МОДЕРН
Франция, Бельгия Аrt nouveau ( «Ар-нуво» ), fin de siecle ( «конец века» ) Великобритания, Россия Modern style ( «модерн стайл» , «современный стиль» ) Австрия Secessionsstil ( «стиль Сецессион» ) Германия, Латвия Jugendstil ( «Югендстиль» ) Испания Modernismo ( «модернизмо» ) США Tiffany Style ( «Тиффани» ) Италия Style Liberty ( «стиль либерти» ) Нидерланды Nieuwe Kunst ( «новое искусство» ) Швейцария Style sapin ( «еловый стиль» )
Модерн Период: с конца 1880 -х гг. до 1914 г. (начало первой мировой войны) Отличительные особенности модерна: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремесел» (1888) в Великобритании, «Объединенные художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремесел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Визитная карточка модерна – «Удар бича» Германа Обриста
Бельгия Виктор Орта дом профессора Эдмона Тасселя
Дом Тасселя (1893) Виктор Орта, Бельгия
Дом Этвельде, Виктор Орта, Бельгия
Музей Орта (бывший особняк архитектора Виктора Орта)
Дом Сольвей, Виктор Орта, Бельгия
Отель Отлет, Анри ван де Вельде
Отель Отлет, Анри ван де Вельде Бельгия
Франция Кастель Беранже (1894— 1899), арх. Гектор Гимар
Кастель Беранже (1894— 1899), арх. Гектор Гимар
Кастель Беранже (1894— 1899), арх. Гектор Гимар
Гектор Гимар, парижский метрополитен
Архитектура Модерна в Англии и Шотландии
Хилл-хаус (1902 — 1903) в Эленсбурге, арх. Макинтош
Стилевые особенности Макинтоша - эффектное сочетание прямых линий, прямоугольных форм с гнутыми линиями, лаконизм
Все проекты Макинтоша определяет абсолютная выверенность и чистота стиля
Архитектура модерна в Вене Здание почтовой сберегательной кассы Арх. Отто Вагнер
«Стиль практической полезности» , разработанный Отто Вагнером, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» , или геометрическим стилем.
Вена Доходный дом Майолика-хаус (1898), арх. Отто Вагнер
Linke Wienzeile, 38. Арх. Отто Вагнер
Linke Wienzeile, 38. Арх. Отто Вагнер
Дом венского Сецессиона (1897— 1898), арх. Йозеф Мария Ольбрих
Дом венского Сецессиона (1897— 1898), арх. Йозеф Мария Ольбрих
Церковь св. Леопольда (1905— 1907), арх. Отто Вагнер
Церковь св. Леопольда (1905— 1907), арх. Отто Вагнер
Архитектура модерна в Германии Фотоателье «Эльвира» в Мюнхене, арх. Август Эндель
Эндельской Двор, 1905— 1906, арх. Август Эндель
Большой дом Глюкерта Колония художников в Дармштадте — художественное объединение, действовавшее в 1899— 1914, а также сам посёлок художников на холме Матильды — комплекс архитектурных памятников немецкого модерна.
Дом Эрнста-Людвига
Дом Беренса
Дом Ольбриха
Свадебная башня, 1908 г. Арх. Ольбрих
Для Германских построек в стиле модерн характерна внушительная тяжеловесность и массивная суровость.
Италия
Итальянский модерн, г. Турин
Итальянский модерн, г. Турин
Италия, Рим, квартал Коппеде
Палаццо Кастильони в Милане, арх. Джузеппе Соммаруга
Палаццо Кастильони в Милане, арх. Джузеппе Соммаруга
Архитектура модерна в Испании В 90 -х гг. XIX века в Испании в Барселоне возникает направление «каталонского модерна» . Для него характерной стала повышенная экспрессивность, свобода использования архитектурной формы, активное применение цвета. Дом Таррадас Арх. Жузеп Пуч-и-Кадафалк
Слева – дом Амалье, арх. Жузеп Пуч-и-Кадафалк, справа дом Батльо, арх. Гауди
Арх. Сальвадор Валери
Дворец каталонской музыки в Барселоне (1906 -1908). Арх. Доменек-и-Монтанер
Антонио Гауди Дом Висенс
Галерея Эль Каприччо
Дворец Гуэля
Ворота в виде дракона, скульптура из кованого металла
Купол составлен из шестиугольных кирпичных элементов, пронизанных отверстиями, через которые проходит свет, что создает иллюзию Небесного свода с сияющими звездами на нем.
