Михаил Васильевич Ломоносов.ppt
- Количество слайдов: 12
Михаил Васильевич Ломоносов Подготовили ученицы 4 класса Королёва Валерия И Лапина Екатерина
Он родился в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный» . Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая» .
Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора. Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.
Холмогоры Москва
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Большое событие Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
Смальта В разные века этим словом называли различные материалы. смесь воска, смолы и других веществ, которую использовали в качестве замазки для ремонта зданий, а также для энкаустики (живописи восковыми красками)
Открытие Ломоносова Секрет изготовления смальт – цветных стекловидных масс – к тому времени в России был забыт, в Европе же хранился в строгой тайне. С 1749 года Ломоносов начал разработку технологии по изготовлению цретных стекол, смальт и красителей для них. Его достижения получили общеевропейское признание. Академик Эйлер писал ученому: «Достойное вас дело есть, что вы стеклу все возможные цвета дать можете. Здешние химики сие изобретение за великое дело почитают» . 112 тонов и свыше 1000 оттенков включала ломоносовская мозаичная палитра. Это намного превосходило набор цветов ватиканской мастерской. Проводя научные изыскания, Ломоносов не ограничивал свою задачу получением только смальт. Он стремился создать технологический процесс изготовления оптического, посудного стекла, финифти, бисера и стекляруса.
Работу над портретом Петра I Ломоносов начал в мозаичной мастерской на Васильевском острове, а продолжил в Усть-Рудице. Вначале он выполнил рисунок в цвете со знаменитых живописных изображений Петра I: лицо – с портрета работы Л. Каравакка, а доспехи – с портрета кисти Ж. -М. Натье. Для набора использовались смальты крупных размеров (2 сантиметра). Изобретатель русской мозаики имел много учеников – художников М. Васильева, Е. Мельникова, М. Мешкова, Я. Шалаурова, мастеров-смальтоваров: И. Цильха, Ф. Рогожина, П. Кириллова. В последующем ими были созданы еще три портрета Петра I, но менее значительные в художественном отношении. Всего по документам известно 40 мозаик, набранных Ломоносовым и его последователями. В музеях страны хранятся 23 произведения, шесть из которых в Эрмитаже. Местонахождение же остальных 17 неизвестно.
В одном из эрмитажных залов экспонируются мозаичные произведения созданные великим русским ученым и его учениками Среди этих работ выделяется портрет Петра I – убедительное подтверждение незаурядного художественного дарования Ломоносова. Он начал работать как технолог-мозаичист после знакомства в 1746– 1750 годы с привезенными из Италии мозаичными произведениями «Плачущий апостол Петр» и «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» . Они были набраны в Риме в ватиканской мозаичной мастерской. Вдохновляющим образцом для Ломоносова послужили также древнерусские мозаики Киева и Новгорода XI–XII веков. Русский ученый мечтал возродить монументальное искусстве «для убранства огромных публичных строений» , способное «разрешению задач художества государственного, всенародного» . Свое отношение к мозаике Ломоносов выразил в стихотворении «Письмо о пользе Стекла. . . » :