Скачать презентацию Модуль III Тема 5 2 Воспитание и Скачать презентацию Модуль III Тема 5 2 Воспитание и

ист обр 6.ppt

  • Количество слайдов: 22

Модуль III Тема 5 (2) ► Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси Модуль III Тема 5 (2) ► Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве ► (X-конец XVII вв. ). ►

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв. ) Первый Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв. ) Первый этап в истории обучения и воспитания в Русском государстве ► (XIV – XVI вв. ) ► ► – многовековая борьба русского народа за свою государственность и национальную независимость: ► Иноземного иго - около четверти тысячелетия ► Страдали города – очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. . Русь оказалась в культурной изоляции. Феодальная раздробленность, с которой покончено к началу XVI в. ► ► ►

Русь под игом ► Многовековое монголо – татарское иго наложило отпечаток на мироощущение и Русь под игом ► Многовековое монголо – татарское иго наложило отпечаток на мироощущение и воспитание. В них прибавились жестокость, взгляд на человека как ничтожную песчинку. т «Русь была под Ордою, ► Русь почти не была» ► Е. Евтушенко ►

Куликовская битва ► 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле ( между р. Дон Куликовская битва ► 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле ( между р. Дон и р. Непрявдой ( ныне в Тульской области) –битва. ► ► Русское войско ( участвовали воины многих русских княжеств, украинские и белорусские отряды) во главе с великим князем московским и владимирским Димитрием Донским разгромило монголо – татарское войско.

Освобождение Руси: Куликовская битва ► ► Битва началась поединком богатырей - Пересвета и Темир Освобождение Руси: Куликовская битва ► ► Битва началась поединком богатырей - Пересвета и Темир – мурзы (оба погибли). Битва завершилась разгромом Мамая. ► Битва на поле Куликовом стала важнейшей вехой в освобождении Руси от монголотатарского ига. ► ► Русь защитила Европу от нашествия.

Московское государство Собирание земель вокруг Москвы ► Теория « третьего Рима» - Москва – Московское государство Собирание земель вокруг Москвы ► Теория « третьего Рима» - Москва – наследница Западной и Восточной ► Римских империй. ► Следы вольности сохраняли Новгород и Псков, где идеалами для человека были индивидуальность, инициативность, открытость, способность к разнообразным видам деятельности. ► В течение XIV – XVII вв. Москва стремилась покончить с подобной идеологией. ►

Образование в Московском государстве ► ► ► ► Но в реальности – не было Образование в Московском государстве ► ► ► ► Но в реальности – не было намерений продолжать традиции античной и византийской образованности. Западноевропейскую образованность рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. « Латинская учёность» вызывает отрицательное отношение. До второй половины XVI в. образование русских людей не предусматривало изучение латыни и греческого языка. Ими владели толмачи – переводчики, побывавшие за границей. Возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры возрастала.

Традиции патриотического воспитания Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал огромное значение традиции Традиции патриотического воспитания Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал огромное значение традиции патриотического воспитания. ► Эпизоды борьбы запечатлены в фольклоре и литературных памятниках ► ( «Задонщина» , « Сказание о Мамаевом побоище» ). На них воспитывалась у молодёжи горячая любовь к родине. ► Многие русские просветители – патриоты XIV – XVII вв. были далеки от националистического фанатизма. Они провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей: « все дети Адамовы» , « равно всем даны солнце, луна, звёзды» . ►

Литературные памятники ► ► ► «Слово о полку Игореве» ( конец 12 в. ) Литературные памятники ► ► ► «Слово о полку Игореве» ( конец 12 в. ) – лироэпическое произведение. Повествуя и размышляя о трагическом половецком походе Игоря Святославича( 1185), автор – современник, скорбя о погибших и полонённых, осуждая междоусобицы и « честь» лишь для себя и славя ратные подвиги во имя отчизны. Страстно ратует за согласие и единение всех князей и всех людей Русской земли. Государственно – историческому и национально – патриотическому пафосу « Слова» сопутствует лирическая стихия чувств – сострадания, любви ( братской, материнской, супружеской) и особенно жалости. «Слово» породило поэтические переложения ( В. А. Жуковский, Н. А. Заболоцкий, В. М. Васнецов, А. П. Бородин и др. )

Образы наставников Воспитание в семье, при общении с наставниками ( прихолдские священники, книжники – Образы наставников Воспитание в семье, при общении с наставниками ( прихолдские священники, книжники – монахи). Литературные памятники рисуют идеальный образ такого наставника: Сергий Радонежский - « учителям учитель…неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник» . Родился ( ок. 1321 – 1391) в семье ростовского боярина. Основал Троице-Сергиев монастырь, где в 1353 стал игуменом. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, нестяжательство , религиозность и трудолюбие. Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров рус. православия и средневековой рус. культуры. В 1374 Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Димитрия Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим вел. князя в борьбе против монголо-татарского ига. В 1380 г. помог в подготовке Куликовской битвы. Примиряя рус. князей, Сергий способствовал объединению государства.

