к монументальному искусству. Представляет собой живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Произведения монументальной живописи создаются для конкретной архитектурной среды, отличаются обобщенностью форм, крупным масштабом. К ней относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.
По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументальнодекоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемнопространственном или плоскостно-декоративном ключе. Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.
2. Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475 -1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488 -1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489 -1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490 -1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора - монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
3. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м площади) собственноручно.
В средней части потолка художник изобразил девять сцен из библейской книги Бытия ( «Сотворение Адама» , «Грехопадение и изгнание из рая» , «Потоп» ). По углам пяти из них — двадцать фигур обнаженных юношей. По боковым сторонам свода — семь пророков ( «Иеремия» ) и пять сивилл ( «Ливийская сивилла» ). В распалубках свода — четыре драматических эпизода библейской истории ( «Битва Давида с Голиафом» , «История Юдифи» и др. ). В люнетах над окнами — так называемые предки Христа. Микеланджело создал грандиозную торжественную композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. При всей масштабности этой работы художник сумел достичь декоративного единства всей гигантской росписи в целом.
Фрески Сикстинского плафона (1508 -12) - самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от "Сотворения мира" до "Всемирного потопа", 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл "Предки Христа" в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.
Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. «Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи. Она расположена в самой высокой точке свода и занимает центральное положение среди остальных сюжетов. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Позади него, подобно парусу, развевается огромный плащ. Правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся сцена сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, рука Адама принимает божественный импульс, передавая всему телу энергию жизни. И однако, их руки не соприкасаются. Микеланджело сумел передать любовь Отца к своему творению и в то же время невозможность соединения божественного и человеческого.
Сотворение Евы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Фреска «Сотворение Евы» являет собой сцену из Книги Бытия и относится ко второй триаде библейских историй, изображенных Микеланджело. Триада включает в себя сцены «Сотворение Адама» , «Сотворение Евы» , «Искушение и Изгнание из рая» , посвященные созданию человечества и его грехопадению.
Грехопадение, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Эта часть росписи имеет и другое более детальное название — «Искушение и Изгнание из рая» . Во фреске «Грехопадение» широко известная библейская легенда истолковано Микеланджело достаточно своеобразно. Микеланджело по-новому решает тему в «Грехопадении» , подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик ветхозаветной героини, прародительницы Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Тело Змея, обвившееся вокруг Древа познания добра и зла, переходит в женскую фигуру. Художник видел в женщине искусительницу, виновную в грехопадении человека.
Отделение света от тьмы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. Человек здесь представлен художником Микеланджело Буонарроти в образе демиурга, своей безграничной силой созидающего миры.
Жертвоприношение Ноя, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Скорбные трагические ноты отдельных образов плафона усиливаются в композициях распалубок и люнетов, исполненных мастером в последний год его работы в капелле. Если в персонажах, помещенных в распалубках, преобладают настроения покоя, созерцательности, тихой печали, то в люнетах действующие лица охвачены беспокойством, тревогой; покой переходит в застылость и оцепенение. В изображениях предков Христа, где казались естественными чувства родственной близости, внутренней солидарности, Микеланджело воплотил совершенно иные переживания. Одни из участников этих сцен полны равнодушия, другие охвачены чувством взаимной отчужденности, недоверия, откровенной вражды.
Всемирный потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фреске «Потоп» широко известная библейская легенда отображена Микеланджело с достаточной динамикой движения героев и жизненным драматизмом. Трагедия людей и драматизм общего замысла Микеланджело во фреске «Потоп» , ее отдельные трагические мотивы — мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, — не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Главной идеей сюжета является не столько всемирная катастрофа, сколько поведение человека, со всеми его сильными и слабыми сторонами, в момент борьбы со смертью. Измученные и объятые ужасом люди пытаются спастись на уцелевших еще островках земли, борются за место в переполненной лодке, пытаются взобраться на ковчег.
Потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. В сикстинском плафоне Микеланджело пришел к полной зрелости своего мастерства. В общей композиции плафона он решил труднейшую задачу, найдя такое его архитектоническое членение, которое, несмотря на обилие фигур, давало возможность достичь не только логической последовательности изображений и ясной обозримости каждой из бесчисленных фигур в отдельности, но и впечатления декоративного единства гигантской росписи. В соответствии с принципами монументальной живописи Возрождения, роспись не только не разрушает архитектуру свода и стен, а, напротив, обогащает ее, выявляя ее тектоническую структуру, усиливая ее пластическую ощутимость. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно — в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу» .
Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, фреска Микеланджело Буонарроти. Изобразительный язык Микеланджело за несколько лет работы в капелле пережил некоторую эволюцию: более поздние фигуры крупнее по размерам, усилилась их патетическая выразительность, усложнилось их движение, но характерная для Микеланджело повышенная пластичность, чеканная ясность линий и объемов сохраняются в них в полной мере. И хотя Микеланджело дал в росписи пример умелого использования цвета, в целом образы сикстинского плафона кажутся скорее изваянными мощной рукой скульптора, нежели созданными кистью живописца.
