Скачать презентацию Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов Скачать презентацию Многоточие это следы на цыпочках ушедших слов

тропы и фигуры.pptx

  • Количество слайдов: 26

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов. (И. Бродский) Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов. (И. Бродский)

Изобразительно- выразительные средства Тропы – обыгрывают лексическое значение слова Стилистические фигуры речи обыгрывают синтаксические Изобразительно- выразительные средства Тропы – обыгрывают лексическое значение слова Стилистические фигуры речи обыгрывают синтаксические особенности .

Т Р О П Ы аллегория синекдоха метафора перифраза гипербола ирония литота сравнение олицетворение Т Р О П Ы аллегория синекдоха метафора перифраза гипербола ирония литота сравнение олицетворение эпитет метонимия

Ф И Г У Р Ы оксюморон анафора эпифора бессоюзие антитеза инверсия градация эллипсис Ф И Г У Р Ы оксюморон анафора эпифора бессоюзие антитеза инверсия градация эллипсис умолчание риторический вопрос парцелляция риторическое обращение параллелизм

Литота – преуменьшение. «Лошадь величиной с кошку» , «Жизнь человека — один миг» Литота – преуменьшение. «Лошадь величиной с кошку» , «Жизнь человека — один миг»

Литота – преуменьшение. «Лошадь величиной с кошку» , «Жизнь человека — один миг» Литота – преуменьшение. «Лошадь величиной с кошку» , «Жизнь человека — один миг»

Перифраз (перифраза) -описательное выражение, замещающее слово. Царь зверей. Находиться в объятиях Морфея. Меж тем Перифраз (перифраза) -описательное выражение, замещающее слово. Царь зверей. Находиться в объятиях Морфея. Меж тем как сельские циклопы (= кузнецы) Перед медлительным огнем Российским лечат молотком (= ремонтируют) Изделье легкое Европы (здесь: коляску).

Антономасия Троп , состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Пример: Фамилия гоголевского Антономасия Троп , состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Пример: Фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение – "лгун", "хвастун".

Ирония Употребление слова или высказывания в смысле , противоположном прямому. Отличительным признаком является двойной Ирония Употребление слова или высказывания в смысле , противоположном прямому. Отличительным признаком является двойной смысл. Пример: Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании , где он был , не обходилось без истории.

Метонимия Вид тропа , в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или Метонимия Вид тропа , в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В отличие от метафоры её нельзя переделать в сравнение. Пример: Я прочитал всего Пушкина.

АНАФОРА - (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова АНАФОРА - (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. А. С. Пушкин

ЭПИФОРА - - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк ЭПИФОРА - - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном, Отчего прослыл я скандалистом? И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом

БЕССОЮЗИЕ - стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придает высказыванию БЕССОЮЗИЕ - стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придает высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Например: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри,

АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis положение) - противопоставление, создающее эффект АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П. П. Кирсанов, Обломов и Штольц), композиционных (например, "Деревня"А. С. Пушкина) или сюжетных (например, чередование "военных" и "мирных" эпизодов в романе Л. Н. Толстого "Война и мир") элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы (см. ), например: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.

УМОЛЧАНИЕ - стилистическая фигура: оборот речи, в котором автор сознательно оставляет мысль недосказанной, предоставляя УМОЛЧАНИЕ - стилистическая фигура: оборот речи, в котором автор сознательно оставляет мысль недосказанной, предоставляя читателю возможность самому догадаться, какие слова не произнесены: "Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, // Что уж барону время умереть" (А. С. Пушкин).

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н. В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н. В. Гоголь). риторическое обращение риторический вопрос

РЕФРЕН - ( франц. refrain - припев) - стих (см. ), повторяющийся в каждой РЕФРЕН - ( франц. refrain - припев) - стих (см. ), повторяющийся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Обычно стоит в конце строфы, но может находиться в начале или середине и содержать не один, а несколько стихов. Примером использования Р. может служить стихотворение А. С. Пушкина "Храни меня, мой талисман. . . ". Р. восходит к припеву (см. ). ПОВТОР

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране"

ПЛЕОНАЗМ - (от греч. pleonasmos излишество) - разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких ПЛЕОНАЗМ - (от греч. pleonasmos излишество) - разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи, употребление лишних обстоятельств или определений (предчувствовать заранее, повседневная обыденность).

Эвфемизм, -ы. В лексической стилистике: разновидность перифразы: Слово или выражение, заменяющее другое слово или Эвфемизм, -ы. В лексической стилистике: разновидность перифразы: Слово или выражение, заменяющее другое слово или выражение, которое представляется говорящему нежелательным в лингвокультурном/социальном отношении. *летальный исход (=смерть); слабослышащий (=глухой), малообеспеченный (= бедный), вооруженный конфликт (=война).

ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке ИНВЕРСИЯ - (от лат. inversio перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность. Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. . .

Эллипсис, . В синтаксической стилистике: фигура , когда один из компонентов высказывания не упоминается, Эллипсис, . В синтаксической стилистике: фигура , когда один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придания тексту большей выразительности, динамичности. Э. способствует передаче быстрой смены событий, действий, общей динамики изображаемой сцены, напряженного состояния персонажа, вносит дополнительные детали в его речевую и психологическую характеристику. *Я – ни слова; Он – домой; Она – на первом месте, я – на втором.

ТАВТОЛОГИЯ - разновидность речевой избыточности, вид плеоназма (см. ): повторение в тексте однокоренных слов ТАВТОЛОГИЯ - разновидность речевой избыточности, вид плеоназма (см. ): повторение в тексте однокоренных слов (вновь возобновить, в рассказе рассказывается), а также соединение русского и иноязычного слова, близких или одинаковых по значению (памятный сувенир, первый дебют).

В художественном тексте - стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: В художественном тексте - стилистическая фигура, средство усиления выразительности речи, например: "Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь); "Как ум умен, как дело дельно, // Как страшен страх, как тьма темна!" в фольклоре - сослужить службу, сиднем сидеть). Т. лежит также в основе некоторых экспрессивно окрашенных фразеологизмов (ходить ходуном, битком набит, есть поедом). Т. нередко становится в тексте средством создания комического эффекта: "Позвольте вам этого не позволить" (Н. В. Гоголь).

ГРАДАЦИЯ - (от лат. gradatio постепенность) - стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей ГРАДАЦИЯ - (от лат. gradatio постепенность) - стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г. ) или от большого к малому (обратная Г. ).

Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи: Спасибо вам и сердцем и Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи: Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше не-гулянье под луной, За солнце не у нас над головами. . . М. Цветаева