bd77a2c5d6a39618f859d80de7a033aa.ppt
- Количество слайдов: 20
Модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество образование *В первом разделе использованы материалы презентации П. Г. Щедровицкого, Духаниной Л. Н. , И. Д. Фрумина и А. Г. Каспржака 1
СОВЕТЫ БЫВЫЛОГО… • НИКТО НИ КОМУ НЕ ДОЛЖЕН… • БЕРИТЕ САМИ ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОКРУЖАЮЩИМ БЫЛО ХОРОШО • СВОБОДА НЕ ДАЕТСЯ, СВОБОДА БЕРЕТСЯ… • ТОЛЬКО ТЫ САМ ЗНАЕШЬ, КТО ТЫ… ПОСЛУШАЙ ВСЕХ, А СДЕЛАЙ САМ…
Образование отстало от жизни ОТРАСЛИ И ПРОФЕССИИ “Десять самых востребованных профессий в 2010 г. не существовало в 2004» ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ Объем технической информации удваивается каждые 2 года ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ Массовое внедрение изобретений (PC, Интернет, моб. устройства) Дипломные программы длятся 4 -6 года, что сравнимо с циклом жизни профессии Содержание образования серьезно пересматривается лишь каждые 10 -15 лет Современное образование основано на методах освоения прошлого опыта и не готово включать инновации 3
Эра «умных» товаров требует квалифицированных пользователей Потребительские товары становятся умнее и сложнее: смартфоны, умные доски, «умные» покрытия и т. д. Пример: Увеличение сложности телефонов Необходимо развитие навыков пользователя Эти навыки нельзя получить в формальном образовании в силу его инерционности Разработчики вынуждены самостоятельно повышать квалификацию пользователя (обучение – часть продукта) Source: Mauro. New. Media, Inc. 5
Новая инфраструктура – это «умная» инфраструктура Новые инфраструктуры выходят на следующий уровень автоматизации «Умная инфраструктура» Требуются кадры, способные Смарт-грид, умный дом, смарт сити. . . проектировать, управлять и развивать такого типа инфраструктуры 6
Растущий спрос на Креативный класс* Востребованные навыки Index 128 124 120 116 112 108 104 (источник: OECD) Спрос на не-рутинные (креативные) навыки растет Проблема в том, что сегодняшнее образование не способно выпускать «креативных людей» 100 96 92 88 84 0 Школы «убивают» креативность Много известных предпринимателей и изобретателей были отчислены из школы * Creative Class is a socioeconomic class that economist and social scientist Richard Florida identifies as a key driving force for economic development of post-industrial cities 7
Глобальные вызовы Национальным системам образования Национальные системы образования возникли в рамках системы национальных государств, возникших после Вестфальского мира 1648 года Вызовы глобализации Совпали с изменением мирового порядка (доктрина гуманитарного вмешательства, с 1990 -х гг. ) Привязанность к территории Мобильность Моно-культурность Мульти-культурность Доминирующий этнос Мульти-национальность Единый стандарт Разнообразие и кооперация Выбор между Интернационализацией или Маргинализацией 8
Образовательные методы не отвечают новым функциям образования Инкультурация 1600 е Создание знания 1700 е Подготовка к деятельности 1800 е 1900 е Развитие деятельности 2000 е ? ? ? Дж. Дьюи Гумбольт Я. А. Коменский Активные методы Исследовательские университеты Классно-урочная система (современная школа) 9
В России появились новые профессии (www. rabota. ru, 2007 год) • • • Тренд-вотчер Блогер Кредитный брокер Коллектор Комьюнити-менеджер Администратор негосударственного пенсионного фонда Рейдер Оптимизатор сайта Составитель частных библиотек Дворецкий Шопер (консультант по стилю) Менеджер по благотворительности
20 наиболее востребованных профессий на 2030 г. (по версии Fast Future) 1. Специалисты в области производства искусственных частей человеческого тела. 2. Специалисты в области наномедицины и нановрачи. 3. Фермеры и производители, специализирующиеся в области производства генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и животных. 4. Специалисты по управлению старением, менеджеры и консультанты для пожилых людей. 5. Специалисты по расширению человеческой памяти и переносу накопившейся в ней информации на другие носители для хранения. 6. Специалисты по этике новой науки, решающие этические вопросы в спорных областях исследований (клонирование) и помогающие обществу принимать решения по ним. 7. Космические пилоты, экскурсоводы, архитекторы и дизайнеры.