Пророки и сивиллы — это титанические образы людей огромной силы страстей и яркости характеров. Мудрой сосредоточенности Иоиля противостоит апокалиптически иступленный Иезекииль; потрясающий своей одухотворенной красотой образ Исайи, изображенного в минуты раздумья, контрастирует с неистовым Даниилом, — молодой пророк представлен делающим записи во время чтения, но все его движения отличаются такой энергией и стремительностью, что этот, казалось бы, незначительный мотив преображен кистью Микеланджело во вдохновенный творческий акт. Наконец, самый трагический образ росписи — пророк Иеремия, погруженный в скорбное тяжелое раздумье. На свешивающемся свитке помещены начальные буквы его пророчеств: «Стала вдовою владычица народов; государыня областей подпала под иго. И от дочери Сиона ушло благолепие ее» . Образ Иеремии был непосредственным откликом Микеланджело Буонарроти на бедствия, которые переживала Италия. Показательно, что даже персонажи, исполняющие в росписи Микеланджело Буонарроти вспомогательно-декоративные функции, наделены всей полнотой образно-эмоциональной выразительности. В фигурах обнаженных юношей, так называемых рабов, расположенных по углам сюжетных композиций, Микеланджело воплотил такую безудержную радость и полноту жизни, развернул такое богатство и разнообразие пластических мотивов, что, не будь этих фигур, роспись потеряла бы значительную долю вызываемого ею впечатления ликующей силы.
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Иоиля. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Иоиль (на иврите Йоэль означает «Иегова есть Бог» ), сын Вафуила — ветхозаветный библейский пророк. Родился и жил в 9 веке до н. э. в Иудее, во время правления иудейских царей Иоаса и Амасии. Время жизни и деятельности пророка Иоиля определяется исключительно на основании содержания его книги.
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Иезекииля. Иезекииль, древнееврейский пророк 7 -6 века до н. э. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Она открывается картиной видения ( «среди переселенцев на реке Ховаре» ), во время которого пророку Иезекиилю являются четверо фантастических животных (они были признаны иудаистической традицией столь таинственными, что Талмуд запретил их толкование; напротив, христиане истолковывают их как прообраз явления Христа и четырех евангелистов).
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Исайи. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Исайя (иврит Иешаяху, буквально «спасение с Иеговой» ) (9 век до н. э. ), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи. Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о рождении Мессии (Еммануиле): «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя, Исайя 7: 14).
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Даниил, в Библии праведник и пророкмудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила» . В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора и дают ему новое имя — Валтасар. Вместе с тремя другими юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье. В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими» .
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Иеремии. Иеремия — один из четырех великих пророков (остальные три — Исайя, Даниил и Иезекиль). Согласно легенде, он был автором «Книги плача по Иерусалиму» , разрушенному халдеями в 586 г. до н. э. Это наиболее трагический персонаж в галерее пророков и сивилл, олицетворяющий страдания и мудрость человечества. За свою пророческую деятельность Иеремия был насильственно изгнан в Египет, где его до смерти забили камнями. Микеланджело изображает пророка-провидца погруженным в глубокое раздумье. Старец подобен могучей глыбе, застывшей в трагическом молчании. Отчаяние выражают его руки: левая безвольно повисла, правая закрыла рот печатью скорби.
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Захария (иврит, «памятный Богу» ) (1 век), древнееврейский священник, пророк, отец Иоанна Крестителя. Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Подобно Иеремии и Иезекиилю, пророк Захария принадлежал к священническому роду. Святой Кирилл Александрийский прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» .
Кумская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Кумская сивилла - глубокая старуха, исполненная силой и мощью, читающая в книге какую-то вещую правду. Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в италийском городе Кумы. Вазари так пишет о ней: ". . . прекрасная старая сивилла, которая, сидя, с предельным изяществом изучает книгу; прекрасны и позы двух написанных рядом с ней путтов «. Кумская сивилла наделена сверхчеловеческой мощью и необычайной мужественностью; кажется, что она принадлежит к племени не людей, а гигантов.
Дельфийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Продолжавшаяся четыре года работа над плафоном была не только духовным, но и физическим подвигом Микеланджело. Дельфийская сивилла — вдохновенная юная и прекрасная прорицательница, с глазами, глядящими в будущее. Эта дева может выдержать мир на своих плечах. Джорджо Вазари писал: "А кроме того, есть еще одна сивилла, которая, будучи обращенной к алтарю с другой стороны, показывает несколько исписанных свитков и вместе со своими путтами заслуживает похвалы не меньшей, чем остальные". Дельфийская сивилла, изображенная в момент прорицания, молода и прекрасна, глаза ее широко раскрыты, весь облик полон вдохновенного огня.
Ливийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сивилла Ливийская - упрекающая людей в поклонении и служении идолам. Фигура Ливийской сивиллы с книгой в руках построена на сильном движении и резком повороте. Внешнее напряжение пророчицы сочетается с фантастическими одеждами, тяжелые складки которых создают причудливую пластику фигуры. Ливийская сивилла олицетворяет мудрость, красоту и движение, опять-таки то самое вечное движение, которое рождается волею Творца и которое затем гений художника подчиняет себе, замкнув в рамки совершеннейшей композиции. По словам биографа живописцев Вазари ". . . прекраснейшая фигура сивиллы Ливийской, которая, написав большой том, составленный из многих книг, в женственной позе хочет подняться на ноги и намеревается одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого другого, кроме ее
Персидская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Персидская прорицательница - сивилла, в пророчествах которой заложена восточная мудрость и тайна. Называвшаяся Самбетою, она пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги. На фреске Микеланджело сивилла сидит вполоборота к зрителю, отрешившись от настоящего. Художник полностью спрятал ее глаза, сосредоточенные на вещах вне этого мира. Историограф живописи Вазари пишет: ". . . Микеланджело хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь; и что во время чтения живописец заставляет сивиллу подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь, ибо и зрение у нее уже ослабело".
Эритрейская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сивилла Эритрейская, которой были известны книги Моисея, предсказывала падение Трои и прочие события античной истории. Она воплощает собой цветущую силу и уравновешенность. На фреске Микеланджело Эритрейская сивилла перелистывает древнюю книгу и так повернулась, чтобы все могли любоваться ее взглядом, красотой и силой ее сложения. Историк и биограф живописцев Джорджо Вазари так ее описывает: ". . . свою книгу она держит далеко от себя и, закинув ногу на ногу, собирается перелистать страницу, сосредоточенно обдумывая, о чем писать дальше, в то время как стоящий позади нее путти раздувает огонь, чтобы зажечь ее светильник. Фигура эта красоты необычайной и по выражению лица, и по прическе, и по одежде; таковы же и
Фрагмент фрески Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд» . Размер росписи 1370 x 1220 см. В 1534 году Микеланджело переехал в Рим. В это время папа Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией. Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел
В колоссальной (17 х 13, 3 м) фреске "Страшный Суд" (1536 -41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел — возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников, — все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи — напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, —
Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Ново для живописи Микеланджело Буонарроти и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности. Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись» . У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Лицо на снятой коже святого Варфоломея - автопортрет художника.
В центре композиции на престоле — могучая обнаженная фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, непреклонный, прекрасный в суровой беспощадности, он больше похож на языческого богагромовержца; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. И хотя лицо Его внешне спокойно, жест достаточно красноречив: все без исключения грешники будут отправлены в преисподнюю, обреченные на вечные муки. Рядом с Иисусом сидит Дева Мария. Своим движением в сторону сына и бесстрастно-созерцательным выражением лица она как бы отгораживается от обращенных к ней умоляющих взглядов. Ее поза говорит красноречивее всяких слов: время Страшного Суда настало и снисхождения не будет.
На фоне холодного сине-пепельного неба художник изобразил водоворот нагих тел. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия. Внизу семь ангелов из Апокалипсиса трубят в свои трубы, возвещая о наступлении Страшного суда. Движение гигантских толп развертывается по кругу. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой черти, преследуют бескрылые ангелы. Пролетая мимо сидящих на облаках, они протягивают руки, пытаясь спастись. Слева возносятся к небесам праведники.
Роспись капеллы Паолина в Ватикане. Сюжет фрески заимствован из Деяний апостолов. Савл, один из самых яростных и беспощадных гонителей христиан, отправился в Дамаск, предварительно выпросив у первосвященника бумагу, разрешающую ему арестовывать всех без исключения последователей учения Иисуса Христа и приводить их в Иерусалим. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил сильный свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, зачем ты Меня преследуешь? » — «Кто ты, Господи? » — спросил Савл. — «Я Иисус, которого ты преследуешь. Трудно тебе идти против рожна» . — «Господи! Что повелишь мне делать? » — в трепете и ужасе вскричал Савл. — «Вставай и иди в город. Там тебе скажут, что ты должен делать» . Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. Его за руку привели в Дамаск.
Распятие св. Петра. 1546— 50. Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело - фрески "Распятие апостола Петра" и "Падение Савла" (1542 -50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма. Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542— 1550), где Микеланджело исполнил две фрески — «Обращение Павла» и «Распятие Петра» . В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда» , ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности.
Влияние Микеланджело на современных ему художников и последующие поколения огромно. Однако мастера, непосредственно с ним соприкасавшиеся, заимствовали только внешние формы, отдельные мотивы его произведений, не связывая их с пониманием глубоких противоречий и трагизма эпохи, которые нашли отражение в искусстве Микеланджело.
Чернова И Живопись Микеланджело 405 РХ ОЗО.ppt