Педагогическая мысль Руси (XIV – XVI вв. ) ► ► ► ► Педагогическая мысль Педагогическая мысль Руси (XIV – XVI вв. ) ► ► ► ► Педагогическая мысль была направлена на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания : « Пчела» (XIV – XV вв. ) - в виде афоризмов собраны морально – этические правила жизни: « Копающий яму под ближним своим – упадёт в неё» « Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага» «Уча учи по ступка м. а не словам» « Учение имеет корень горький, а плод сладкий» и пр.

 «Домострой» ► ► ► ► «Домострой» - памятник русской литературы XVI в. , «Домострой» ► ► ► ► «Домострой» - памятник русской литературы XVI в. , свод житейских правил и наставлений. Составлен при участии государственного деятеля, писателя и священника Сильвестра. Отражает принципы патриархального быта, известен предписаниями строгости домашнего уклада, признавалась суровая дисциплина, наказания. Некоторые его разделы прями посвящены воспитанию: «Наказание от отца к сыну» , «Како детей своих воспитати…» , Како детей учити…» , «Како чтити детям отцов своих…» Запреты: « не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не бражничать, не насмехаться, не помнить зла и т. д. « Домострой» требует воспитывать детей в « страхе божьем» , повиноваться наставникам и старшим, требует воспитания добродетелей: мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости и др.

Воспитание и школа ► ► ► До конца XVI в. регулярная школа была необязательной, Воспитание и школа ► ► ► До конца XVI в. регулярная школа была необязательной, обучение происходило в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки ( наряду с различными рукоделиями и промыслами). Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали у приходских священников и мастеров грамоты Мирские люди, владевшие грамотой: книжные писцы, иконописцы, подъячие. Училища открываются в домах священников, дьяконов, при монастырях - школы грамоты. Учились только мальчики, Сначала усваивали азбуку, заучивали слоги, затем читали по букварю отдельные слова и фразы, после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыря. Учились по рукописным книгам.

Образование в Московском государстве Русские цари Иван Грозный ► (1530 – 1584), Бори с Образование в Московском государстве Русские цари Иван Грозный ► (1530 – 1584), Бори с Годунов ► ( 1552 – 1605) вынашивали планы открытия латинских школ, но было противодействие православного духовенства ► ( подобные школы – рассадники католицизма). ► ► Во второй половине XVI в. наметился прогресс в овладении западной образованностью. ► Первая школы с западноевропейской программой – в Москве в немецкой слободе, там учились и русские ученики. ►

► ► ► Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником ► ► ► Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Фёдоров ( 1510 – 1583). По «Азбукам» Фёдорова могли заниматься дети и взрослые. К концу XVI в. образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных городских слоёв. Однако основная масса населения по –прежнему была невежественной.

Воспитание и школа (XVII в. ) ► Второй этап в истории обучения и воспитания Воспитание и школа (XVII в. ) ► Второй этап в истории обучения и воспитания в Русском государстве ( XVII в. ) ► В русском обществе назревало понимание того, что собственными силами нельзя радикально улучшить просвещение. Москва стала вызывать учителей из Киева, учёных греческих иноков. ► Повсеместное отношение к невежеству – отрицательное: в нём видели источник социальной смуты, , крамолы, экономического неблагополучия. Важнейшие средства преобразования русской жизни: просвещение, наука, книги. ► Государственное техническое образования. ► Стремление высшего московского класса дать своим детям домашнее образование с учётом западной традиции. ► Пример царя Алексея Михайловича, который к сыновьям призвал гувернёром воспитанника Киево – Могилянской коллегии С. Полоцкого, их учили латинскому и польскому языкам. ► Многие князья отличались умом и образованностью ( князь В. В. Голицын и др. ) ►

Развитие образования в России ► ► ► ► Эти подходы были порождены двумя взглядами Развитие образования в России ► ► ► ► Эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в) получили название западников и славянофилов. Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела. Появляются учебные заведения повышенного типа, распространяется изучение греческого и латинского языков. Знание греческого языка – главным образом среди духовных лиц, латинский язык – в светских верхах русского общества. Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность.