Парк Гуэля
Парк Гуэля
Дом Батльо
Дом Батльо, арх. Гауди (интерьер)
Дом Каса Мила
Каса Навас, Реус
Архитектура русского модерна
Сейчас в особняке находится Музей Великой Октябрьской социалистической революции Одним из лучших примеров новаторского направления модерна является особняк М. Ф. Кшесинской (1904— 1906 гг. , арх. А. И. Гоген) на Кронверкском (М. Горького) проспекте
Здание Музея А. В. Суворова (1901 — 1904 гг. , арх. А. И. Гоген и Г. Д. Гримм)
Доходный дом 1/3 на Кировском проспекте (1902— 1904 гг. , арх. Ф. И. Лидваль)
Эркеры, окна различных форм и размеров, разнообразная облицовка фасадов — основные средства придания этому зданию индивидуального, бросающегося в глаза облика
Торговый дом Гвардейского экономического общества (1908— 1910 гг. , арх. Э. Ф. Виррих), отличающийся простой, но выразительной архитектурой и рациональной планировкой
Торговый дом Елисеева с огромным витражом и большими скульптурами (1903— 1907 гг. , арх. Г. В. Барановский)
Одно из первых зданий с металлическим каркасом и железобетонными перекрытиями, выстроенное для американской фирмы швейных машин «Зингер» (1902— 1904 гг. , арх. П. Ю. Сюзор)
Гостиница «Астория» (1910— 1912 гг. , арх. Ф. И. Лидваль) с ритмом стилизованных пилястр на фасадах
Самым характерным модернистским произведением Ф. О. Шехтеля общепризнан особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской, ныне ул. Качалова, 6/2 (1900— 1902 гг. )
Примером национально-романтического направления модерна в Москве является Ярославский вокзал (1902 г. ), построенный также Ф. О. Шехтелем
Здание Третьяковской галереи (1900— 1905 гг. , главный фасад — по проекту худ. В. М. Васнецова) отличается ярким проявлением национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания
Особняк Дерожинской (1901 г. ) в Кропоткинском пер. , 13
Здание Строгановского училища (1904 г. ) на ул. Кирова
Архитектор И. А. Иванов-Шиц (1865— 1937 гг. ), стоял на позициях стилизаторского модерна. В его произведениях в Москве — Купеческом собрании (1907— 1908 гг. ) на М. Дмитровке (ныне ул. Чехова, 6) искусно сочетаются ионическая колоннада большого ордера с характерными для модерна пропорциями фасадов и декоративными элементами.
Значительным произведением раннего модерна является гостиница «Метрополь» на пр. Маркса, 1 в Москве (1899— 1903 гг. , арх. В. Ф. Валькотт).
Архитектор Р. И. Клейн
Дом Грибушина
Бактериологический институт имени Чуриных, Томск
Модерн Томска Дворец бракосочетаний в Томске
Скульптура Огюст Роден, «Вечная весна»
Камилла Клодель, «Бронзовый вальс» Аристид Майоль, «Ночью»
Камилла Клодель, «Эпоха зрелости»
Живопись Художник В. А. Серов
«Демон» , худ. А. А. Врубель
Герои «Фауста» Гёте, худ. А. А. Врубель
«Дама в голубом» , худ. Сомов «Ужин» , худ. Бакст
«Заморские гости» , худ. Н. К. Рерих «Царь Иван Васильевич Грозный» , худ. В. М. Васнецов
Густав Климт ( «Поцелуй» , «Юдифь» )
«История Клары Зах» (1908 -11 г. г. ), худ. А. Кёрёсфой-Криш
Интерьер Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую "Павлинью комнату", оформленную Д. Уистлером в Лондоне
Мебель Антонио Гауди
Письменный стол Ван де Вельде, 1899 г. Каминные часы
Эмиль Галле, Франция
Гектор Гимар, Франция
Дармштадт, Германия
Русский модерн
Луис Комфорт Тиффани, витражи
Декоративно-прикладное искусство. Луис Комфорт Тиффани
Эмиль Галле
Посуда в стиле модерн
Ювелирные украшения Рене Лалик, Франция Вольферс Филипп, Брюссель Подвеска Лебедь и змеи, 1898
Брошь Лалика Перстень Колье-ошейник
Клевер Фаберже Ландыш
Костюм
S-образный силуэт
Платье дизайнера Н. Ламановой
Прически
Клео де Мерод
Плакаты. Афиши Ф р а н ц и я Жюль Шере «Жирары»
Тулуз-Лотрек, «Японский диван» Эжен Грассе, афиша
Тулуз-Лотрек (Аристид, Мулен Руж)
Альфонс Муха
Альфонс Муха, реклама папиросной бумаги «Жоб»
Италия Марчелло Дудович, реклама Леопольдо Метликовиц, афиша
Уильям Бредли, реклама «Велосипеды Виктор»
Ван де Вельде, «Тропон» Коломон Мозер, Афиша
Россия Бакст, Большой благотворительный базар кукол Плакат Серова с изображением Анны Павловой Дореволюционная реклама
Англия, Обри Бердсли
Россия, Иван Яковлевич Билибин Франция, Элизабет Сонрель
Чарльз Ренни Макинтош. Обложка Шотландского музыкального ревю 1896 г.