МОИЗМ МО ЦЗЯ МО ДИ 468 до
moizm.pptx
- Размер: 63.9 Кб
- Автор: Анна Кутузова
- Количество слайдов: 6
Описание презентации МОИЗМ МО ЦЗЯ МО ДИ 468 до по слайдам
МОИЗМ МО ЦЗЯ
МО ДИ 468 до н. э. – 376 до н. э. древнекитайский мыслитель Социально-этическое учение основано на принципе «всеобщей любви и взаимной выгоды» (цзянь сян ай, цзяо сян ли), соизмерение человеком своих действий с «пользой для Поднебесной» . Принципы: «экономии в расходах» , «экономии при захоронениях» «против музыки» против знати и конфуцианства, ритуализм которого потакает тяге к роскоши и дорогостоящим церемониям с исполнением ритуальной музыки.
философское направление и организация последователей Мо Ди, существовавшая в Китае в 5– 3 вв. до н. э. (расцвет приходится на 4 в. до н. э. ) • Основатель школы Мо Ди • организацию со строгой иерархией и дисциплиной • принципы: «всеобщей любви и взаимной выгоды» • Справедливость как интерес, но не как польза • Проповедь простого образа жизни • Умеренность как главная добродетель • Политика справедливости • Протест против войн • Воля неба как стандарт оценки деятельности людей • Взгляды ранних моистов изложены в тех же главах трактата «Мо-цзы» • Идеи поздних моистов отражены в шести главах «Канона» ( «Mo шин» , «Mo бянь» )
Принцип Всеобщей любви • Принцип «всеобщей любви» (цзянь ай) был подкреплен у поздних моистов системой логических доказательств: • соотношения объема и содержания понятий • «любить людей» (ай жэнь) и «не любить людей» (бу ай жэнь), • «любовь к себе» (ай цзи), «любовь к отдельному человеку» , или • «отдельная любовь» (бе ай), и «любовь ко всем людям мира» (чжоу ай жэнь). • Лишь тот любит людей, кто питает любовь ко всем людям. Это тройной принцип ВЛ • Всеобщая любовь как моральный и политический принцип • Связывает представления о мире и идее общества как целостности
«Волю Неба» (тянь чжи) он рассматривал как критерий разграничения добра и зла. • В отличие от этики раннего конфуцианства , предполагающей градации нравственных взаимоотношений в зависимости от степеней родства и социальных ролей, отвергает идею МИН предопределения • моисты настаивали на едином критерии нравственности: • «единого критерия добра и зла» в древности были избраны Сын Неба и его помощники. • Источник нравственных норм – древние «совершенномудрые» правители, следовавшие принципу «всеобщей любви и взаимной выгоды» . • За «образец» (фа) они брали Небо , равно благодетельное для всего сущего. Следуя принципам «совершенномудрых» и подавая пример управляемым, можно добиться такого порядка в стране, чтобы «люди заботились друг о друге и помогали другу» .
Справедливость Политика справедливости • моисты доказывали взаимообусловленность этих понятий: «справедливость – это то, что полезно» . Но «справедливость» не тождественна пользе – результату деятельности, а представляет собой нравственную оценку поступка, имеющего пользу для общества. (утилитаристские мотивы моизма) • образцом «справедливого» правления для Mo Ди являются древние полумифические «совершенномудрые» правители. • Разделение обязанностей в обществе Mo Ди рассматривал как причину существования сословий, при этом утверждая равенство политических возможностей. • Отвергают агрессивные войны как аморальные.