ист образ 4.ppt
- Количество слайдов: 15
Модуль 1. Тема 3. Воспитание у восточных славян в VI – IX вв. ►
Восточные славяне В Среднем Поднепровье складывается союз племён восточных славян, на основе которого в IX в. Возникло Древнерусское государство со столицей Киев. ► «От славян, севших по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская, разошлись затем многие народы» (С. М. Соловьёв): чехи, моравы, хорваты, сербы, поляки. ► Практически вся Восточная Европа была населена славянами – восточными, западными, южными. ► Основные социальные страты: ► знать с дружинниками, ► языческие жрецы, ► общинники – земледельцы ремесленники. ►
Из-за отсутствия рельефа, обеспечивающих безопасность, древнерусские племена, а затем и государства были постоянно терзаемы набегами кочевых племён с востока, а с северо – запада могущественных европейских государств. Не слишком благоприятными были и климатические условия.
Образ жизни и характер славян В итоге с формировался уклад, сопряжённый как с совместным трудом, так и с совместной обороной. Подобный образ жизни делал естественным круговую поруку, воспитание жертвенности во имя жизни и благополучия соплеменников, своих жизненных идеалов, культурных завоеваний. ► Жертвенность, не основанная на религиозном фанатизме, обострённое чувство справедливости ( «если поиск справедливости, то для всех людей, если осчастливить, - то всё человечество» ) стали чертами русского менталитета, воспитываясь из поколения в поколение, вплоть до XX в. ► Именно они помогали выстоять русскому народу во всех испытаниях, выпадавших на его долю. ► ►
Отражение русского характера ► ► ► В числе « черт физического и нравственного характера славян древних» писатель и историк Н. М. Карамзин называет такие, на первый взгляд, несовместимые, как: храбрость, хищность, жестокость, добродушие, гостеприимство, брачное целомудрие» (Карамзин Н. М. Предания веков. М. 1985. С. 45) Иноземцы отмечали сочетание «добронравия и воинского умения славов» , свободолюбие, физическую крепость и закалённость, главное услаждение их жизни не роскошь, а музыка, в путь они берут не оружие , а кифары или гусли, ими же выдуманные. Ни один праздник не обходился без музыкальных представлений, а скоморохам русская культура обязана ещё той ролью, которую они сыграли в распространении устного народного творчества. Отражение «русского характера» прослеживается в пословицах, поговорках, легендах, сказаниях, песнях.
Верования восточных славян ► дохристианской Руси педагогические воззрения связаны с языческими представлениями о природе ( заговоры, заклинания, магия). Славяне соблюдали языческие обычаи, которые вводили их в мир природы и почитания богов ( богов воды, земледелия и др. ) Сварог – бог неба, Стрибог – бог воздушных течений и стихий, Хорс- бог солнца. ( Даждьбог, Ярило, Световид), Лада-богиня любви, красоты, очарования Белбог – хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья, всех благ и др. Берегини, домовые ( дрёма, банник, баюнок, дешие, русалки. Берегинями также были птицы с женским лицом: сладкозвучная Сирин, возрождающаяся из пепла птица Феникс, Жар – птица, девушки – лебеди ( лебёдушки) и др. В ► ► ► Христианство не пришло на голую землю, оно легло на подготовленную духовную почву, имя ей – вера в Бога – создателя и хранителя всего видимого нами мира.
Воспитание у восточных славян ► ► ► Понятие «воспитание» имеет корень «питать» . Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно – родовому образу жизни , особенностям среды обитания. Посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины. Основной ячейкой была семья, в которую входили несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины - в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни.
Воспитание у восточных славян Главные нормы воспитания – традиции и обычаи. Народная педагогика Способы и приёмы воспитания: труд; пример и авторитет; игра; внушения и убеждения; наблюдение и демонстрация; совет и предостережение; благословение и наказ; упражнение и приучение; беседа и рассказ; соревнование и испытание; общественное мнение; клятва; осуждение и угроза; запугивание; наказание и поощрение; проклятие и похвала.
Средства народной педагогики: ► ► Через традиции и обычаи них усваивались образцы поведения, воспитывались общественно – важные качества: трудолюбие, честность, исполнительность трудовая деятельность, ; традиции; обычаи; обряды; ► игры; ► устное народное творчество; родное слово; ► праздники; ► танец; семейный уклад жизни; ► ремёсла; народное декоративное творчество; народная архитектура, скульптура и др.
Воспитание у восточных славян ► ► ► ► Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» - 3 - 6 -летнее дитя, «чадо» = 7 – 12 – летний ребёнок, « отрок» - подросток 12 – 15 лет. До 3 -4 - лет мальчики и девочки находились Преимущественно под опекой матери. Роль матери, воспитанного матерью, вступавшего во взрослую жизнь человека называли « матёрым» . В 3 - 4 года дети в семьях крестьян и ремесленников выполняли посильную работу, помогали старшим и прежде всего матери.
► ► ► Детей часто отдавали до 7 – 8 летнего возраста в другую семью. Такой обычай назывался « кормильством» или «кумовством» . Об этом обычае говорит древняя поговорка: « Кума да кум наставляют на ум» . Обычай был пережитком первобытнообщинного воспитания и объективно являлся способом поддержания распадающейся целостности рода. С 7 лет ребёнок переходил в возраст отрока, длившийся до 14 0 15 лет. В семье ремесленников овладевали ремеслом. Дети дружинников учились ратному делу, с 12 лет они жили в особых домах – «гридницах»
Идеал – отважные, добрые и сильные герои бы. Илин, сказок, преданий. Носителями идеалов Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка будучи образцами трудолюбия и профессионального умения олицетворяли героев из крестьянской и ремесленной среды. Волхв Всеслаевич был идеалом вождя – воина, знаменитые три богатыря. Мудрые старцы, которым подвластны « хитрая наука» общения с богами, перевоплощение в зверей, предсказания судеб, были идеальными образами служителей языческого культа. «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок» . А. С. Пушкин
Игрушки, ► ► Идолы стали куклами, их делали без лица, чтобы игрушка не походила на живое существо, чтобы в неё не мог вселиться бог. Шары Сварога стали мячами, солнечные кони – детскими лошадками. Погремушка для младенца гремела над колыбелькой и отгоняла злых духов. В деревнях, где занимались гончарным делом, из остатков глины делали свистульки. Традиционные русские мячи шили из тряпок, готовый мяч набивал овечьей или оленьей , шерстью, поэтому он был довольно прыгучий.
Игры, забавы ► ► Игры сопровождают человека с рождения: «коза» , « ладушки» , « сорока – ворона» , жмурки, зимние забавы Старые игры основаны на хороводе, до сих пор на днях рождения малыши водят хороводы и поют про каравай. ► Хоровод – символ движения солнца по небу. ► Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно – календарная поэзия ( ритуально – сезонные песни и пр. ) ►
Воспитание, созданное народом «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. . . » ► К. Д. Ушинский ► ► (Соч. : В 11 т. Т. 6, с. 300). «В народной сказке – великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» ►