20 наиболее востребованных профессий на 2030 г. (по версии Fast Future) 8. Специалисты по вертикальному земледелию - вертикальные фермеры: выращивание продовольствия в вертикальных фермерских хозяйствах - городских небоскребах. 9. Специалисты по изменению климата. 10. Специалисты по управлению массовыми эпидемиями и карантину. 11. Специалисты по управлению погодой. 12. Виртуальные адвокаты и юристы, специализирующиеся в области применения универсальных юридических норм в различных странах и регионах. 13. Специалисты по виртуальной педагогике, проектирующие и использующие интеллектуальные аватары или компьютерные персонажи для обучения школьников и студентов. 14. Разработчики, дизайнеры и производители альтернативных транспортных средств следующего поколения.
20 наиболее востребованных профессий на 2030 г. (по версии Fast Future) 15. Специалисты по персонализированным медиа, то есть средствам массовой информации, приспособленным к личным интересам отдельных людей. 16. Специалисты по безопасному устранению личных данных и информации из общедоступных источников (таких как Интернет). 17. Специалисты и разработчики сервисов по управлению и организации электронной информации (электронные логины и пароли, разнообразные профили, учетные записи и так далее). 18. Брокеры и специалисты по рынкам виртуальных и альтернативных валют. 19. Специалисты по социальным сетям. 20. Специалисты по персональному брендингу, проектированию и продвижению личных брендов.
Новое институциональное ядро образования Неформальное образование 50% времени ученика Семья Сообщество Медиа, Интернет Эксперты Проекты Увлечения Формальное образование 15% времени Школа Колледж Университет Среда / Окружение Новый фокус Ученик Индивидуальная траектория Образовательное учреждение Новое ядро Текущий фокус 14
Характеристики новой модели образования Фокус на индивидуальный образовательных программах Новое содержание: картины мира, карты перспектив и навигаторы Обучение на опыте: командное проектирование, мульти-культурная среда Игра – ключевой формат образовательного процесса 15
Фокус на индивидуальной образовательной программе Старая модель: фокус на образовательных учреждениях Учитель 1 Учитель 2 Новая модуль: фокус на образовательных программах Модули Тьютор Кейс Класс 1 Класс 2 Эксперт Учитель Партнер Учебный план Массовая, рутинная, линейная Ученик Индивидуальная программа Индивидуальная, креативная, многообразная 16
Новое содержание: карты перспектив, самоопределение и навигация Старая модель: фокус предметах Набор предметов Предмет 1 Предметное 1 знание Новая модель: фокус на картах перспектив, самоопределении и навигации Карта перспектив Нормы и знания Нормы, знания Опыт деятельности Ученик Учитель Ученик Позиции 17
Новая форма / метод обучения: обучение на опыте Старая модель: освоение предметного знания Предметное знание Новая модель: командные проекты в разных «мирах» (сферах) и средах Практичные знания Командная работа Разные культуры Проект Учитель Класс Разные среды и «миры» (городская, страновая, международная, корпоративная, общественная, государственная) 18
Новый формат образования Старая модель: трансляция знаний Трансляция знаний Образовательное учреждение Учитель Новая модель: освоение знания через практику Практичное знание и инструменты Tools / Kn Ученик Tools / Kn Коммуникация Ученик Учитель Создание знания Практик Применение знания Исследователь Практик Tools / Kn Игровая имитация Применение знания 19
Игра как форма сочетания всех возможностей Конструирование инструментов и знаний Игровая имитация реальной активности Практичное знание Инструменты для деятельности Инструктор Имитация Модератор роль Реальная ситуация и активность Тьютор Реальный проект 20
bd77a2c5d6a39618f859d80de7a033aa.ppt