Развитие образования в России ► С. Полоцкий – оставил несколько учебных книг: « Псалтырь Развитие образования в России ► С. Полоцкий – оставил несколько учебных книг: « Псалтырь рифмованная» , «Букварь языка славенска» . ► Природа ребёнка - «скрижаль ненаписанная» , изображение которой зависит от учителя. ► Полноценное обучение следует осуществлять на латинском, греческом и родном языках. ► С. Полоцкий основал школу Спасского монастыря, которой после его смерти руководил Сильвестр Медведев. ►

Развитие образования в России Ф. М. Ртищев-воспитатель царя Алексея основал на свой счёт училище Развитие образования в России Ф. М. Ртищев-воспитатель царя Алексея основал на свой счёт училище при Андреевском монастыре. Руководителем её стал Епифаний Славинецкий, который по его просьбе составил греко славянский словарь для нужд училища. Сочинение «Гражданство обычаев детских» . Ртишев вызвал с Украины до 30 учёных монахов, которые должны были переводить на русский язык иностранные книги и обучать желающих словесным наукам. Сам Ртищев стал слушателем школы. Е. Славинецкий составил греко – славянский словарь для нужд училища. К приезжим монахам присоединились некоторые московские учёные и монахи. По инициативе царя Фёдора Алексеевича в Москве в 1681 г. была основана первая государственная школа повышенного образования- Типографское училище. ►

Основные подходы к обучению и воспитанию (вторая половина XVII в. ) «латинофильский» Симеон Полоцкий Основные подходы к обучению и воспитанию (вторая половина XVII в. ) «латинофильский» Симеон Полоцкий ► ( 1629 -1680), ► Сильвестр Медведев ► (1641 – 1691) ► славяно – греко – латинский братья Лихуды Иоанникий (1639 - 1717), Сафроний (1652 - 1730) ► Византийско – русский ► ► Епифаний Славинецкий (1600 -1675), Фёдор Ртищев(1625 – 1673), Карион Истомин (1650 – 1717) ► ► ► Старообрядческо – начётнический ► Протопоп Аввакум ► 1621 – 1682)

Компромисс между подходами ► ► ► ► Своеобразным компромиссом между этими подходами оказалась деятельность Компромисс между подходами ► ► ► ► Своеобразным компромиссом между этими подходами оказалась деятельность греческих монахов, питомцев Падуанского университета ( Италия) братьев Иоанникия и Сафрония Лихудов, которые прибыли в Москву в 1685 г. Они открыли школу в Богоявленском монастыре, в школе они преподавали греческий, латинский и итальянские языки. Несколько учеников было из Типографского училища. В 1687 г. школа Лихудов ( в ней 80 учеников) переводится в специальное отстроенное здание. Так было основано учебное заведение нового типа – Славяно – греко – латинская академия. (первоначальное название- Эллино – греческая академия). Преподавались: грамматика, риторика, логика, физика, диалектика, философия, богословие, юриспруденция, латынь, греческий языки, светские науки. Благодаря Академии « русские примирились с мыслью о пользе науки» ( русский историк С. Смирнов). В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь создания системы регулярных учебных заведений. Но подавляющая часть населения пребывала в невежстве.

Школа , просвещение и педагогическая мысль на Украине и Белоруссии (XIV – XVII вв. Школа , просвещение и педагогическая мысль на Украине и Белоруссии (XIV – XVII вв. ) ► ► ► ► ► До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина и Белоруссия входили в состав Польско – литовского государства (официальное название Речь Посполита – республика). Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись вплоть до конца XV в. В конце XV - XVI вв. Просвещение приобретает новые черты. Типы школ: католические, городские ( латинские) униатские, протестантские, братские. В 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко – славянских православных школ. Братские школы – тип учебного заведения для православного украинского и белорусского населения. Их деятельность была частью борьбы с « латинством» , с проникновением его на восток. Киевская братская школа оказалась предтечей Киево – Могилянской коллегии ( 1632), С середины XVII в. ученики коллегии выступают в Москве как учителя.