mon_zhivopis_barokko.ppt
- Количество слайдов: 49
Монументальная живопись барокко
n n n Рим, который в нач. XVI в был крупнейшим центром Высокого Возрождения, в нач. XVII стал родиной барокко. Папство оказывало искусству мощное покровительство, стремясь превратить Рим в самый красивый город христианского мира С 1585 г, для работ привлекали не слишком именитых поздних маньеристов. Затем – целеустремленных молодых мастеров, особенно из северной Италии, именно им и принадлежит заслуга создания нового стиля.
n n n Реформатором в искусстве считают Аннибале Карраччи уход от маньеризма, возвращение к натуре после 1580 -х его манера – опиралась на достижения североитальянского реализма и венецианского искусства. жизненные наблюдения он уравновешивал обращением к классике (искусство античности, наследие Рафаэля, Микеланджело, Тициана и Корреджо). В своих лучших работах Карраччи сумел сплавить эти разнородные элементы в единое целое, хотя всегда оставался элемент нарочитости. Плафон палаццо Фарнезе. Рим
n В 1597— 1604 гг была создана роспись плафона в галерее палаццо Фарнезе в Риме — самое крупное и значительное произведение Аннибале и Агостино Карраччи и их учеников Ан. и Аг. Карраччи. Триумф Вакха и Ариадны. Деталь фрески палаццо Фарнезе.
n n n n Ан. И Аг. Карраччи в 1585 г основали в Болонье небольшую частную мастерскую ( «Академия вступивших на правильный путь» ) Они стремились воспитать поколение мастеров, способных возродить искусство живописи, по их мнению пришедшее в упадок. мастерская дала название целому направлению, занявшему в пер. пол. XVII в. значительное место в итальянской живописи – Болонский академизм Одна из первых работ болонских академистов — фрески на сюжеты «Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме (в 1597 — 1604) В их оформлении чувствуется сильное влияние монументальной живописи Микеланджело. Но у братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная композиция. Совершенство формы для них было важнее содержания. Ради четкости и разборчивости изображения они отказываются от обилия персонажей
роспись плафона в галерее палаццо Фарнезе в Риме
Ан. Карраччи. Одиссей и сирены. Деталь фрески в палаццо Фарнезе. Рим. 1597
n n n Среди первого поколения выпускников Академии – Доменикино, Гвидо Рени, Гверчино (впоследствии создали в Риме большие декоративные циклы). Их работы отличает высокий уровень техники, но в то же время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов Принципы обучения художника, разработанные братьями Карраччи, легли в основу академической системы образования, существующей до сих пор.
Гвидо Рени. Аврора. Фреска плафона Палаццо Роспильози. Рим 1613— 1614 n n Гвидо Рени – глава болонской школы после Ан. Карраччи. «классицистическое» направление раннего итальянского барокко , для которого характерна сдержанность, строгость, идеализированные формы
Гверчино. Колесница Авроры. Роспись плафона центрального зала виллы Казино Людовизи в Риме. 1621 -1623
Джованни Ланфранко. Купольная фреска собора Сант-Андреа делла Валле. Рим 1625 – 1627
Ц. Санта-Мария Ассунта. Локарно. Швейцария 17 в. n n Баро кко — стиль, сформировавшийся в XVI —XVII в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции и в XVII – XVIII вв. получил распространение в других странах: Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой
Значение термина и черты барокко n n n В разных контекстах само слово могло означать «вычурность» , «неестественность» , «неискренность» , «элитность» , «деформированность» , «преувеличенная эмоциональность» Все эти оттенки слова в большинстве случаев не воспринимались как негативные. необычность, неестественность, неоднозначность и обманчивость Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.
n n n Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия. в стиле барокко роспись в интерьере стала просто необходимой, т. к. интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны.
Бачичча. Триумф имени Иисуса. фреска ц. Иль Джезу. 1679 n n В живописи барокко преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. сюжеты из классической мифологии изображали в столь же преувеличенной манере. искусство барокко было пышным, лучезарным, драматичным
Росписи ц. Иль-Джезу в Риме
фреска Бачичча в Иль Джезу изображает верных и благочестивых последователей Христа на небе, а нечестивых внизу. n В Риме на смену поколению учеников А. Карраччи пришли Пьетро да Кортона, Бачичча (Джованни Батиста Гаулли), Андреа Поццио.
Пьетро да Кардона. Аллегория Божественного провидения. Фреска потолка большого зала в палаццо Барберини. Рим. 1633 – 1639 n n Фреска впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремлённых в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства.
n n n реальная архитектура сливается с имитацией скульптуры, эффект живописного целого сложные аллегорические композиции объединены общим движением Подобная перспектива, тип построения, известный как - снизу вверх, характерен для плафонов эпохи барокко. Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи На плафоне римского палаццо Барберини представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII и членов семьи Барберини.
