Мода как социальнопсихологическое явление Тема 3. 5. 1.
Вопросы n Понятие моды n Функции моды n Фазы движения моды
Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, образа мысли, искусств, литературы, архитектуры, развлечений, который популярен в обществе в определённый период времени.
Особенности моды как социальной нормы n n Она носит конкретно-исторический характер Одна из главных ценностей моды – ее современность Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру Демонстративность моды – ее неотъемлемое качество
Функции моды (Г. Блумер) n n n n Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах Инновационная функция Коммуникативная функция Функция социальной дифференциации и невелирования Функция социализации Функция престижа Функция психофизиологической разрядки
Функции моды (Г. Зиммель) «Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности» .
Фазы движения моды 1. Производство моды - идеальное, духовное производство; - материализация моделей 2. Распространение модных вещей и стандартов поведения - распространение имиджа объекта моды и стандарта потребления - распространение материальных объектов моды 3. Потребление модных вещей.
Мода Высокая мода (подиум) Pret-a-porter (готовые к тому, чтобы носить) Уличная мода (мода на улице)
Потребители моды: n «Инноваторы» n «Лидеры» n «Раннее большинство» n «Позднее большинство» n «Традиционалисты»
Сопротивление моде n Немодные объекты n Антимода n Утилитаризм n Натурализм n Феминизм n Консервативный скептизм n Субкультура меньшинств n Контркультура
Концепция эффекта просачивания Г. Зиммеля Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.
Литература n Обязательная: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М. , 2006. 2. Немов Р. С. , Алтунина И. Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2008. n Дополнительная: 3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб. 1997.