В центре композиции ангелы держат папскую тиару и ключи святого Петра, что указывает на папское достоинство Урбана VIII,
фигура, символизирующая Божественное Провидение, восседая на облаках, над Хроносом и Паркой, принимает из рук Бессмертия звездную корону и показывает всем фамильный герб Барберини
n n n Идея, отраженная в центральной символической сцене, продолжается и в четырех сценах вокруг центральной рамы, В них прославляются мирские деяния папы Урбана VIII. Рама центрального изображения замаскирована атлантами, И изображение выходит за пределы рамы. рама выступает здесь как составная часть самой росписи, а пространство обретает цельность. В теплом колорите ощутимо влияние венецианской школы, n Пьетро да Кардона умело применяет дополнительный контраст, который выделяет и подчеркивает не только формальные соотношения, но и смысловые центры композиции
Андреа Поццо. Святой Игнатий Лойола в раю. ц. Сант - Иньяцио в Риме. 1691 – 1694 гг. n изобрёл множество новых ракурсов – в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и разворотов
n n n в барокко нет почти ни одной спокойной горизонтальной линии. Картины построены не на спокойных плоскостях, а на динамических углах, быстрых диагоналях, резких пересечениях. Точка схода обычно не в центре, как в ренессансных композициях, а сбоку, далеко за пределами изображения.
n n В результате усиливается эффект пространственной иллюзии. Кажется, что композиция выхватывает только случайную часть бесконечного пространства, которое расходится во все стороны за раму картины.
Лука Джордано. Триумф Медичи на облаках Олимпа. Фреска в палаццо Медичи-Риккарди, 1684 – 1686 n n огромные росписи он выполнял в короткие сроки. Из всех мастеров он наименее интересен: в его произведениях механически смешиваются разные стили без серьёзного осмысления. Однако именно он, работая во многих городах, способствовал распространению стиля барокко за пределами Рима.
Фреска в палаццо Медичи-Риккарди
n n n n n В Италии в XVIII в крупнейшими художественными центрами были Рим и Венеция. Ведущим стилем остается барокко Главной фигурой – Джованни Баттиста Тьеполо Его дарование наилучшим образом раскрылось во фресках дворцовых построек Роспись Большого зала палаццо Лабиа в Венеции (1745 – 1749) Исторические события разворачиваются на фоне величественных сооружений Главное – не само событие, а ощущение праздника. Большая зала дворца, возвышающаяся на два этажа, полностью покрыта фресками, в их создании также участвовал художник-перспективист Менгоззи Колонна. Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна.
n Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» , создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа.
Джованни Баттиста Тьеполо. Встреча Антония и Клеопатры. Палаццо Лабиа, Венеция. 1745 – 1748 гг.
Джованни Баттиста Тьеполо. Клеопатра и Марк Антоний входят на корабль. Палаццо Лабиа, Венеция. n n n В сценах участвует масса персонажей – Слуги, солдаты, музыканты и др. Колорит и фактура росписей Тьеполо яркие, легкие Узнаваемая черта его фресок – большое количество бытовых деталей.
n n В 1750 Тьеполо с сыновьями расписал фресками тронный зал резиденции правителя Франконии архиепископа Грейфенклау. Декоративная программа включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи» , к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской» .
Джованни Баттиста Тьеполо. Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской.
n n n 1752 г. Тьеполо был вновь приглашен в резиденцию, чтобы расписать плафон над парадной лестницей. площадь около 650 кв. м. , композицию «Олимп и четыре части света» .
n В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит.
n n n Большие масштабы фрески требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Также очень трудно учесть, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Поражают свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.
Себастьян Конч. Фрески базилики Сан-Клементе в Риме n n В нач. XVIII в. в Риме появились художники, манера письма которых происходила из позднего неаполитанского барокко, Это ученики Франческо Солимена – Себастьяна Конча (в Риме в 1707 - 1750) и Коррадо Джаквинто (в Риме с 1723).
Коррадо Джаквинто. Справедливость и мир. 1760
n n n В творчестве Коррадо Джаквинто, одного из самых ярких представителей европейского рококо, сочетались различные направления римской, неаполитанской и туринской живописи пер. пол. XVIII Фрески на вилле Реджина в Пьемонте ( «Аполлон и Дафна» , «Смерть Адониса» ) и «Жизнь Энея» для замка Монкальери (ныне - Рим, палаццо Квиринале) отличается световыми эффектами и утонченным колоритом. 1753— 1762 гг. Джаквинто провел в Испании. он исполнил фрески для нового Королевского дворца в Мадриде, резиденции Бурбонов, на аллегорические сюжеты, прославляющие их правление, принесшее мир и справедливость Испании «Испания отдает дань Религии и Церкви» , (1758 -1760) и «Рождение Солнца и Триумф Вакха»
Коррадо Джаквинто. Рождение Солнца и Триумф Вакха. 1760
mon_zhivopis_barokko.ppt